Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:32, реферат
На сегодняшний день существует множество компаний, организаций и ип, осуществляющих различные услуги и продающие различные товары. Несомненно, все они борются за место на рынке. Каждая фирма старается получить прибыль, с наименьшими затратами, и при этом иметь большую востребованность. Способы, которыми достигаются данные цели - многообразны, но не все являются честными. Так, например, что бы избавится от какой либо фирмы, другие вступают в сговор. Всё это приводит к тому, что число фирм в своём секторе уменьшается, соответственно конкуренция спадает. Это один из признаков монополии.
Монополия - это такая структура, когда на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма, которая производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм.
Тема монополизма и противостоянию этому явлению актуальна сегодня, как и раньше, и будет актуальна пока существует товар и рынок.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие и виды монополий……………………………………………………..4
Антимонопольная политика……………………………………………………. 5
Практика антимонопольного регулирования…………………………………...7
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников…………………………………………..16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие и виды монополий…………………………………………………….
Антимонопольная политика……………………………………………………. 5
Практика антимонопольного регулирования…………………………………...7
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..16
Введение
На сегодняшний день существует множество компаний, организаций и ип, осуществляющих различные услуги и продающие различные товары. Несомненно, все они борются за место на рынке. Каждая фирма старается получить прибыль, с наименьшими затратами, и при этом иметь большую востребованность. Способы, которыми достигаются данные цели - многообразны, но не все являются честными. Так, например, что бы избавится от какой либо фирмы, другие вступают в сговор. Всё это приводит к тому, что число фирм в своём секторе уменьшается, соответственно конкуренция спадает. Это один из признаков монополии.
Монополия - это такая структура, когда на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма, которая производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм.
Тема монополизма и противостоянию этому явлению актуальна сегодня, как и раньше, и будет актуальна пока существует товар и рынок.
Цель реферата: рассмотрение примеров антимонопольного регулирования.
Задачи:
- раскрыть сущность монополизма;
- рассмотреть антимонопольную политику в России;
- привести примеры.
Монополия-рынок несовершенной конкуренции.
Черты общие для рынков несовершенной конкуренции:
-Понижение цены с ростом выпуска продукции фирмы
-Предельный доход меньше цены единицы продукции
-Установление цены выше средних и максимальных издержек
-Ценовая дискриминация
Монополия бывает:
1. естественной – это ситуация при которой производство товаров или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме, причём это производство с более низкими средними затратами, чем у нескольких небольших фирм. Это выгодно обществу. Наличие конкуренции в данном случае приводит к потере эффективности отрасли. Согласно ФЗ «О естественных монополиях», к ним относится:
2. открытой - фирма, не имеющая защиты от конкуренции (патенты, лицензии, авторские права) или преимуществ естественной монополии, являющаяся единственным поставщиком продукта. Часто это фирмы с новой продукцией.
3. закрытой – фирма, имеющая защиту от конкуренции, монопольные преимущества. Число абсолютно закрытых монополий невелико. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.
Причины появления монополий:
Причины возникновения монополий:
Деятельность монополий провоцирует социальные конфликты путём усиления дифференциации доходов. Поэтому государство должно осуществлять антимонопольную политику. Она направлена против накопления монопольной власти. Целью антимонопольной политики является пресечение монополистической деятельности.
Во всех странах создаются различные органы для регулирования монополий. Целью данных органов выступает деятельность направленная на:
Создаются законы, регламентирующие деятельность монополий. В России это ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О естественных монополиях».
Антимонопольная политика в РФ осуществляется Федеральной антимонопольной службой. ФАС России исполняет следующие функции:
В соответствии с Положением о ФАС России служба наделена следующими основными полномочиями:
Практика антимонопольного регулирования
Проблемой связанной с антимонопольным регулированием является то, что в основном от деятельности антимонопольной службы страдает малый и средний бизнес. Отсутствуют нормы, предоставляющие "иммунитет" от антимонопольного регулирования для малого и среднего бизнеса. После внесения «четвёртого антимонопольного пакета» в Правительство РФ, ясно что ситуация усугубится. «Деловая Россия» отметила, что пакет не включает множество пунктов и рекомендаций, получил отрицательные отзывы. Общее число возбужденных ФАС России дел составляет 55 тысяч — больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых.
В докладе о состоянии конкуренции говорится, что:
- в 2012 году число дел
о нарушении антимонопольного
законодательства путем
- большое (43%) количество дел, рассмотренных в 2012 году по части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (иные антиконкурентные соглашения). Это почти столько же, сколько рассмотрено по части 1 статьи 11 (картели) – 44%.
- антимонопольные органы возбудили 1537 дел об административных правонарушениях по статье 14.32 КоАП РФ, что на 10% больше, чем в 2011 году.
- антимонопольные органы
вынесли постановления о
- В 2012 году по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции возбуждено 549 дел, из них по 491 делу подтвержден факт нарушения.
- Возросло количество
лиц, привлеченных к
- Общая сумма наложенных административных штрафов по части 3 статьи 14.32 КоАП РФ в 2012 году составила 4 136 тыс. рублей.
- По сравнению с 2011 годом
в 2012 году количество выявленных
случаев недобросовестной
- В 2012 году за нарушение статьи 14.33 КоАП РФ было выдано 645 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 60 310 600 рублей, сумма уплаченных штрафов составила 31 973 500 рублей.
- В 2012 году антимонопольными
органами возбуждено 5386 дел (более
половины от общего количества)
в отношении властных
Пример нарушения ФЗ «о рекламе»:
ИП Ермакова, размещая рекламу в периодическом издании и являясь рекламодателем, не указала в тексте о наличии противопоказаний к применению альтернативной медицины за что было возбуждено дело по административному нарушению. При том ИП Амерханов (рекламораспространитель) получил предписание о прекращении нарушения законодательства.
Примеры нарушения закона «о защите конкуренции»:
Импортеры продукции компании Apple на территории Российской Федерации – «ВымпелКом» и «МТС» – установили одинаковые цены на смартфоны iPhone 4 16 Gb и iPhone 4 32 Gb, изменяли их синхронно и единообразно. Основные доказательства были получены в ходе внезапных проверок. Ответчики признали факт нарушения антимонопольного законодательства, решение ФАС России не обжаловалось. По итогам рассмотрения дела компания Apple изменила состав импортеров и систему продаж. На юридических лиц наложены административные штрафы на сумму более 35 млн. рублей (постановления не обжаловались, штрафы оплачены). Возбуждены 4 дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что наименование природной питьевой воды «Байкальский заповедник» (вводимой ЗАО «ИЗРМВ» в гражданский оборот на территории Российской Федерации) подлежит правовой охране в качестве словесного товарного знака «БАЙКАЛЬСКИЙ ЗАПОВЕДНИК» (свидетельство №412554 с датой приоритета от 19.05.2008), принадлежащего данному хозяйствующему субъекту. При этом в материалах дела имеется договор об использовании символики от 01.02.2010, в соответствии с которым ЗАО «ИЗРМВ» получило разрешение использовать в предпринимательской деятельности средство индивидуализации (символику) государственного природного заповедника – а именно сокращенное наименование «Байкальский заповедник» – в качестве товарного знака (знака обслуживания) для товаров и услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях