Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:25, доклад
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Становление регулирующей и планирующей функций речи не происходит стихийно. Нужна специальная работа по включению речи в самостоятельную деятельность детей, по вербализации их практического опыта. Для развития осознанности и произвольности поведения необходимо такое внеситуативно-личностное общение, которое не только выводит ребенка за пределы воспринимаемой ситуации, но и направляет его на осознание этой ситуации и своих практических действий в ней. [10, с. 70]
Так, влияние речи на развитие сознания и произвольного поведения не только в раннем, но и в более поздних возрастах можно считать очевидным.
Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.
Для детей старшего дошкольного возраста характерна познавательная активность, которая выражается в их бесконечных вопросах ко взрослым и организует их внимание. Они могут уже произвольно регулировать свое поведение, сосредоточивать внимание на том, что их привлекает, хотя для них характерна в основном непроизвольность внимания.
Они легко запоминают то, что важно для реализации собственных притязаний (успех в игре, чтение стихов на празднике и т.п.), хотя в целом у них непроизвольное запоминание наиболее продуктивно.
Дети стремятся к
Старших дошкольников уже больше волнует оценка не конкретных умений, а их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнения. [6, с. 43]
Через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением.
Жизнь детей этого возраста
не из легких. Они постоянно переживают
по тому или иному поводу, являясь
пленниками своих эмоций. Чтобы помочь
им сохранять душевное здоровье, необходимо,
прежде всего, уметь принимать их
чувства; предоставлять им право
на собственный выбор; не обесценивать
их требований, что способствует нейтрализации
возникающей у ребенка
Детям этого возраста не хватает силы воли. Мотивы "хочу" и "надо" вступают в единоборство. И не всегда побеждает нравственный мотив. Ребенок иногда сознательно идет на ложь, чтобы сохранить хорошие отношения со взрослыми. Он нуждается в положительных эмоциях - первейшей человеческой потребности. И поэтому желание заслужить одобрение, симпатию со стороны взрослого - один из основных мотивов поведения детей старшего дошкольного возраста, имеющий огромное значение для развития личности ребенка, так как стремление к самоутверждению является стимулом его положительного поведения. [9, с. 127]
Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т.е. способность управлять своими действиями, контролировать их. Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников должен заключаться в формировании осознанности их действий.
Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют. На развитие шестилеток существенное влияние оказывает занятия, но игра для них более понятна, более радостна; в ней легче выделяется сознательная цель (сосредоточиться, запомнить и т.п.). Игра - это школа социальных отношений для ребенка; в ней он учится сотрудничеству, тем качествам, которые помогают и воспитателю и детям стать партнерами в общем деле. В игре со сверстниками ребенок освобождается от всего, что "давит" на него в повседневной жизни, забывает о страхе, злости, печали и т.д. В процессе игры осуществляется своеобразная групповая психотерапия; идет настоящая жизнь для ребенка. [4, с. 93]
В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.
Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.
1.3 Способы формирования представлений дошкольников о пожарной безопасности
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. [7, с. 5]
В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.
Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения.
Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводятся с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи в сохранении жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитание навыков по предупреждению пожаров и тушению возгораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. [2, с. 36]
Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают созидающий и разрушающий огонь. Как уже отмечалось, главная задача взрослых – помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды, при этом четко объяснить, почему нельзя делать те или иные вещи, и что может произойти в случае неправильного поведения в сложных ситуациях.
Пожарная охрана только своими
силами не может в полной мере обеспечить
предупреждение пожаров от шалости
детей с огнем. Именно поэтому
столь важна роль педагога, который
своим кропотливым трудом, своим
творчеством и умением
Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. Здесь познавательный интерес тесно переплетается с элементами игры – основного вида деятельности дошкольников.
В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и избежать ее можно, следует только выполнять правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать по поводу того или иного поведения в различных сложных ситуациях.
Таким образом, для усвоения детьми правил пожарной безопасности, воспитатели обычно пользуются следующими формами работы:
Для наиболее эффективного усвоения материала, необходимо систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров; формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара; воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях; формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности; информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ; организация мониторинга качества образования по разделу «Основы безопасности жизнедеятельности»; организация работы с педагогами по распространению передового опыта. [1, с. 109]
Использование разнообразных
форм работы по пожарной безопасности
с учетом возрастных особенностей детей
позволяет воспитателю
Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, определяется комплекс задач, направленных на достижение поставленной цели - формирование целостного представления о пожарной безопасности.
Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье. Практика показывает: зачастую родители и сами не в ладах с этими правилами. Часто спички в домах хранятся в доступных для детей местах. Также дошкольники могут иметь доступ к электронагревательным приборам, газовым плитам, печам и другой бытовой технике и химии.
Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.
Хорошим подспорьем в формировании
различных стратегий поведения
в трудных и эмоционально насыщенных
ситуациях является использование
игровых заданий, в том числе
и компьютерных игр в соответствии
с возрастом. Игровая деятельность,
тем более реализованная на современном
техническом уровне, весьма привлекательна
и для младшего, и для среднего,
и для старшего дошкольного возраста
в соответствующих вариантах. Создающийся
с её помощью повышенный интерес
к осознанной деятельности во время
пожара или в иных сложных условиях
позволяет перешагнуть через
внутренний барьер боязни, трудности,
незнания, неумения и незаметно для
себя перейти к овладению новой
реальностью, придаёт уверенность
в самоспасении и спасении других,
при этом учит правильно рассчитывать
свои силы и возможности.
Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников,
воспитателей и родителей, придавая обучению
систематизированный и социальный характер,
оказывает наиболее глубокое влияние
на детей, поэтому привитие воспитанникам
навыков пожаробезопасной жизнедеятельности
должно стать нормой дошкольной жизни
и раздел "Пожарная безопасность"
должен изучаться со всей серьёзностью,
ведь те азы, которые впитают дошкольники,
останутся у них на всю жизнь, изменяясь
и совершенствуясь. [2, с. 76]
Таким образом, для проведения работы с дошкольниками по усвоению ими основ пожарной безопасности необходимо учитывать уровень их психического развития, интересы, уже имеющиеся знания. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками, беседы с их родителями (законными представителями), организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов на противопожарные темы, выпуск номеров газет для родителей (самиздат), встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе рисунков на противопожарные темы организацию противопожарной агитации в дошкольном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диафильмов, видеофильмов на противопожарную тематику.