Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:11, курсовая работа
Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярных характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках закона и направленных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их использования. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротства. Наконец, предпринимательство четко ориентированно на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей.
По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию в IV квартале (114%), а наименьший в I квартале (93%).
Проведем анализ структуры товарооборота. Под структурой товарооборота понимается удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме товарооборота.
Удельный вес группы товаров определяется по следующей формуле:
где Тгр – товарооборот группы товаров;
То – товарооборот общий.
Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в 7 товарных групп. Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы.
Таблица 5 - Анализ структуры товарооборота магазина «Омега»
Товарные группы |
2011 год |
2012 год |
Изменения в динамике структуры товарооборота, % |
Темп отклонения (%) | ||||
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | |||
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % | |||||||
наручные часы |
11796,55 |
28,87 |
14447,25 |
28,60 |
12476,04 |
-0,27 |
122,47 |
105,76 |
настольные часы |
5822,80 |
14,25 |
5402,45 |
10,69 |
4665,33 |
-3,55 |
92,78 |
80,12 |
настенные часы |
3381,55 |
8,28 |
5272,60 |
10,44 |
4553,20 |
2,16 |
155,92 |
134,65 |
напольные часы |
10519,10 |
25,74 |
16699,95 |
33,06 |
14421,37 |
7,32 |
158,76 |
137,10 |
будильники |
1954,70 |
4,78 |
1884,10 |
3,73 |
1627,03 |
-1,05 |
96,39 |
83,24 |
барометры |
4906,00 |
12,01 |
3894,35 |
7,71 |
3363,00 |
-4,30 |
79,38 |
68,55 |
термометры |
423,90 |
1,04 |
320,45 |
0,63 |
276,73 |
-0,40 |
75,60 |
65,28 |
ремни и браслеты |
2059,45 |
5,04 |
2594,85 |
5,14 |
2240,80 |
0,10 |
126,00 |
108,81 |
Итого |
40864,05 |
100,00 |
50516,00 |
100,00 |
43623,49 |
0,00 |
123,62 |
783,50 |
Розничная реализация таких товарных групп, как настенные, напольные часы, ремни и браслеты в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.
Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли продажи наручных, настенных и напольных часов (на 22,47 %, 55,92 % и 58,76% соответственно). Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 23,62% . Розничный товарооборот в действующих ценах снизился по товарным труппам: настольные часы, будильники, барометры, термометры
Товарооборот изменился
под действием следующих
Тс = Тф / Јцен
где Тс – товарооборот в сопоставимых ценах
Тф – товарооборот в фактических ценах;
Јцен – индекс цен
Јцен в 2011г. = 1,158
Тс = 50516 / 1,158 = 43623,5
Влияние изменения цен = 50516 – 43623,5 = 6892,5 тыс. руб.
За счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а за счет ресурсоотдачи – интенсивный.
В том числе за счет изменения физического объема товарооборота:
43623,5 – 40864 = 2759,5 тыс. руб.
итого: 6892,5 + 2759,5 = 9652 тыс. руб.
ПТ = Т/Ч
где ПТ – производительность труда;
Ч – численность рабочих
ПТ (плановая) = 40864 / 10 = 4086,4 тыс. руб.
ПТ (фактическая) = 50516 / 12 =4209,67 тыс. руб.
Влияние численности работников:
(Чф-Чпл)*ПТпл
где Чф – численность фактическая;
Чпл – численность плановая;
ПТпл – производительность труда плановая.
Влияние производительности труда:
(ПТф-ПТпл)*Чф
где ПТф – производительность труда фактическая;
ПТпл - производительность труда плановая;
Чф – численность фактическая.
Таблица 6 - Влияние трудовых ресурсов на динамику товарооборота
Фактор |
Влияние на динамику товарооборота |
Сумма, тыс. руб. |
Влияние численности работников |
(12-10)* 4086,4 |
8172,8 |
Влияние производительности труда |
(4209,67 – 4086,4)*12 |
1479,2 |
Итого |
- |
9652 |
Таким образом, за счет роста численности работников товарооборот увеличился на 8172,3 тыс. руб., а за счет увеличения производительности труда товарооборот повысился на 1479,2 тыс. руб. В общем, за счет трудовых ресурсов товарооборот увеличился на 9652 тыс.рублей.
2.1.4 Анализ товарного обеспечения по магазину
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
Зн + П = Р + В + Зк
где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;
П – поступление товаров;
Р – розничный товарооборот;
В – прочее выбытие товаров;
Зк − запасы товаров на конец отчетного периода.
Таблица 7 - Товарный баланс розничного товарооборота за 2011 и 2012год (тыс.руб.)
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Отклонение в сумме (+,-) |
Влияние на динамику товарооборота |
Запасы товаров на начало года |
509,5 |
460,5 |
-49 |
90,38 |
Поступление товаров |
41139 |
51049,5 |
9910,5 |
124,09 |
Прочее выбытие товаров |
209,5 |
196,5 |
-13 |
93,79 |
Запасы товаров на конец года |
575 |
797,5 |
222,5 |
138,70 |
Розничная реализация товаров (товарооборот) |
40864,0 |
50516 |
9652 |
123,62 |
Баланс |
41648,5 |
51510 |
9861,5 |
90,38 |
1. Зн пл. + Ппл – Впл. - Зк пл. = 509,5 + 41139 – 209,5 - 575 = 40864
2. Зн ф. + Ппл. – Впл. - Зк. пл. = 460,5 +41139 – 209,5 – 575 = 40815
3. Зн ф. + Пф – Впл. - Зк. пл. = 460,5 + 51049,5 – 209,5 – 575 = 510166,5
4. Зн ф. + Пф – Вф. - Зк. пл. = 460,5 + 51049,5 – 196,5 – 575 = 50738,5
5. Зн ф. + Пф – Вф. - Зк. ф. = 460,5 + 51049,5 – 196,5 – 797,5 = 50516
40815 - 40864 = -49
510166,5 – 40815 = 9910,5
50738,5 – 510166,5 = 13
50516 – 50738,5 = -222,5
Итого: -49 + 9910,5 +13 – 222,5 = 9652
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 9861,5 тыс. руб. Это произошло не за счет завышенных товарных запасов, а за счет роста поступления товаров в магазин (9910,5 тыс. руб.). Увеличение прочего выбытия товаров снизило товарооборот на 13. Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (9652 тыс. руб.). Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь. На предприятии в 2012 году прочее выбытие товаров повысилось по сравнению с 2011 годом на 13 тыс.руб.
Режим работы и торговая площадь магазина не изменились по сравнению с отчетным годом. Следовательно, материально-техническая база не повлияла на товарооборот.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
Размер товарных запасов
определяется объемом и структурой
товарооборота торгового
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.
Проведем анализ средних товарных запасов магазина «Омега» за 2011-2012г.г. при определении средних товарных запасов необходимо привлекать как можно большее число данных, что обеспечивает репрезентативность расчетов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) могут рассчитываться по формуле средней хронологической следующим образом:
где: З1, З2…Зn – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;
n – число дат, за которые взяты данные.
При использовании формулы
средней хронологической
Итак, рассчитаем плановые среднегодовые товарные запасы по ИП «Злобин» по формуле средней арифметической. Для этого составим таблицу 8.
Таблица 8 – Запасы магазина «Омега» в поквартальном разрезе на 2011-2012г.г.г
Дата |
2011 год (сумма, тыс. руб.) |
2012 год (сумма, тыс.руб.) |
01.01. |
418,15 |
329,1 |
01.04. |
780,75 |
899,45 |
01.07. |
778,1 |
944,05 |
01.10. |
758 |
903,4 |
31.12. |
329,1 |
449,25 |