Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

Интерактивное обучение (от лат. inter — взаимный, act — действовать) — обучение, построенное на диалоге, который пред¬полагает свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы.

Видами интерактивных  методов являются мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных  центров, деловая игра, метод проектов, Обучение в малых группах, Метод  учебных центров, Метод проектов, Компьютерные методы (Метод моделей, Адаптивные методы, Метод проблем  и открытий, Метод научных исследований) Игровые методы в учебном процессе.

 

 

15.Урок БЖ, структура, типы, виды. Подготовка к уроку и  ее анализ.

Урок — это занятие  с классом учащихся (группой учащихся примерно одинакового возраста и  постоянного состава) продолжительностью 40 — 45 мин. Количество уроков определяет учебный план общеобразовательного учреждения, а их содержание — школьные программы и Государственный  стандарт.

Современный урок является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как именно на уроке ученик не только познает — на уроке  происходит его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, развиваются интересы, формируется  личность.

 

Уроки классифицируют на основе:

- содержания;

- дидактической цели;

- способов проведения;

- этапов процесса обучения.

В основе характеристики типов  уроков лежат этапы процесса обучения:

- подготовка учащихся  к восприятию нового материала;

- сообщение нового материала;

- организация процессов  осмысления и закрепления учебного  материала;

- формирование практических  умений;

- обучение применению  знаний и умений;

- проверка знаний и  умений.

Этапы урока могут сокращаться  или расширяться по времени: выступать  слитно или раздельно, осуществляться на одном или нескольких уроках. В соответствии с этим на практике проводятся уроки, содержащие все указанные  этапы или характеризующиеся  преобладанием какого-либо одного.

Сочетание и последовательность этапного обучения называется структурой урока. Тип любого урока безопасности жизнедеятельности будет определяться его структурой. В соответствии с  этим подходом выделяют следующие типы уроков:

1)  вводный;

2) изучения нового материала  (первичного ознакомления с учебным  материалом;

3)  образования понятий;

4)  применения полученных  знаний на практике;

5)  проверки и учета  знаний;

6)  обобщения знаний  и умений;

7)  комбинированные или  смешанные. 

В особый тип урока можно  выделить урок формирования практических уме¬ний.

Вид урока определяется по ведущему методу обучения: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок самостоятельной  работы, уроки-игры; объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, лабораторный и т.д.

Умения и навыки вырабатываются почти на каждом уроке в связи  с изучением нового материала, но так как содержание учеб¬ного материала отражает целенаправленную организацию деятель¬ности людей в экстремальных ситуациях, необходимы отдельные уроки, позволяющие обучить учащихся конкретным практическим дей¬ствиям.

Вместе с тем все  названные выше типы и виды уроков должны выпол¬нять обучающую, воспитательную, развивающую, стимулирую¬щую и самообразовательную функции и соответствовать традици¬онному минимуму требований к организации и проведению уро¬ка. Выбирая тип урока, учитель руководствуется его местом - порядком проведения — в соответствии с изучаемой темой, его задачами, особенностями содержания нового материала, возрас¬том учащихся и уровнем их подготовки. Также тип урока зависит от имеющихся в школе средств обучения, уровня подготовленно¬сти учителя и других факторов. Уроки одного и того же типа могут быть разных видов, различаясь в зависимости от ведущего метода обучения. Например, вводный урок можно провести в виде лек¬ции, экскурсии, беседы, объяснения или сочетания рассказа и беседы. Определяя систему уроков по данному курсу и темам, не¬обходимо иметь в виду, что изучение нового опирается на прой¬денный старый материал, а в процессе изучения нового закреп¬ляется ранее изученный учебный материал.

Рассмотрим более подробно уроки, выделенные по соотноше¬нию этапов обучения и основной обучающей задаче.

1. Вводный урок обычно  проводится в начале учебного  года как введение в предмет,  а в начале темы — как  введение в тему. Вводный урок  должен помочь учащимся восстановить  основные знания предыдущего  курса и дать общую характеристику  курса, изучаемого в этом учебном  году, Цель вводных уроков заключается  в пробуждении интереса к пред-мету и раскрытии практической роли изучаемых знаний. В содержании вводного урока важны установки, позволяющие учащимся войти в новую тему. При необходимости учитель на этом или по¬следующих уроках определяет базовый уровень знаний учащихся, их основных умений. На введение в тему, как правило, отводится небольшое время урока.

2. К типу изучения  нового  материала относят следующие  виды уроков:

- урок изложения учебного  материала учителем;

- школьная лекция;

-  урок-экскурсия, киноурок;

- урок с сообщениями  и докладами учащихся.

На уроках изучения нового материала весь урок или большая  его часть отводится изучению довольно значительного по объему и  сложного учебного материала. В меньшей степени на нем могут быть проведены закрепление, повторение и проверка знаний уча¬щихся. На данном уроке используется весь комплекс методов обу¬чения, причем активен не только учитель, но и школьники.

3. Комбинированный (смешанный)  урок. Он получил наибольшее распространение  в практике обучения. Комбинированный  урок иначе называют составным,  так как он состоит из всех  основных этапов процесса обучения. Он имеет несколько дидактических  целей и включает все структурные  элементы. Комбинированный урок  проводится разнообразными методами  и приемами. Внутри урока могут  использоваться различные виды  учебно-познавательной дея¬тельности учащихся.

Таким образом, структура  комбинированного (смешанного) урока  — это производное его задач  и содержания, поэтому она подвижна и позволяет изменять структурные  элементы урока.

4.  Урок проверки и  учета знаний и умений. Проводится  в конце каждого крупного раздела  для проверки усвоенных знаний  и практических умений учащихся  или в заключении серии уроков по многочасовым темам. Данный урок позволяет выяснить, все ли учащиеся приобрели необходимые знания, выявить недочеты, а также поло¬жительные стороны проведенной работы. Проверка знаний и уме¬ний учащихся может быть организована в форме письменных работ (различные виды диктантов, тестирование, составление сравнительных таблиц), устного опроса или их сочетания. В старших клас¬сах эти уроки могут носить характер уроков-зачетов.

Учетно-повторительный урок имеет следующую структуру:

1)  постановка задач  урока;

2) разъяснение его цели  и формы проведения (дается инфор¬мация о требованиях к ответам, критерии выставления оценок, правилах работы с источниками знаний);

3)  постановка и выполнение  заданий;

4)  проверка итогов выполнения  заданий.

При контроле сложных или  объемных тем и разделов итоги - в  форме письменной работы — подводятся учителем на следу¬ющем уроке.

Повторение занимает важное место в методике любого пред¬мета школьного курса. Наиболее рационально распределять уроки этого типа по сетке всего года. Кроме того, при наличии резерва времени желательно выделить несколько часов в конце года для того, чтобы иметь возможность, с одной стороны, проконтро¬лировать степень усвоения учащимися всего материала курса, а с другой — акцентировать внимание школьников на общих законо¬мерностях и взаимосвязях между различными темами.

Учет знаний учащихся осуществляется путем использования различных  форм и методов, но, тем не менее, основным методом являются вопросы  учителя. В зависимости от формулировки они заставляют учеников сопоставлять, сравнивать явления, искать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщать мате¬риал.

5.  Урок формирования  практических умений учащихся. Для  осмыс¬ления и закрепления формируемых на каждом уроке учебно-по¬знавательных, а также практических умений необходимы специ¬альные уроки. Умения учащихся формируются только в деятельности, в процессе активного применения знаний в новых познавательных и практических ситуациях.

Для формирования умений необходимы следующие у с л о в и я:

1)  знания учащихся об  изучаемых объектах и процессах;

2) знания о способах  познавательных и практических  действий, о приемах учебной работы;

3)  упражнения в применении  этих знаний при выполнении  специальных учебных заданий.

В структуре урока должны присутствовать такие звенья, как  показ образца действий, его осмысление, применение и закрепление.

6. Урок обобщения знаний  и умений. Цели данного урока  — систематизировать знания, раскрыть  новые связи и отношения усвоенных  понятий, помочь учащимся от  знания отдельных фактов перейти  к их обобщению. Наиболее распространенная  ошибка в практике проведения  такого урока — сведение всей  работы к последовательному повторению  учебного материала темы без  каких-либо обобщений. На обобщающих  уроках, особенно для среднего  звена учащихся, ведущим методом  является беседа, которая должна  чередоваться с работой по  наглядным пособиям с использованием  учебника, рабочих тетрадей, других  пособий. На уроках обобщения  знаний и умений используется  большое количество средств обучения: таблиц, схем, экранных пособий и  др.

Структура таких уроков может  быть следующей:

1)  организация класса  на работу, сообщение темы и  цели урока;

2)  беседа по материалу  изученного раздела;

3) выполнение письменных  заданий (решение практических  задач, выполнение заданий, тестов, заполнение систематизирующих таблиц);

4)  подведение итогов  урока в виде обобщающей беседы.

Уроки обобщения знаний и  умений особенно важны тем, что они  не только способствуют лучшему запоминанию  и применению полученных знаний, но и поднимают их на новый уровень. На этих уроках школьники учатся выявлять общие признаки, закономерности и  принципы, что трудно достижимо на уроках других типов ввиду ограниченности имеющегося в их распоряжении материала. Их особенностью является то, что они должны связывать содержание нескольких предшествующих уроков, выделять основные понятия, раскрывать взаимосвязи этих понятий и подчеркивать необходимость применения их на практике. Эффективность данных уроков зависит от содержания учебного материала, используемых методов, технических средств, организации учебнопознавательной деятельности учащихся. Урок данного типа может проводиться в иллюстративном и поисковом плане с использованием наблюдений, видеофильмов, цифровых, компьютерных и мультимедийных систем.

Таким образом, в процессе обучения безопасности жизнедеятельности  целесообразно использовать уроки  различных типов так, чтобы они  дополняли друг друга, направляли познавательную деятельность учащихся на усвоение основного  содержания изучаемого материала, обеспечивали успешное решение учебно-воспитательных задач.

 

 

16. Формы работы на уроках  ОБЖ, методика их организации

Форма – характер ориентации деятельности. В основе формы лежит  ведущий метод 

Метод – способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Формы обучения бывают конкретными (урок, дом, работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.

Рассмотрим некоторые  из форм более подробно.

Урок – коллективная форма  обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки  занятий, жесткая регламентация  учебной работы над одним и  тем же для всех учебным материалом.

1. уроки-лекции (практически  - это монолог учителя на заданную  тему, хотя при известном мастерстве  учителя такие уроки приобретают  характер беседы);

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки  обычно посвящены отработке умений  и навыков);

3. уроки проверки и оценки  знаний (контрольные работы и  т.п.);

4. комбинированные уроки.  Такие уроки проводятся по  схеме:

- повторение пройденного  – воспроизведение учащимися  ранее пройденного материала,  проверка домашнего задания, устный  и письменный опрос.

- освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

- отработка навыков и  умений применения знаний на  практике (чаще всего – решение  задач по новому материалу);

- выдача домашнего задания.

Факультативные занятия  как форма обучения были введены  в конце

В настоящее время большое  внимание уделяется так называемым нетради¬ционным формам организации урока. Педагоги в классическое построение урока включают активные методы и приемы организации деятельности уча¬щихся, а также рассматривают урок как активную и игровую формы орга¬низации учебно-воспитательного процесса.

Нетрадиционные формы  урока ОБЖ, как правило, проводятся после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля. Такие  уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена обстановки создает атмосферу праздника  при подведении итогов проделан¬ной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока ОБЖ проходят при участии всех учеников класса с обязательным использо¬ванием средств слуховой и зрительной наглядности.

 

На таких уроках достигаются  самые разнообразные цели методическо¬го, педагогического и психологического характера: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме, создается деловая, рабочая атмосфера на уроках, ученики больше работают самостоятельно.

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД