Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций
Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.
Интерактивное обучение (от лат. inter — взаимный, act — действовать) — обучение, построенное на диалоге, который пред¬полагает свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы.
Видами интерактивных методов являются мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов, Обучение в малых группах, Метод учебных центров, Метод проектов, Компьютерные методы (Метод моделей, Адаптивные методы, Метод проблем и открытий, Метод научных исследований) Игровые методы в учебном процессе.
15.Урок БЖ, структура, типы, виды. Подготовка к уроку и ее анализ.
Урок — это занятие с классом учащихся (группой учащихся примерно одинакового возраста и постоянного состава) продолжительностью 40 — 45 мин. Количество уроков определяет учебный план общеобразовательного учреждения, а их содержание — школьные программы и Государственный стандарт.
Современный урок является неотъемлемой
частью учебно-воспитательного
Уроки классифицируют на основе:
- содержания;
- дидактической цели;
- способов проведения;
- этапов процесса обучения.
В основе характеристики типов уроков лежат этапы процесса обучения:
- подготовка учащихся к восприятию нового материала;
- сообщение нового материала;
- организация процессов
осмысления и закрепления
- формирование практических умений;
- обучение применению знаний и умений;
- проверка знаний и умений.
Этапы урока могут сокращаться или расширяться по времени: выступать слитно или раздельно, осуществляться на одном или нескольких уроках. В соответствии с этим на практике проводятся уроки, содержащие все указанные этапы или характеризующиеся преобладанием какого-либо одного.
Сочетание и последовательность
этапного обучения называется структурой
урока. Тип любого урока безопасности
жизнедеятельности будет
1) вводный;
2) изучения нового материала
(первичного ознакомления с
3) образования понятий;
4) применения полученных знаний на практике;
5) проверки и учета знаний;
6) обобщения знаний и умений;
7) комбинированные или смешанные.
В особый тип урока можно выделить урок формирования практических уме¬ний.
Вид урока определяется по ведущему методу обучения: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок самостоятельной работы, уроки-игры; объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, лабораторный и т.д.
Умения и навыки вырабатываются почти на каждом уроке в связи с изучением нового материала, но так как содержание учеб¬ного материала отражает целенаправленную организацию деятель¬ности людей в экстремальных ситуациях, необходимы отдельные уроки, позволяющие обучить учащихся конкретным практическим дей¬ствиям.
Вместе с тем все названные выше типы и виды уроков должны выпол¬нять обучающую, воспитательную, развивающую, стимулирую¬щую и самообразовательную функции и соответствовать традици¬онному минимуму требований к организации и проведению уро¬ка. Выбирая тип урока, учитель руководствуется его местом - порядком проведения — в соответствии с изучаемой темой, его задачами, особенностями содержания нового материала, возрас¬том учащихся и уровнем их подготовки. Также тип урока зависит от имеющихся в школе средств обучения, уровня подготовленно¬сти учителя и других факторов. Уроки одного и того же типа могут быть разных видов, различаясь в зависимости от ведущего метода обучения. Например, вводный урок можно провести в виде лек¬ции, экскурсии, беседы, объяснения или сочетания рассказа и беседы. Определяя систему уроков по данному курсу и темам, не¬обходимо иметь в виду, что изучение нового опирается на прой¬денный старый материал, а в процессе изучения нового закреп¬ляется ранее изученный учебный материал.
Рассмотрим более подробно уроки, выделенные по соотноше¬нию этапов обучения и основной обучающей задаче.
1. Вводный урок обычно
проводится в начале учебного
года как введение в предмет,
а в начале темы — как
введение в тему. Вводный урок
должен помочь учащимся
2. К типу изучения нового материала относят следующие виды уроков:
- урок изложения учебного материала учителем;
- школьная лекция;
- урок-экскурсия, киноурок;
- урок с сообщениями и докладами учащихся.
На уроках изучения нового материала весь урок или большая его часть отводится изучению довольно значительного по объему и сложного учебного материала. В меньшей степени на нем могут быть проведены закрепление, повторение и проверка знаний уча¬щихся. На данном уроке используется весь комплекс методов обу¬чения, причем активен не только учитель, но и школьники.
3. Комбинированный (смешанный)
урок. Он получил наибольшее
Таким образом, структура комбинированного (смешанного) урока — это производное его задач и содержания, поэтому она подвижна и позволяет изменять структурные элементы урока.
4. Урок проверки и
учета знаний и умений. Проводится
в конце каждого крупного
Учетно-повторительный урок имеет следующую структуру:
1) постановка задач урока;
2) разъяснение его цели и формы проведения (дается инфор¬мация о требованиях к ответам, критерии выставления оценок, правилах работы с источниками знаний);
3) постановка и выполнение заданий;
4) проверка итогов выполнения заданий.
При контроле сложных или объемных тем и разделов итоги - в форме письменной работы — подводятся учителем на следу¬ющем уроке.
Повторение занимает важное место в методике любого пред¬мета школьного курса. Наиболее рационально распределять уроки этого типа по сетке всего года. Кроме того, при наличии резерва времени желательно выделить несколько часов в конце года для того, чтобы иметь возможность, с одной стороны, проконтро¬лировать степень усвоения учащимися всего материала курса, а с другой — акцентировать внимание школьников на общих законо¬мерностях и взаимосвязях между различными темами.
Учет знаний учащихся осуществляется путем использования различных форм и методов, но, тем не менее, основным методом являются вопросы учителя. В зависимости от формулировки они заставляют учеников сопоставлять, сравнивать явления, искать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщать мате¬риал.
5. Урок формирования практических умений учащихся. Для осмыс¬ления и закрепления формируемых на каждом уроке учебно-по¬знавательных, а также практических умений необходимы специ¬альные уроки. Умения учащихся формируются только в деятельности, в процессе активного применения знаний в новых познавательных и практических ситуациях.
Для формирования умений необходимы следующие у с л о в и я:
1) знания учащихся об
изучаемых объектах и
2) знания о способах познавательных и практических действий, о приемах учебной работы;
3) упражнения в применении этих знаний при выполнении специальных учебных заданий.
В структуре урока должны присутствовать такие звенья, как показ образца действий, его осмысление, применение и закрепление.
6. Урок обобщения знаний
и умений. Цели данного урока
— систематизировать знания, раскрыть
новые связи и отношения
Структура таких уроков может быть следующей:
1) организация класса на работу, сообщение темы и цели урока;
2) беседа по материалу изученного раздела;
3) выполнение письменных
заданий (решение практических
задач, выполнение заданий,
4) подведение итогов
урока в виде обобщающей
Уроки обобщения знаний и умений особенно важны тем, что они не только способствуют лучшему запоминанию и применению полученных знаний, но и поднимают их на новый уровень. На этих уроках школьники учатся выявлять общие признаки, закономерности и принципы, что трудно достижимо на уроках других типов ввиду ограниченности имеющегося в их распоряжении материала. Их особенностью является то, что они должны связывать содержание нескольких предшествующих уроков, выделять основные понятия, раскрывать взаимосвязи этих понятий и подчеркивать необходимость применения их на практике. Эффективность данных уроков зависит от содержания учебного материала, используемых методов, технических средств, организации учебнопознавательной деятельности учащихся. Урок данного типа может проводиться в иллюстративном и поисковом плане с использованием наблюдений, видеофильмов, цифровых, компьютерных и мультимедийных систем.
Таким образом, в процессе обучения безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать уроки различных типов так, чтобы они дополняли друг друга, направляли познавательную деятельность учащихся на усвоение основного содержания изучаемого материала, обеспечивали успешное решение учебно-воспитательных задач.
16. Формы работы на уроках ОБЖ, методика их организации
Форма – характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод
Метод – способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.
Формы обучения бывают конкретными (урок, дом, работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
1. уроки-лекции (практически
- это монолог учителя на
2. лабораторные (практические)
занятия (такого рода уроки
обычно посвящены отработке
3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
- повторение пройденного
– воспроизведение учащимися
ранее пройденного материала,
проверка домашнего задания,
- освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.
- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего – решение задач по новому материалу);
- выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце
В настоящее время большое внимание уделяется так называемым нетради¬ционным формам организации урока. Педагоги в классическое построение урока включают активные методы и приемы организации деятельности уча¬щихся, а также рассматривают урок как активную и игровую формы орга¬низации учебно-воспитательного процесса.
Нетрадиционные формы урока ОБЖ, как правило, проводятся после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена обстановки создает атмосферу праздника при подведении итогов проделан¬ной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока ОБЖ проходят при участии всех учеников класса с обязательным использо¬ванием средств слуховой и зрительной наглядности.
На таких уроках достигаются самые разнообразные цели методическо¬го, педагогического и психологического характера: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме, создается деловая, рабочая атмосфера на уроках, ученики больше работают самостоятельно.
Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД