Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

Среди нетрадиционных форм обучения эффективными уроками в разви¬тии и воспитании учащихся являются интернет-урок, метод проектов, урок-спектакль, урок-праздник, видеоурок, урок-экскурсия, урок-интервью и др,

Интернет-урок. Для решения  многих дидактических задач в  практике обу¬чения ОБЖ полезными являются ресурсы Интернет, которые позволяют:

• включать материалы всемирной сети в содержание урока ОБЖ;

• осуществлять ученикам самостоятельный поиск информации и лик¬видировать пробелы в знаниях;

• формировать устойчивую мотивацию к обучению.

 

 

17. Внеурочные, внеклассные  и внешкольные формы обучения  безопасности жизнедеятельности. 

С помощью внеклассных  форм обучения учащиеся приобретают  дополнительную информацию, нужные умения и навыки, закрепленные упражнениями, воспитывают у себя стремление к  творчеству и необходимые черты  характера.

Важнейшим элементом этой формы обучения являются творческо-практические занятия, на которых отводится место  обсуждениям, практическим работам, решению  задач, импровизации. Особое значение кружки, секции и студии имеют для  учащихся, совершенствующихся в той  или иной области.

Конференции и выставки ставят в центр внимания отдельные проблемы и вопросы. Они активизирую самостоятельность  учащихся во мнениях, суждениях и  оценках.

Массовые праздники организуются и проводятся в виде дней, недель и месячников. На них учащиеся узнают новые сведения, встречаются со специалистами, знакомятся с их деятельностью и  творчеством.

Состязания, конкурсы и викторины  закрепляют полученные знания, полезные навыки и умения, стимулируют активность среди учащихся.

Внешкольные формы обучения и воспитания:

Походы в горы, сплав  по горным рекам, обучение в школе  выживания, специальные смены в  молодежных лагерях отдыха (организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и т.д.) и, конечно же, участие детей и  юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения; военные сборы в рамках подготовки к службе в армии (прежде всего  старшеклассников в ходе изучения основ  воинской службы и студентов в  рамках подготовки на военных кафедрах).

Также сюда можно отнести  психологические тренинги по отработке  действий в экстремальных ситуациях, тренировка в спортивной секции самбо, занятия на полосе препятствий

 19. Наглядные и технические средства обучения бжд, методика работы с ними. Кабинет ОБЖ.

 При осуществлении  информатизации следует учитывать  организационно-педагогические условия.

Под педагогическими условиями  информатизации образования (ИО) понимается совокупность взаимосвязанных мер, которые необходимы для создания целенаправленного учебно-воспитательного  процесса с использованием технических  средств обучения (ТСО), информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих формирование развитой личности.

К средствам обучения относятся:

- натуральные объекты  (гербарии, зоологические коллекции,  муляжи, объекты природы и т.д.);

- изобразительные, графические  средства (таблицы, модели, опорные  сигналы);

- технические средства (слайдоскопы, диапроекторы, кино- и видеоаппаратура, компьютеры).

С помощью ТСО учащиеся получают ту информацию, которую невозможно или затруднительно предоставить, используя  другие средства обучения. При использовании  ТСО необходимо соблюдать дидактические  принципы систематизации и последовательности, сознательности и активности, прочности  усвоения знаний.

На уроках ОБЖ наиболее часто ученики создают тексты, видеофрагменты и видеофильмы с  помощью компьютерных технологий.

При работе с компьютером  необходимо соблюдать меры безопасности.

Отрицательное влияние компьютера на человека является комплексным:

- монитор ПК является  источником электромагнитных, рентгеновских,  ультрафиолетовых и инфракрасных  лучей;

- статическая нагрузка  приводит к усталости и возникновению  болей в шее, позвоночнике и  плечевых суставах;

- работа с клавиатурой  вызывает болевые ощущения в  суставах рук и кистей;

- повышенной зрительное утомление.

4. Школьный кабинет ОБЖ.

Школьный кабинет ОБЖ  – элемент учебно-материальной базы, который необходим для качественного  проведения уроков и внеклассных  мероприятий по программе курса  ОБЖ. На занятиях по ОБЖ должны применяться  наглядные и практические методы обучения. Кабинет должен быть с  лаборантской комнатой, в которой  хранятся демонстрационное оборудование и методические материалы по предмету.

Перечень необходимого учебного и учебно-технического имущества  для преподавания курса ОБЖ:

1.Стенды, соответствующие основным концептуальным направлениям курса ОБЖ. Н-р, стенд «Безопасность жизнедеятельности» располагается над классной доской, на нем изложено определение курса; «Выпускник должен знать» - слева от классной доски; «Выпускник должен уметь» - справа от доски.

2.Комплекты законодательных актов РФ по вопросам защиты населения и территории от ЧС.

3.ТСО: магнитофон, ПК, проектор и др.

4.Видеотека, аудиотека, набор дисков с компьютерными программами.

5.Учебное имущество: средство защиты органов дыхания(изолирующие и фильтрующие противогазы, в т.ч. промышленного типа, респираторы, образцы простейших средств индивидуальной защиты); приборы радиационной химической разведки (РХР) и дозиметрического контроля (ДК) (измерители мощности дозы, дозиметры, газоанализаторы); медицинские средства защиты, перевязочные материалы, шины; схемы приборов и средств защиты.

6.Комплекты учебных пособий по ОБЖ, дидактические материалы и периодические издания по ОБЖ (журнал ОБЖ).

7.Комплекты плакатов, необходимых для преподавания ОБЖ. 

20. Диагностика качества  обучения на уроках ОБЖ. Занимательные  формы контроля.

Эффективное управление дидактическим  процессом невозможно без точного  определения его результатов. Для  этого необходима диагностика обучения.

Сущность педагогической диагностики - изучение результативности учебно-воспитательного процесса в  школе на основе изменений в уровне воспитанности и обученности учащихся.

Термин «педагогическая  диагностика» в отечественной педагогике применяется скорее к области  воспитания, однако применительно к  процессу обучения он также может  быть использован.

Диагностика в обучении - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.

Традиционно в отечественной  дидактике пользовались терминами: контроль, проверка, оценка и учет знаний.

Однако в диагностику  вкладывается более широкий и  более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя  их происхождения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий

Различают диагностирование обученности и диагностирование обучаемости.

Обученность - достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной цели, т.е. это объем сведений, информации, имеющейся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению.

Обучаемость - это способность  учащегося овладевать заданным содержанием  обучения, т.е. это «податливость», «потенциальные возможности», «восприимчивость», выражающие качества обучающейся личности.

Диагностика как изучение результативности учебного процесса призвана выполнять следующие ведущие  функции.

Функции диагностики:

1. Функция «обратной связи» в процессе обучения. В учебном процессе и учитель, и учащиеся ставят перед собой определенные цели, предвидят результаты своей деятельности. При завершении деятельности возникает потребность понять, что удалось и почему, что не получилось и по каким причинам. Получение «обратной связи» призвано обеспечить последующий анализ эффективности действий учеников и учителей в процессе их совместной деятельности.

2. Функция педагогической коррекции. Получив данные о качестве работы учителей и учащихся, можно четко наметить меры, которые помогут исправить допущенные недостатки ликвидировать проблему и упущения (коррекция - важный элемент учебного процесса).

3. Функция мотивации и стимулирования познавательной деятельности школьников. При высоких результатах обучения качественно меняется мотивация учения: дети стремятся учиться лучше. Причем в структуре мотивов на первое место выдвигается социальная значимость учения, ответственность за свою учебу перед обществом, учителями, родителями, товарищами. При низких результатах обучения контроль и оценка знаний не стимулирует познавательной деятельности, т.е. уменьшают желание учиться лучше.

4. Функция контроля за результатами деятельности учителя и учащихся.

Сущность контроля обучения. «Контроль», «проверка» и «оценка» знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Часто эти понятия смешиваются, взаимозаменяются. Попытаемся определить специфику в их значении.

Контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение  называют проверкой. Поэтому проверка - составной компонент контроля. Основной дидактической функцией проверки является обеспечение обратной связи  между учителями и учащимися.

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и  оценку (как результат) проверки. В  табелях успеваемости, классных журналах оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, памятных знаков и т.д.)

Проверять и оценивать  знания, умения учащихся нужно в  той логической последовательности, в которой проводится их обучение. Выделяют пять этапов проверки.

Первый этап проверки —  предварительное выявление уровня знаний обучаемых.

Второй этап — текущая  проверка знаний в процессе изучения темы.

Третьим этапом проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Эта проверка способствует закреплению знаний, но не дает возможности  охарактеризовать динамику учебной  работы, диагностировать уровень  прочности усвоения.

Четвертый этап — периодическая  проверка знаний, умений обучаемых  по целому разделу или значительной части курса. Главные функции  периодической проверки — систематизация и обобщение пройденного материала.

Пятый этап — итоговая проверка и учет знаний, умений, приобретенных  учащимися на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года.

Комплексная проверка — отдельный  вид проверки, с ее помощью диагностируется  способность обучаемых применять  полученные знания, умения для решения  практических задач (проблем). Главная  функция такой проверки - диагностирование качества реализации межпредметных связей..

Контроль содержит также  оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования ученика приобретает новые качества. Оценочные суждения (баллы) в сочетании  с принципом добровольности обучения способствуют самоопределению личности, что в условиях современного конкурентного  общества является способом рационального  определения личного рейтинга –  показателя значимости (веса) человека в обществе. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое  отношение к своим успехам

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Занимательный элемент делает сложные научные истины более  доступными для непосвященного человека, развивает процессы мышления, наблюдательность, содействует активному познавательному  отношению к окружающим явлениям действительности. Занимательная наука  делает труд интересным, а поэтому  и приятным.

Новизна, необычность, неожиданность, странность — основные состав-ляющие занимательности. Они возбуждают познавательный интерес, обост¬ряют эмоционально-мыслительные процессы, заставляют более пристально всматриваться в предмет, окружающую среду, наблюдать, догадываться, запоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения и пр.

Преподавателю можно применять  занимательные формы контроля на всех этапах обучения, при объяснении нового материала, перед закреплением материала; подбирать по каждой теме предмета. Решать занимательные задачи можно в домашних условиях.

При использовании занимательных  форм контроля учитель должен:

•  последовательно переходить от простых задач к сложным;

" учитывать индивидуальные  качества учащегося, подбирать  варианты задач различной степени  сложности;

•  направлять ученика  к правильному решению;

•  разбирать правильные ответы.

На уроках ОБЖ в качестве занимательных форм контроля применяют  вербальные головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки и др.

Вербальные головоломки. Как и логические задачи, головоломки  носят предельно абстрактный, обобщенный характер, мало напоминая по своей  форме те задачи, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Но решение  головоломок способствует развитию таких наиболее общих качеств продуктивного мышле¬ния, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипному влиянию прошлого опыта и т. п.

Кроссворд (от англ, crossword — пересечение слов, крестословица) — игра-задача, в которой фигуру, состоящую из ряда пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова с задуманными значениями.

Для контроля знаний можно  предлагать разные виды кроссвордов. Напри¬мер, при проверке знаний по определенной теме — тематические кроссворды, включающие в себя 6-8 определений, при обобщающей проверке — более рас¬ширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.

Чайнворд (англ, chain — цель, word — слово) — это игра-задача по разгадыванию слов (названий, определений, терминов и т. п.), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой следующего. Для уроков по ОБЖ при составлении чайнвордов подбирают слова, которые отражают специфику этого школьного предмета. Например, «СветофоРисКурениЕ...».

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД