Анализ деятельности торгового предприятия, разработка мероприятий по повышению ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярных характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках закона и направленных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их использования. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротства. Наконец, предпринимательство четко ориентированно на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_gotovaya с цифрами сбоку.doc

— 890.50 Кб (Скачать файл)

3) Стратегия диверсификации. Диверсификация – это стратегия, связанная с коренным изменением стратегических зон бизнеса и товарного ассортимента фирмы. В этом случае предприятие отделяется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. Причины:

  • Стагнирующие рынки
  • Финансовые выгоды
  • Уменьшение риска

Диверсификация часто  является вынужденной стратегией для  фирмы. Наряду с диверсификацией  фирма может использовать другие стратегии по различным стратегическим зонам бизнеса.

  • Стратегия центрированной (концентрической) диверсификации.
  • Стратегия горизонтальной диверсификации, ориентированной на традиционного потребителя. В этом случае создается новый продукт, требующий новых технологий, который ориентирован на потребителя основного продукта.
  •    Стратегия вертикальной диверсификации (Освоение новых продуктов, используя в качестве сырья или полуфабриката традиционную продукцию, либо производство товаров, являющихся сырьем, полуфабрикатами или комплектующими при изготовлении традиционных продуктов.) Данный вид диверсификации выделяется не всегда.
  •    Стратегия конгломератной или латеральной диверсификации.

В этом случае рост фирмы  осуществляется за счет производства продуктов, совершенно не связанных с традиционными продуктами фирмы.

4) Стратегия целенаправленного  сокращения.

Максимально долгое присутствие  на рынке того же продукта без изменений. Является вынужденной стратегией. Осуществляется при спадах и кардинальных потрясениях в экономике, ведущая к серьезным изменениям конъюнктуры рынка, а так же, когда организация нуждается в перегруппировке сил после длительного роста или в связи с необходимостью повышения эффективности. Стратегия сокращения заключается в том, что организация закрывает или продает одно или несколько своих подразделений, филиалов, дочерних фирм. Преследуется цель экономии средств и сокращения непроизводительных затрат за счет отсечения неэффективных звеньев.

На практике фирма  использует не одну, а несколько эталонных стратегий по основным стратегическим зонам бизнеса.

 

 

2. Комплексный экономический анализ деятельности Салона часов «Омега» и оценка ее эффективности.

Для проведения комплексного экономического анализа деятельности  был выбран магазин Салон часов «Омега», зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя Злобин Е.В. расположенного по улице Космонавтов, города Нижнего Тагила Свердловской области.

Основным предметом  деятельности рассматриваемого магазина является закупка и реализация большого и разнообразного ассортимента часов  и аксессуаров, а так же оказание услуг по ремонту часов.

2.1  Анализ товарооборота

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары.

Проводя анализ, следует  установить, как развивается розничный  товарооборот, как удовлетворяется  спрос на товары, как торговое предприятие  улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей,  их благосостояние.

2.1.1 Анализ розничного товарооборота магазина «Омега»

Таблица 1 - Динамика  розничного товарооборота магазина «Омега»  за 2010 - 2012 г.

Год

Фактический товарооборот (тыс. руб.)

Цепной темп роста, %

Базисный темп роста, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

2010

33676,5

30839,3

100

100

100

100

2011

40864

36227,0

121,34

117,47

121,34

117,47

2012

50516

43623,5

123,62

120,42

150,00

141,45


При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:


где Тф − фактический товарооборот;

Тб − базовый товарооборот;

п – количество анализируемых периодов.

 

 % (в действующих ценах)

 % (в сопоставимых ценах)

 

Из таблицы видно, что  за последние три года розничный товарооборот увеличился на 16839,5 тыс. руб., что составляет 50% к фактическому товарообороту 2010 года. Розничный товарооборот фирмы за 2012 год в сопоставимых                    ценах составил 43623,5 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2010 году составил всего 41,5%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных товаров увеличилось в 2011 году на 21,343%, в 2012 году на 23,6198 %. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.

 

 

 

 

2.1.2 Товарооборот предприятия в поквартальном разрезе

Определим удельный вес  каждого квартала в годовом товарообороте.

 

 

 

 

Таблица 2 - Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2011 − 2012 год

Кварталы

2011 год

2012 год

Отклонение, (-), (+)

Темп отклонения, (%)

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

I квартал

9496,5

23,24

12180

24,11

2683,5

128,26

II квартал

10958,5

26,82

11007

21,78

48,5

100,44

III квартал

10099

24,71

13164

26,05

3065

130,35

IV квартал

10310

25,23

14165

28,04

3855

137,39

Итого

40864

100

50516

99,98

9652

123,62


 

Товарооборот магазина за отчетный год вырос на 23,62 %, абсолютный прирост составил 9652 тыс. руб. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот магазина «Омега» распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был второй квартал, наименее напряженным – четвертый.

В I квартале отчетного года товарооборот значительно увеличился, относительный прирост составил 28,26 %, а абсолютное увеличение составило 2683,5 тыс. руб. Во II квартале товарооборот по сравнению с плановым годом увеличился всего на 0,44 %, прибыль составила 48,5 тыс. руб.. В III квартале товарооборот по сравнению с 2011 годом вырос на 30,5 %, абсолютное отклонение составило 3065 рублей. В IV квартале наблюдается рост: относительный − 23,62 %, а абсолютное отклонение составило 3855 тыс. руб.

Исходя из полученных данных, можно  сделать вывод, что увеличился удельный вес I квартала (с 23,239% до 24,111173%). Удельный вес II, III, IV квартала увеличился по сравнению с плановым годом. Но товарооборот по кварталам в 2011 году распределился более равномерно, чем в 2012 году.

Для определения равномерности  развития розничного товарооборота целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение ( ) и коэффициент вариации по следующим формулам:

Среднее квадратичное отклонение:


-  процент выполнения плана  или темп изменения в динамике  по изучаемому показателю за  каждый месяц или квартал;

-  процент выполнения плана  или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому  показателю за год;

- число месяцев (кварталов)  изучаемого периода.

Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный  объем товарооборота предприятия  в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Коэффициент вариации:


где - среднее квадратичное отклонение;

-  темп отклонения товарооборота  за квартал.

По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя.

Коэффициент ритмичности:

 


- коэффициент вариации.

Для расчета этих показателей выполняется следующая таблица.

Таблица 3 - Расчеты, необходимые  для определения коэффициента ритмичности за 2011 – 2012 года

Квартал

Темп отклонения (%)

Х-Хсреднее

(Х-Хсреднее)^2

I квартал

128,2578

+4,1476

17,2026

II квартал

100,4426

-23,6676

560,1553

III квартал

130,3495

+6,2393

38,9289

IV квартал

137,3909

+13,2807

176,3770

Xсреднее

124,1102

-

15403,3417


Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 62,055%. Выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным только на 50,0001%.  Чем ближе к 100%  коэффициент  ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.

На основе квартальных изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности, который используется при планировании товарооборота по кварталам года. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

Таблица 4 - Определение  сезонности продажи товаров по кварталам  года за 2010 -2012года.

Квартал

2010 год

Сумма, тыс.руб.

2011 год

Сумма, тыс.руб.

2012 год

Сумма, тыс.руб.

Итого за три года

Сумма, тыс.руб.

Средний за три года

Сумма, тыс.руб.

Коэффициент сезонности, %

I

14867

18993

24360

58220

19406,667

93,10915

II

14307

21917

22014

58238

19412,667

93,138702

III

15678

20198

26328

62204

20734,667

99,481435

IV

22501

20620

28330

71451

23817

114,26995

Итого за год

67353

81728

101032

250113

83371

400

Среднеквартальный товарооборот

16838,25

20432

25258

62528,25

20842,75

-

Информация о работе Анализ деятельности торгового предприятия, разработка мероприятий по повышению ее эффективности