Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:25, доклад
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире. В последнее время значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, также, часто причиной пожара является детская шалость. Родители, как правило, подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности. Именно детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Дошкольному учреждению и родителям необходимо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Эффективным средством воспитания дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях. Проводя их, мы активизируем деятельность воспитанников путем использования разнообразных методов; используем дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываем его способности и возможности. Воспитатель обязан быть психотерапевтом, а для этого ему надо знать ребенка, его душу, понимать и придавать значение его трудностям, помогать преодолевать их. [7, с. 52]
Современное дошкольное образование
отражает общие, присущие образовательным
системам внутренние цели - содействовать
развитию человека, его культурному
самоопределению и
Формирование культуры безопасной
жизнедеятельности является научно
обоснованной необходимостью обеспечения
безопасного развития человеческого
общества в целом и должно занять
прочное место в системе
Роль педагогов - формирование у детей правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, разбираться в полученной информации и принимать конкретные решения.
Дошкольные учреждения стараются отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование представления о правилах пожарной безопасности должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек внимательно относиться к угрожающим жизни вещам оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества. [2, с. 106]
Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью и жизни. Потребность в его здоровье есть у родителей, дошкольных учреждений, общества, и все вместе они пытаются внушить ребенку свое представление о здоровье и безопастности. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. [3, с. 83]
Может возникнуть вопрос, насколько возможно это в таком юном возрасте и возможно ли вообще. При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки правильного отношения с огнем и вещами, при неправильном пользовании которыми жизни угрожает опасность без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
Современные дошкольные образовательные программы составлены достаточно грамотно и обоснованно, но они акцентированы на вопросах гигиены и безопасности. Это, конечно, чрезвычайно важные условия, как для нормальной адаптации ребёнка в обществе, так и для сохранения его жизни в целом.
Конец 80-х и 90-е гг. выступили в истории как период, для которого характерна тенденция поиска нового содержания и постановки задач ознакомления детей с социальным миром. Исследования Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и других ученых показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Появилась необходимость конкретизировать понятия личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром.
Процесс социального развития представляет собой сложное явление для дошкольника, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого общества и утверждение себя как члена социума. Неоднородность социального окружения определяет специфику социокультурного пространства, при помощи которого человек приобщается к культурным общечеловеческим, национальным, региональным и другим ценностям. Также вопросам ознакомления дошкольников с законами общества посвящены труды Е. И. Радиной, М. И. Богомоловой, В. И. Логиновой, Н. В. Мельниковой. В их работах в основном освещены вопросы формирования определенных знаний об окружающей каждого человека социальной действительности. [5, с. 16]
Анализ психолого-
Именно в период социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье [1, с. 123].
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на правильное поведение с огнем, ориентации их интересов на сохранение жизни.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов.
Прямолинейное, декларативное
требование соблюдать принятые в
обществе правила поведения чаще
всего оказывается
О природе, о здоровье говорится постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту - эти вопросы зачастую не освещаются.
Социальная действительность является не только объектом изучения, но и средством, которое воздействует на ребенка, питает его ум и душу. Необходимо показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя. Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Я обращала внимание детей на «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. [4, с. 117]
Таким образом, безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
1.2 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Известно, что дошкольный
возраст является решающим в формировании
фундамента физического и психического
здоровья. Ведь именно до 7 лет человек
проходит огромный путь развития. Именно
в этот период идёт интенсивное развитие
органов и становление
Дошкольник еще не способен
целенаправленно воспитывать
Освоение действий с предметами
и сравнение их с действиями взрослого
формирует у ребенка
В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый. Первой значимой социальной группой для детей, первым институтом социализации является семья, затем - коллектив дошкольного учреждения. Этот мини социум - своеобразная модель реального общества. Здесь проявляются поведенческие особенности ребенка в отношении к сверстникам и взрослым, его умение устанавливать контакты, постоять за себя, взаимодействовать с окружающими и т.д. Кроме стихийного опыта общения дети в детском саду получают определенные знания об обществе, знакомятся с правилами поведения в нем. [4, с. 119]
Главная потребность ребенка
состоит в том, чтобы войти
в мир взрослых, быть как они
и действовать вместе с ними. Но
реально выполнять функции
Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов. [10, с. 69]
В то же время виды деятельности
дошкольника различаются с
Центральная роль в становлении осознанности поведения ребенка принадлежит речи и речевому общению со взрослым. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуально воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени, благодаря чему становится возможным “действовать в будущем”, т.е. планировать свое поведение. Необходимость сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к тому, чтобы осознать ситуацию и собственные действия в ней. Речь выступает как фактор, мобилизующий опыт ребенка.