Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

3. «Основы медицинских  знаний и правила оказания  первой медицинской помощи».

4. «Основы военной службы».

 В комплексной учебной  программе по ОБЖ для 5-11 классов  2010 г. под общ. ред. А.Т.Смирнова используется модульная структура содержания курса. При модульном построении содержания образования структура курса ОБЖ включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).В комплексной учебной программе по ОБЖ для 5-11 классов 2010 г. под общ. ред. А.Т. Смирнова используется модульная структура содержания курса. При модульном построении содержания образования структура курса ОБЖ включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел  I ( Р-I). Основы комплексной безопасности.

Раздел  II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 класс).

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел  III ( Р-III). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль III (М-III). Обеспечение военной безопасности государства (изучается с 10 по 11 класс).

Раздел V (Р-V). Основы обороны государства.

Раздел VI (Р-VI). Основы военной службы.

По новым Федеральным  государственным образовательным  программам (ФГОС) в структуре программы  по ОБЖ для 5-9 классов под ред. А.Т. Смирнова (2011 г.) в Модуле I (М- I) дополнительно  выделен Раздел 3. Основы противодействия  терроризму и экстремизму в Российской Федерации (предусмотрен в 5, 7, 9 классах).

5.Базовый и профильный  уровни обучения. Профильные классы.

Базовый уровень

Предмет ОБЖ предназначен для формирования у учащихся сознательного  и ответственного отношения к  вопросам личной безопасности и безопасности других людей, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, а также определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Содержание предмета ОБЖ включает теорию и практику здорового образа жизни, защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи.

Программа предмета ОБЖ основного  общего образования состоит из трех разделов:

1)безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

2)основы медицинских знаний;

3)основы здорового образа жизни.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических  особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим образовательным  программам.

На первой ступени общеобразовательной  школы (1-4 классы) внимание уделяется  вопросам соблюдения личной гигиены, режима дня, здоровья, а также правилам безопасного  поведения на улице и дороге, воде, в помещении, с домашними животными; даются понятия об окружающей среде  и правилах поведения при возникновении  экстремальных ситуаций в природной  среде.

На второй ступени общеобразовательной  школы (5-9 классы) большое  значение придается формированию у обучающихся  здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ и курению, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Учащиеся 9 классов знакомятся с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и производственной деятельности.

На третьей ступени (10-11 класс) завершается формирование у  обучающихся основных понятий по ОБЖ, осуществляется подготовка к службе в Вооруженных силах РФ, военно-патриотическое воспитание старшеклассников. Структура  программы для старших классов  состоит из трех разделов:

1)безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

2)основы медицинских знаний и здоровом образе жизни (в том числе вопросы репродуктивного здоровья);

3)основы военной службы.

Формирование культуры безопасного  поведения построено на основе дидактического принципа системности и непрерывности.

Профильный уровень.Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников.Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, т. е. за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.

Цели профильного обучения:

•обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

•создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников;

•способствовать установлению равного доступа разным категориям обучающихся к полноценному образованию в соответствии с их индивидуальными склонностями;

•расширить возможности социализации учащихся;

•обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;

•подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Существует две модели организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации. Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей) или многопрофильной.2. Модель сетевой профилизации. Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов других ОУ.

Эта модель может основываться либо на объединении нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, которая  обладает достаточным материальным и кадровым потенциалом; либо на совместной работе с другими ОУ и образовательными ресурсами (учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и др.).Система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные курсы.Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Такими предметами являются математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического профилей).Профильные общеобразовательные предметы — предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования, а его усвоение определяется по результатам единого государственного экзаменаЭлективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Они входят в состав профиля обучения на третьей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, с помощью них ученики осваивают основные профильные курсы на необходимом уровне, а также проходят внутрипрофильную специализацию. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.В условиях перехода на профильное обучение возникает необходимость конкурсного приема на старшую ступень обучения. Важно объективно оценить уровень готовности учащихся к обучению по выбранному им профилю. Решающую роль сыграет введение накопительной оценки (портфолио, или «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ .

6. Общая характеристика  учебных общеобразовательных программ  по курсу ОБЖ

Содержание курса ОБЖ  представлено в учебных программах, учебниках, учебных пособиях для  учащихся общеобразовательных учреждений.  В учебных программах курса ОБЖ  определен необходимый минимум  знаний, предусмотренный федеральным  государственным образовательным  стандартом. Эти программы являются типовыми (примерными), они определяют базовое содержание курса для  общеобразовательных учреждений. Руководствуясь примерными программами и объемом  часов, предусмотренных учебным  планом, образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают рабочие  программы курса с учетом специфики  обучения. В рабочих программах возможны изменения и дополнения в отдельных  темах и разделах с учетом местных  условий, учебно-материальной базы и  квалификации преподавателей. При этом перечень и основное содержание разделов, подразделов и тем изменению  не подлежат.

По данным МЧС России в 76 регионах страны из 89 курс ОБЖ преподается  в школе с 1 по 11 классах и считается  обязательным на региональном уровне.

Существует несколько  структур построения учебных программ:

nЛинейная структура, когда отдельные части учебного материала изучаются систематически, последовательно, один за другим, с постепенным усложнением как бы по восходящей линии. Предлагаемый материал, как правило, изучается один раз и следует один за другим  (литература, история, языки, музыка).

nКонцентрическая структура – предполагает повторы одного и того же материала. При этом каждый раз происходит расширение, углубление изучаемого, пополнение новыми сведениями (физика, химия, биология).

nСпиральная структура – рассматриваемая проблема всегда остается в поле зрения учеников, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные. В отличие от линейной структуры – нет одноразовости изучения материала; в отличие от концентрической – нет разрывов, характерных для концентрической структуры. Используется при изучении общественных, психолого-педагогических наук.

nСмешанная структура – комбинация линейной, концентрической и спиральной, является наиболее используемой при написании учебников и учебных пособий в настоящее время.

Учебная программа – документ для учителя, который характеризует  отдельный учебный предмет.

Учебный предмет – это  дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки, искусства, деятельности для достижения образовательных  целей. Структура учебного предмета, естественно, имеет много общего со структурой соответствующей науки. Структура школьного курса ОБЖ  должна соответствовать структуре  курса БЖД, которая изучается  в профессиональных учебных заведениях

 7.Целеполагание и планирование учебного процесса по БЖ. Виды планов.

Цель образования в  РФ: становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей  ответственность перед семьей, обществом  и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию  и законы, способной к взаимопониманию  и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами

Способы постановки учебных  целей.

В практике работы учителей встречаются несколько способов постановки целей. Рассмотрим некоторые  из них.

1. Определение целей через  изучаемое содержание. Н-р: «Изучить  железнодорожный и авиационный  транспорт». Цель указывает на  область, затрагиваемую на уроке.  Такой способ критикуется, т.к.  цель не диагностична. Она слишком общая - что значит «изучить», что должно быть в результате этого изучения? Ее нельзя проверить.

2. Определение целей через  деятельность учителя. Н-р: «Ознакомить  учащихся с первой медицинской  помощью при кровотечениях различных  видов». Такой способ сосредоточен  на собственной деятельности  учителя и создает впечатление  прояснения и упорядочения в  работе. Но деятельность учащихся  выпадает из поля внимания  учителя.

3. Постановка целей через  внутренние процессы интеллектуального,  эмоционального, личностного развития  ученика. Н-р: «Воспитывать ответственное  отношение к собственной безопасности  и безопасности окружающих», «Формировать  умение анализировать ситуации  криминогенного характера», «развивать  умения определять различные  виды травм организма человека»  и т.д. Здесь обобщенные образовательные  цели - на уровне школы, учебного  предмета или цикла предметов,  но не на уровне урока. Их  нельзя достичь за один урок.

4. Постановка целей через  учебную деятельность учащихся. Н-р: «Цель урока – выполнение  упражнений по наложению повязок  на ногу» или «выполнение упражнений  на шведской стенке». С одной  стороны - вносит определенность  в планирование и проведение  урока. С другой стороны - из  поля зрения выпадает ожидаемый  результат обучения, его следствие.  Этот результат есть определенный  сдвиг в развитии ученика, который  находит отражение в той или  иной его деятельности.

5. Цели обучения формулируются  через результаты обучения, выраженные  в действиях учащихся, причем  таких, которые учитель может  надежно опознать (т.е. описание  результата обучения через наблюдаемые  действия).

Н-р: Умение понимать значение письменного текста можно оценить  по следующим внешним действиям:

nвыделить сведения, содержащиеся в тексте;

nвыделить главную мысль текста;

nнаписать конспективное изложение текста;

nвыделить из текста те идеи, которые не раскрыты в нем, но предполагаются в содержании текста и т.д.

Из данного примера  видно, что такой способ постановки целей предполагает построение четкой системы целей, внутри которой выделены последовательные уровни (иерархия).

Планирование.

Достижение высоких результатов  в подготовке учащихся по курсу ОБЖ  во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при  изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых.

Правильное планирование обеспечивает:

- необходимое направление,  структуру и качество обучения;

- рациональное распределение  времени на темы учебного материала;

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД