Бизнес-планирование как основа финансового оздоровления предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта:

1. Дать характеристику бизнес-плана, показать его значение.

2. Изучить механизмы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 33.41 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Тема бизнес-планирования одинаково важна как для тех, кто только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, видоизменить, или дополнить направления своей деятельности.

 

Все предприятия (фирмы, компании) нуждаются в бизнес-плане. Тем  не менее, для многих, особенно в  нашей стране, необходимость разработки бизнес-плана не является неоспоримой  истиной.

 

Каждый предприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в  финансовых, материальных, трудовых и  интеллектуальных ресурсах и источники  их получения, но и уметь четко  рассчитывать эффективность использования  этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной  деятельности фирмы.

 

Невозможно добиться стабильного  успеха в бизнесе без четкого  планирования своей деятельности, постоянного  сбора и анализа информации как  о состоянии целевых рынков, положении  на них конкурентов, так и о  собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательства имеются  ключевые положения, применимые практически  во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы  своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкротства.

 

Цель данного курсового  проекта:

 

1. Дать характеристику  бизнес-плана, показать его значение.

 

2. Изучить механизмы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия.

 

1. Бизнес-планирование как  основа финансового оздоровления  предприятия

 

1.1  Понятие бизнес-плана,  цели и задачи

 

Бизнес-план – это документ, который описывает новые аспекты  будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует все проблемы, с которым  оно может столкнуться, а так  же определяет способы решения этих проблем.

 

Бизнес-план представляет собой  результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и  др.).

 

Бизнес-план имеет два  принципиальных направления:

 

1. Внутреннее – подготовить  заказчику информационное досье,  программу реализации проектного  предложения с оценкой результатов  на каждом этапе его реализации.

 

2. Внешнее – информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора – другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решение (коммерческие банки, предоставляющие кредит)

 

Бизнес-план необходим:

 

-  для разработки концепции  ведения бизнеса и генеральной  стратегии развития предприятия;

 

-  для выполнения функции  планирования;

 

-  для оценки и контроля  процесса развития основной деятельности  предприятия;

 

-  для привлечения денежных  средств;

 

-  для привлечения частных  инвесторов, эффективного использования  инвестиций, конкурсного размещения  государственных инвестиций в  высокоэффективные проекты.

 

Цель разработки бизнес-плана  – дать обоснованную, целостную, системную  оценку перспектив развития фирмы, т. Е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

 

Побудительными причинами  планирования предпринимателем своей  деятельности можно считать следующие  три:

 

1) сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План – это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

 

2) бизнес-план является  тем рабочим инструментом, который  при надлежащем использовании  может помочь оперативно контролировать  и управлять фирмой;

 

3) законченный бизнес-план  является средством для доведения  идей своего бизнеса до всех  заинтересованных лиц (банковского  менеджера, других финансовых  инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов  и др.), включая работников фирмы.

 

 

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

 

-определить конкретное  направление деятельности фирмы,  целевые рынки и место фирмы  на этих рынках;

 

-сформулировать долговременные  и краткосрочные цели фирмы,  стратегии и тактики их достижения;

 

-выбрать номенклатуру  и определить показатели товаров  и услуг, которые будут предлагаться  фирмой потребителям, а также,  оценить издержки по их созданию  и реализации;

 

-оценить соответствие  кадров фирмы и условий мотивации  их труда требованиям по достижению  поставленных целей;

 

-определить состав маркетинговых  мероприятий фирмы по изучению  рынка, организации рекламы, стимулированию  продаж, ценообразованию, каналам  сбыта и т.п.;

 

-обеспечить жизнеспособность  своей фирмы в условиях жесткой  конкуренции;

 

-добиться максимизации  прибыли в конкретных условиях;

 

-оценить материальное  и финансовое положение фирмы.

 

Можно ли обойтись без бизнес-плана?

 

В условиях рыночной экономики  – нельзя. Если, конечно, рассчитывать на серьезный бизнес. Кто же выдаст кредит, тем более крупный, без  основательного бизнес-плана?

 

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться  неготовым к тем трудностям, которые  могут возникнуть на его пути к  успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

 

Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес – планированием. Не следует  пренебрегать составлением бизнес-плана  даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана  – адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка  решений, пересмотр системы мероприятий  по выполнению конкретной программы  и т.д.

 

1.2  Структура бизнес-плана

 

Бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). С другой стороны, бизнес-план выступает как средство действенной  рекламы для будущих инвесторов, партнёров. Поэтому он должен быть написан  деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнёрам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы  бизнес-плана должна быть чёткой, ёмкой, но в тоже время относительно краткой.

 

На структуру бизнес-плана  влияет ряд факторов. В первую очередь  это касается специфики и перспектив развития самого предприятия, для которого разрабатывается бизнес-план, а также  конъюнктуры рынка, на котором фирма  работает.

 

Ключевыми моментами при  составлении бизнес-плана являются обоснование возможности, необходимости  и объема выпуска продукции фирмы  или предоставляемых ею услуг; определение  конкурентоспособности продукта на рынках и рыночного сегмента для  него; оценка критериев эффективности  работы предприятия; обоснование достаточности  капитала фирмы и выявление возможных  источников финансирования. В связи  с этим бизнес-план разрабатывается  на перспективу.

 

Бизнес-план целесообразно  составлять на 3–5 лет: для первого  года основные показатели рекомендуется  рассчитать по месяцам, для второго  – по кварталам; начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В целом, время, в течение  которого действует бизнес-план, зависит  от характера и масштабов деятельности фирмы. Основное требование к нему: срок бизнес-плана должен быть достаточным  либо для полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости  вложенных финансовых средств и  их рентабельности.

 

Жестко регламентированных форм и структуры бизнес-плана  не существует. Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса. Характеризуется  специфика продукта предприятия  и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается  стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах. Определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям.

 

Рассмотрим составляющие бизнес-плана и их описание:

Наименование раздела   Состав раздела  Цель

 

Резюме

 

Исходные данные и характеристика

 

Прогноз конъюнктуры рынка

 

Стратегия маркетинга

 

Конкуренция

 

Определение затрат

 

План производства

 

Организация работ и финансирования

 

Рынок сбыта

 

Определение доходов

 

Финансовый план

 

Формирование потока чистых средств

 

Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности

 

Страхование коммерческого  риска

 

 

Результаты и выводы бизнес-плана  предполагаемого проекта. Новизна  предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах прибыли.

 

Функциональные особенности, местоположение, условия использования  территории

 

Современное состояние и  тенденции макроэкономических процессов  в инвестиционной сфере

 

Маркетинговая ситуация, программа  осуществления стратегии. Потенциальные  потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой  продукции. Ценообразование. Ценовые  показатели.

 

Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических  характеристик, уровня качества и дизайна  их продукции, политики цен конкурентов

 

Единовременные и текущие  затраты, дисконтирование, прогнозирование  инфляции с определением по источникам финансирования

 

Производственный прогресс (его описание). Перечень базовых  операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих  изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству и качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.

 

Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники  финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств  и получения доходов

 

Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура

 

Виды производства, себестоимость  работ (Услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования  и индекса инфляции

 

Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный  баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности.

 

План и структура управления (например, недвижимость на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п.

 

Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости  затрат, рентабельность инвестиций, точка  безубыточности проекта

 

Типы риска условия  их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых  технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа  страхования и внешнего страхования  от рисков

 

 

Объективная оценка продукции, деятельности предприятия. Анализ объема продаж (выполненных работ)

 

Основание для анализа  и расчетов

 

Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм

 

Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, производственных возможностей

 

Оценка потребительских  свойств товара. Анализ товара конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции

 

Объемы и структура  затрат по видам, источникам и направлениям

 

Оценка состояния дел  по всем пунктам плана производства

 

Блок-схема организации  работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

 

Оценка положения дел  в отрасли. Анализ темпа прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры

 

Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) т. п.

 

Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ Баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных  резервов для укрепления финансового  положения.

 

Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов  необходимых налогов

 

Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности  инвестиций

 

Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования

 

1.3  Порядок разработки  бизнес-плана

 

Разработка бизнес-плана  имеет свою специфику, разрабатывается  он в соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком.

Информация о работе Бизнес-планирование как основа финансового оздоровления предприятия