Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:09, курсовая работа
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности любой коммерческой организации проводится прежде всего с целью оценки динамики и структуры выпуска продукции, оказания услуг, выполнения различных работ для получения прибыли, являющейся финансовым ресурсом дальнейшего развития любого экономического субъекта, действующего в рыночной системе хозяйствования.
Введение
1.Анализ ресурсного потенциала организации
2.Анализ производства и объема продаж
3.Анализ затрат и себестоимости продукции
4.Анализ финансовых результатов деятельности организации
5.Анализ финансового положения ОАО «Агат»
6.Комплексная оценка деятельности ОАО «Агат»
Заключение
У организации нет ресурсов и условий для выпуска изделия Е, поэтому его в бизнес-план не включаем.
1). Определим объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план.
Изделие А: 11500×260 = 2990000 тыс. руб.
Изделие В: 5000×400=2000000 тыс. руб.
Изделие С: 9500×430=4085000 тыс. руб.
Изделие Д: 300×510=162000 тыс. руб.
Итого: 9237000 тыс. руб.
2). Определим себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план
Изделие А: 11500×240 = 2760000 тыс. руб.
Изделие В: 5000×358=1790000 тыс. руб.
Изделие С: 9500×395=3752500 тыс. руб.
Изделие Д: 300×540=153000 тыс. руб.
Итого: 8455500 тыс. руб.
3). Определим прибыль от продаж на планируемый период:
Изделие А: 2990000-2760000=230000 тыс. руб.
Изделие В: 2000000- 1790000 =210000 тыс. руб.
Изделие С: 4085000 - 3752500 = 332500 тыс. руб.
Изделие Д: 162000 -153000 = 9000 тыс. руб.
Итого: 781500 тыс. руб.
4). Определим рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж
Изделие А: 230000/2990000×100=7,69
Изделие В: 210000/2000000×100=10,50
Изделие С: 332500/4085000×100=8,14
Изделие Д: 9000/162000×100=5,56
Общая рентабельность продаж на будущий год составляет:
781500/9237000×100=8,46%
По результатам анализа можно сделать вывод, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, нет убыточных. Наиболее рентабельным является выпуск изделия «В». Рентабельность этого изделия составляет 10,50%. Менее рентабельным является производство изделия «С - 8,14 %, и изделия «А» - 7,69%. Изделие - «D» наименее рентабельно – 5,56%.
Так как у организации нет ресурсов и условий для выпуска изделия Е, то рассчитать его рентабельность невозможно.
Резервом увеличения объема продаж в следующем году является:
1) расширение производства и создание условий для выпуска изделия Е на сумму 5880000 тыс. руб. [6000 шт.× 980 руб.];
2) расширение рынка сбыта за счет дополнительного выпуска изделия D на сумму 1458000 тыс. руб.;
Определим точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период на основании данных выписки из Отчета о прибылях и убытках по форме 2, Справки № 2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию» и результатов анализа по предыдущему вопросу задания. Результаты расчетов обобщим в таблице 6.
Таблица 6
Критический объем продаж за отчетный год
и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом
№ п/п |
Показатель |
За отчетный год |
На планируемый период, обеспеченный спросом |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
7236400 |
9237000 |
2 |
Переменные затраты, тыс. руб. |
4160330 |
5665185 |
3 |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
2354246 |
2790315 |
4 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
721824 |
781500 |
5 |
Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб. (1-2) |
3076070 |
3571815 |
6 |
Доля маржинального дохода в выручке от продаж (5/1) |
0,425082914 |
0,386685612 |
7 |
«Критическая точка» объема продаж, тыс. руб. (3/6) |
5538321,87 |
7215978,335 |
8 |
Запас финансовой прочности, тыс. руб. (1-7) |
1698078,13 |
2021021,665 |
9 |
Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (8/1*100) |
23,47 |
21,88 |
Маржинальный доход можно определить двумя методами:
1) МД = Выручка от продаж
– Переменная себестоимость
2) МД = Постоянные расходы + Прибыль
Доля маржинального дохода в выручке от продаж рассчитывается как отношение маржинального дохода к выручке от продаж.
Для определения «критической точки» объема продаж или «точки безубыточности» применим метод маржинального дохода – разновидность математического метода. Он основывается на формуле:
Маржинальный доход = Выручка – Переменные затраты
«Критическая точка» объема продаж рассчитывается по формуле:
Расходы постоянные / доля маржинального дохода в составе выручки от продаж.
Запас финансовой прочности определяется как разница между фактической выручкой от продаж и выручкой от продаж в критической точке.
Уровень запаса финансовой прочности определяется по формуле: отношение запаса финансовой прочности / фактическая выручка от продаж * * 100%.
Анализ данных, представленных в таблице 6, показывает, что точка безубыточности на предприятии ООО "Агат" в отчетном году составила 5538321,87 тыс. руб. В связи с этим можно сделать вывод, что фактический объем продаж в отчетном году был прибыльным и рентабельным. Однако на планируемый период критическая точка безубыточности возрастает, что может отрицательно сказаться на прибыли данного предприятия. Данному предприятию следует принять меры по снижению точки безубыточности, в частности за счет увеличения спроса и продаж наиболее рентабельных изделий, снижения издержек производства.
Запас финансовой прочности
растет, что можно оценить
3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Рассмотрим в таблице 7 структуру затрат организации ОАО «Агат» за прошлый и отчетный периоды.
Таблица 7
Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы
№ п/п |
Элемент затрат по обычным видам деятельности |
За отчетный год |
За прошлый год |
Изменение (+,-) | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||
1 |
Материальные затраты |
4211700 |
64,65 |
3566302 |
62,80 |
645398 |
18,10 |
2 |
Затраты на оплату труда |
1302925 |
20,00 |
1135580 |
20,00 |
167345 |
14,74 |
3 |
Отчисления на социальные нужды |
338758 |
5,20 |
295277 |
5,20 |
43481 |
14,72 |
4 |
Амортизация |
497621 |
7,64 |
506003 |
8,91 |
-8382 |
-1,66 |
5 |
Прочие затраты |
163572 |
2,51 |
175238 |
3,09 |
-11666 |
-6,66 |
6 |
Итого |
6514576 |
100 |
5678400 |
100 |
836176 |
14,73 |
Данные расчетов показывают, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом возросли расходы предприятия на 836176 тыс. руб. или на 14,73%. Материальные затраты в отчетном году увеличились на 645398 тыс. руб. (18,10%) и составили 4211700 тыс. руб., расходы на оплату труда выросли на 167345 тыс. руб. (14,74%) и составили 1302925 тыс. руб., отчисления на социальные нужды увеличились в отчетном году на 43481 тыс. руб. (14,72%) и составили 338758 тыс. руб. Амортизация в отчетном году по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 1,66% или на 8382 тыс. руб. Прочие затраты уменьшились на 11666 тыс. руб. или на 6,66%.
Рассмотрим динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб. продаж).
Таблица
Вспомогательные расчеты к построению алгоритмов для анализа затрат на 1 руб. продаж
№ п/п |
Показатель |
Изделие А |
Изделие В |
Изделие С |
Итого | ||||
Прош-лый год |
Отчет-ный год |
Прош-лый год |
Отчет-ный год |
Прош-лый год |
Отчет-ный год |
Прош-лый год |
Отчет-ный год | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Количество (Q), шт. |
9400 |
11500 |
4800 |
5880 |
7000 |
7000 |
21200 |
24380 |
2 |
Цена (Z), тыс. руб. |
250 |
256 |
300 |
305 |
350 |
357 |
Х |
Х |
3 |
Стоимость (QZ), тыс. руб. |
2350000 |
2944000 |
1440000 |
1793400 |
2450000 |
2499000 |
6240000 |
7236400 |
4 |
Себестоимость единицы продукции (Р), тыс. руб. |
191,84 |
253,99 |
328,98 |
231,41 |
328,00 |
319,00 |
Х |
Х |
5 |
Себестоимость продукции (QР), тыс. руб. |
1803296 |
2920885 |
1579104 |
1360691 |
2296000 |
2233000 |
5678400 |
6514576 |
6 |
Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года (Q1Р0), тыс. руб. |
Х |
2206160 |
Х |
1934402,4 |
Х |
2296000 |
Х |
6436562,4 |
7 |
Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года (Q1Z0), тыс. руб. |
Х |
2875000 |
Х |
1764000 |
Х |
2450000 |
Х |
7089000 |
Показатель затрат на рубль объема продукции рассчитывается по формуле:
Затраты на 1 руб. =
где q – количество продукции,
Р – себестоимость единицы продукции;
Z – цена единицы продукции.
1) Определим затраты на 1 рубль проданной продукции в прошлом году:
Затр0 = ΣQ0×Р0 / ΣQ0×Z 0 = 5678400/ 6240000= 0,91 руб.
2) Определим затраты на 1 рубль проданной продукции в отчетном году:
Затр1 = ΣQ1×Р1 / ΣQ1×Z 1 = 6514576/ 7236400= 0,900 руб.
3) Определим затраты на 1 рубль проданной продукции отчетного года при себестоимости единицы продукции и ценах прошлого года:
Затр1 = ΣQ1×Р0 / ΣQ1×Z 0 = 6436562,4/ 7089000 = 0,908 руб.
4) Определим затраты на 1 рубль проданной продукции отчетного года при себестоимости единицы продукции отчетного года и ценах прошлого года
Затр2 = ΣQ1×Р1 / ΣQ1×Z 0 = 6514576/ 7089000 = 0,919 руб.
5) Определим влияние на затраты на 1 рубль проданной продукции различных факторов:
а) изменение структуры проданной продукции
ΔЗатрQ = Затр1 – Затр0 = 0,908 – 0,910 = -0,002 руб.
-0,002× 7236400 = -14472,8 тыс. руб.
б) изменение себестоимости
ΔЗатрP = Затр2 – Затр1 = 0,919 – 0,908 = 0,011 руб.
0,011× 7236400 = 79600,4 тыс. руб.
в) изменение цен проданной продукции
ΔЗатрZ = Затр1 – Затр2 = 0,900 – 0,919 = - 0,019 руб.
-0,019× 7236400 = -137491,6 тыс. руб.
г) баланс отклонений
ΔЗатр = Затр1 - Затр0 = ΔЗатрQ + ΔЗатрP + ΔЗатрZ =
= 0,900-0,91 = -0,002 + 0,011 – 0,019 = - 0,01 руб.
-14472,8 + 79600,4 -137491,6 = -72364 тыс. руб.
(-0,01× 7236400 = -72364 тыс. руб.)
Результаты расчетов показывают, что себестоимость проданной продукции в отчетном году снизилась на 0,01 руб. на руб. продаж. Это произошло в результате изменения структуры проданной продукции – уменьшение на 0,002 руб. на руб. затрат; изменения себестоимости в сторону увеличения – на 0,011 руб. на руб. затрат, но наибольшее влияние оказало снижение цен проданной продукции на 0,019 руб. на руб. затрат.
Задание № 11
Рассчитаем степень влияния отдельных факторов на основные виды используемых в производстве материалов, а также резервы их снижения. Полученные результаты обобщим в таблице.
Таблица.
Информация о работе Анализ ресурсного потенциала организации