Анализ деятельности торгового предприятия, разработка мероприятий по повышению ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярных характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках закона и направленных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их использования. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротства. Наконец, предпринимательство четко ориентированно на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_gotovaya с цифрами сбоку.doc

— 890.50 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы  можно сделать вывод, что  наибольший спрос на продукцию в IV квартале (114%), а наименьший в I квартале (93%).

Проведем анализ  структуры товарооборота. Под структурой товарооборота понимается удельный вес отдельных групп  товаров в общем объеме товарооборота.

Удельный вес группы товаров  определяется по следующей формуле:

             


где Тгр – товарооборот группы товаров;

То – товарооборот общий.

Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в 7 товарных групп. Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы.

Таблица  5 - Анализ структуры  товарооборота магазина «Омега»

Товарные группы

2011 год

2012 год

Изменения в динамике структуры товарооборота, %

Темп отклонения (%)

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

наручные часы

11796,55

28,87

14447,25

28,60

12476,04

-0,27

122,47

105,76

настольные часы

5822,80

14,25

5402,45

10,69

4665,33

-3,55

92,78

80,12

настенные часы

3381,55

8,28

5272,60

10,44

4553,20

2,16

155,92

134,65

напольные часы

10519,10

25,74

16699,95

33,06

14421,37

7,32

158,76

137,10

будильники

1954,70

4,78

1884,10

3,73

1627,03

-1,05

96,39

83,24

барометры

4906,00

12,01

3894,35

7,71

3363,00

-4,30

79,38

68,55

термометры

423,90

1,04

320,45

0,63

276,73

-0,40

75,60

65,28

ремни и браслеты

2059,45

5,04

2594,85

5,14

2240,80

0,10

126,00

108,81

Итого

40864,05

100,00

50516,00

100,00

43623,49

0,00

123,62

783,50


 

Розничная реализация таких  товарных групп, как настенные, напольные  часы, ремни и браслеты в действующих  ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. Неравномерность  развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.

Данные анализа показали, что  более высокими темпами выросли  продажи наручных, настенных и  напольных часов (на 22,47 %,  55,92 % и 58,76% соответственно). Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 23,62% . Розничный товарооборот в действующих ценах снизился по товарным труппам: настольные часы, будильники, барометры, термометры

2.1.3 Факторный анализ товарооборота фирмы

Товарооборот изменился  под действием следующих факторов: влияние цен, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние и эффективность использования материально - технической базы предприятия.

  1. Для расчета влияния цен на объем товарооборота рассчитывается сопоставимый товарооборот в ценах прошлого года:

Тс = Тф / Јцен

где Тс – товарооборот в сопоставимых ценах

Тф – товарооборот в фактических ценах;

Јцен – индекс цен

Јцен в 2011г. = 1,158

Тс = 50516 / 1,158 = 43623,5

Влияние изменения цен = 50516 – 43623,5 = 6892,5 тыс. руб.

За счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а  за счет ресурсоотдачи – интенсивный.

В том числе за счет изменения физического объема товарооборота:

43623,5 – 40864 = 2759,5 тыс. руб.

итого: 6892,5 + 2759,5 = 9652 тыс. руб.

  1. Для определения влияния трудовых ресурсов используем метод разниц:

ПТ = Т/Ч

где ПТ – производительность труда;

Ч – численность рабочих

ПТ (плановая) = 40864 / 10 = 4086,4 тыс. руб.

ПТ (фактическая) = 50516 / 12 =4209,67 тыс. руб.

Влияние численности работников:


(Чф-Чпл)*ПТпл

где Чф – численность фактическая;

Чпл – численность плановая;

ПТпл – производительность труда плановая.

Влияние производительности труда:


(ПТф-ПТпл)*Чф

где ПТф – производительность труда фактическая;

ПТпл - производительность труда плановая;

Чф – численность фактическая.

Таблица 6 -  Влияние  трудовых ресурсов на динамику товарооборота

Фактор

Влияние на динамику товарооборота

Сумма, тыс. руб.

Влияние численности работников

(12-10)* 4086,4

8172,8

Влияние производительности труда

(4209,67 – 4086,4)*12

1479,2

Итого

-

9652


 

Таким образом, за счет роста  численности работников товарооборот увеличился на 8172,3 тыс. руб., а за счет увеличения производительности труда товарооборот повысился на 1479,2 тыс. руб. В общем, за счет трудовых ресурсов товарооборот увеличился на 9652 тыс.рублей.

 

2.1.4 Анализ товарного обеспечения по магазину

Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:


Зн + П = Р + В + Зк

где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;

П – поступление товаров;

Р – розничный товарооборот;

В – прочее выбытие товаров;

Зк − запасы товаров на конец отчетного периода.

 

Таблица 7 - Товарный баланс розничного товарооборота за 2011 и 2012год (тыс.руб.)

Показатель

2011 год

2012 год

Отклонение в сумме

(+,-)

Влияние на динамику

товарооборота

Запасы товаров на начало года

509,5

460,5

-49

90,38

Поступление товаров

41139

51049,5

9910,5

124,09

Прочее выбытие  товаров

209,5

196,5

-13

93,79

Запасы товаров на конец года

575

797,5

222,5

138,70

Розничная реализация товаров (товарооборот)

40864,0

50516

9652

123,62

Баланс

41648,5

51510

9861,5

90,38


 

1. Зн пл. + Ппл – Впл. -  Зк пл. = 509,5 + 41139 – 209,5 - 575 = 40864

2. Зн ф. + Ппл. – Впл. - Зк. пл. = 460,5 +41139 – 209,5 – 575  = 40815

3. Зн ф. + Пф – Впл. - Зк. пл. = 460,5 + 51049,5 – 209,5 – 575 = 510166,5

4. Зн ф. + Пф – Вф. - Зк. пл. = 460,5  + 51049,5  – 196,5 –  575 = 50738,5

5. Зн ф. + Пф – Вф. - Зк. ф. =  460,5  + 51049,5  – 196,5 –  797,5 = 50516

40815 - 40864 = -49

510166,5 – 40815  = 9910,5

50738,5 – 510166,5  = 13

50516 – 50738,5 = -222,5

Итого: -49 + 9910,5 +13 – 222,5 = 9652

Розничный товарооборот предприятия  возрос в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 9861,5 тыс. руб. Это произошло не за счет завышенных товарных запасов, а за счет роста поступления товаров в магазин (9910,5 тыс. руб.). Увеличение  прочего выбытия товаров снизило товарооборот на 13. Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (9652 тыс. руб.). Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь. На предприятии в 2012 году прочее выбытие товаров повысилось по сравнению с 2011 годом на 13 тыс.руб.

Режим работы и торговая площадь  магазина не изменились по сравнению  с отчетным годом. Следовательно, материально-техническая база не повлияла на товарооборот.

2.2 Анализ товарных запасов

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

  1. время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;
  2. сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
  3. несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;
  4. особенности территориального размещения производства;
  5. условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и магазином;
  6. возможности для хранения товара и др.

Размер товарных запасов  определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции  между величиной товарооборота  и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.

Товарные запасы анализируются, планируются  и учитываются в абсолютных и  относительных показателях.

Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.

Проведем анализ средних товарных запасов магазина «Омега» за 2011-2012г.г. при определении средних товарных запасов необходимо привлекать как можно большее число данных, что обеспечивает репрезентативность расчетов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) могут рассчитываться по формуле средней хронологической следующим образом:


где: З1, З2…Зn – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;

n – число дат, за которые взяты данные.

При использовании формулы  средней хронологической плановые среднегодовые запасы рассчитывают следующим образом: к ½ норматива товарных запасов четвертого квартала прошлого года добавляют полные их норматив на первый, второй, третий кварталы и ½ норматива четвертого квартала отчетного года и полученный итог делят на четыре.

Итак, рассчитаем плановые среднегодовые товарные запасы по ИП «Злобин» по формуле средней арифметической. Для этого составим таблицу 8.

 

 

 

Таблица 8 – Запасы магазина «Омега» в поквартальном разрезе на 2011-2012г.г.г

Дата

2011 год (сумма, тыс. руб.)

2012 год (сумма, тыс.руб.)

01.01.

418,15

329,1

01.04.

780,75

899,45

01.07.

778,1

944,05

01.10.

758

903,4

31.12.

329,1

449,25

Информация о работе Анализ деятельности торгового предприятия, разработка мероприятий по повышению ее эффективности