Виды анализа конкурентоспособности организации на примере сети магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности организации на примере сети магазинов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Исследовать основные методы оценки конкурентоспособности организации.
Проанализировать конкурентную среду.
Выявить методы повышения конкурентоспособности предприятия.

Содержание

Введение 3
1.Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия 4
2.Анализ деятельности магазинов 6
2.1 Общая характеристика фирмы 6
2.2 Характеристика рынка и анализ конкурентной среды 6
2.2.2. Стратегия расширения и развития рынка 7
2.2.3. Стратегия концентрированного роста 7
2.2.4. Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка 8
2.3 Стратегии ценообразования с ориентацией на конкуренцию 8
2.3.1. Метод следования за рыночными ценами 8
2.3.2. Метод ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен 9
2.4 Использование методов конкурентной борьбы 10
2.4.1. Расширение отдела маркетинга (объединение отдела закупа и маркетолога) 12
2.4.2. Стимулирование сбыта 12
2.4.3. Разработка рекламной компании 12
2.4.4. Проведение целенаправленной ценовой политики 13
2.4.5.Эффективное использование торговых площадей 13
Выводы.........................................................................................................................................14
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

referat_kirils_puskarjovs3.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

Большинство современных  компаний, имеющих широкую номенклатуру продукции, одновременно используют несколько  стратегий для различных групп  товаров рыночных сегментов или  периодов своего развития. Поэтому  были предложены данные стратегии, из которых можно выбрать те, которые  наиболее приемлемы для данного  торгового предприятия.

2.3 Стратегии ценообразования с ориентацией на конкуренцию

Необходимо отметить средний уровень цен торговой фирмы по сравнению с конкурентами на рынке. Составляя прайс-лист, стоит  расширить его, изменяя позиции  количество-цена, и рассчитать, сколько покупателю надо будет платить за каждую или несколько дополнительных единиц товара, учитывая изменения цены.

Торговое предприятие  должно использовать методы расчета  цены с ориентацией на конкуренцию, также относящиеся к группе рыночных методов, то есть устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров данной фирмы с фирмами-конкурентами на конкретном рынке. При этом во внимание принимается сложившийся уровень  цен. Таким образом, метод определения  цены с ориентацией на конкуренцию  состоит в определении цены продовольственной продукции магазинов с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.

Руководство торговой фирмы должно использовать следующие методы установления цены с ориентацией на конкурентов:

2.3.1. Метод следования за рыночными ценами

Предусматривает, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке или предлагающий соответствующую услугу, устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом существенно не нарушая его.

Если торговая фирма усиливает дифференциацию своих товаров и услуг по отношению  к товарам и услугам фирм-конкурентов, то она вправе установить цены на несколько  более высоком уровне по сравнению  с обычными.

Обычно фирмы, следующие в формировании своей  ценовой политики за лидером, весьма слабы и по степени известности, и по степени признания покупателями их торговой марки. Поэтому им ничего не остается, как держать цены на свою продукцию на уровне цен, установленном фирмой-лидером. В результате, хотя фирмы и не заключают между собой какого-либо соглашения по ценам, на практике получается, что товары или услуги продаются им по ценам, находящимся на определенном, как бы согласованном уровне, т. е. происходит усреднение рыночных цен.

В действительности не устанавливается какая-либо одна цена, а определяется несколько уровней  цен в зависимости от положения  данной фирмы на рынке, ее способности  и степени дифференциации товара или услуг по отношению к товарам  и услугам фирмы-лидера. В большинстве  случаев наблюдается такая ситуация, когда цены каждой фирмы оказываются ограниченными определенными рамками и при этом бывают не выше соответствующих цен фирмы-лидера.

2.3.2. Метод ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен

Привычные цены - это цены, которые сохраняются  на установленном и ставшем обычным  уровне в отношении определенных товаров в течение длительного срока на довольно широком рыночном пространстве. Данная сфера ценообразования является весьма трудной для реализации политики изменения цен в сторону повышения, так как в течение длительного времени сохраняется ставший для покупателей и продавцов привычным определенный уровень цен. Конечно, и такое положение не исключает ситуации, создающей возможность повышения цен.

Как правило, чтобы  разрушить привычные цены и произвести их повышение, предпринимается коренное улучшение выбора качества товара, его функциональных свойств, упаковки, стиля, дизайна, значения, т. е. ему придают  большую привлекательность и таким образом адаптируют его к целевому рынку прогнозируемых покупателей, обеспечивая тем самым новое место товара на рынке. Без этого успешно осуществить изменение привычной цены не удается.

В условиях сильной  конкуренции реакция на изменение  цен конкурентов должна быть оперативной. Для этих целей у фирмы должна быть заранее подготовлена программа, способствующая принятию стратегии по отношению к ценовой ситуации, созданной конкурентом.

2.4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ методов конкурентной борьбы

В настоящее время  на рынке преобладает стратегия  преодоления конкуренции - каждый конкурент  стремится, по крайней мере сохранить свою долю рынка. Основные методы конкурентной борьбы, которые целесообразно использовать руководству фирмы - это цена, качество товара, условия поставок, условия платежа, уровень сервиса. Сегодня считается, что неценовые методы борьбы стали преобладающими. Тем не менее, ценовые методы не тратили своего значения, особенно для товаров с эластичным спросом по цене. Отметим, что если раньше понижение цен на товары одним конкурентом неизбежно приводило к снижению цен другими конкурентами, то в настоящее время многие фирмы предпочитают улучшить потребительские свойства товара при сохранении или даже повышении цен. Быстрое возмещение затрат на производство и сбыт продукции - в попытке достижения этой цели чаще всего реализуют политику «доступных цен». Данная политика рассчитана на большие объемы реализации продукции, что необходимо в связи с затрудненным финансовым положением фирмы, неизвестностью или неуверенностью в успехе товара.

Если сравнивать преимущества ценовой и неценовой  конкуренции, то следует отметить следующее. Предприниматели часто пытаются выиграть конкурентную борьбу, устанавливая более низкие цены. С точки зрения бизнеса, это опасно, поскольку цены невозможно снижать постоянно. Кроме  того, конкуренты могут снизить цены вслед за вами. Лучше находить и  использовать другие возможности, например:

    • Личное общение с клиентами (встречи)
    • Личное внимание (достаточный штат для оказания помощи)
    • Хорошее обслуживание (доставка товара)
    • Разнообразие услуг
    • Гибкость и возможность быстрого реагирования (обновление ассортимента)
    • Неизменно высокое качество (личная проверка качеств товара перед тем, как предоставить его клиентам)
    • Удобное расположение

Остановимся подробнее  на методах неценовой конкуренции.

Идеальное обслуживание - необходимый фактор неценовой конкуренции, который позволяет фирме выиграть по сравнению с конкурентами. Оно  заключается в следующем:

    • Потребностям клиентов уделяется серьезное внимание.
    • Все операции выполняются быстро и эффективно.
    • Персонал имеет четкое представление о местонахождении товаров.
    • Персонал хорошо осведомлен об имеющихся товарах, о размере, цвете и т. д.
    • Персонал проявляет обходительность при обслуживании клиентов.
    • Выполняются обещания, данные клиентам.
    • Предоставляются возможности альтернативного обслуживания.

К товарам, продаваемым  конкурентами на рынке, со стороны покупателей  предъявляются определенные требования. И чем лучше фирма удовлетворяет  эти требования, тем привлекательнее  она для покупателя. Далее приведены  некоторые меры, которые позволят более полно удовлетворить требования покупателей:

    • Наличие рекламы, информация о товаре и товаропроизводителе, торговой марки, маркетинговой подготовки.
    • Обладание дополнительными по отношению к аналогам положительными свойствами, то есть конкурентоспособность предлагаемого товара.
    • Безопасность, надежность, качество.
    • Рыночная новизна.
    • Приемлемая цена потребления.
    • Популярность модели и репутация товаропроизводителя.
    • Наличие торговой (сбытовой сети), доступность.

Соблюдение этих основных требований означает, что  выводимый на рынок товар захотят  покупать, и он будет обеспечен  спросом.

Таким образом, стратегические цели и задачи деятельности торгового  предприятия:

    • Увеличение своей доли на рынке розничной торговли продукции;
    • Ориентация на новые сегменты покупателей;
    • Повышение конкурентоспособности.

            Долгосрочные задачи системы управления конкурентоспособностью магазинов:

    • Сохранение стабильного положения на рынке продуктов питания;
    • Увеличение объемов продаж;
    • Удержание и возможное расширение доли рынка;
    • Формирование и стимулирование спроса на все виды продукции.

Основными проблемами деятельности предприятия являются: недостаточно эффективная стратегия маркетинга, слабо ориентированная на поиск новых сегментов рынка и продвижения на рынок; недостаточное стимулирование приобретения предлагаемых товаров; неэффективная ценовая политика; отсутствие гибких систем скидок; величина расходов на рекламу не соответствует увеличению объема реализованной продукции;

В связи с этим, можно порекомендовать следующие  направления совершенствования  маркетинговой деятельности на предприятии:

2.4.1. Расширение отдела маркетинга (объединение отдела закупа и маркетолога)

В фирме используется недостаточно эффективная стратегия  маркетинга. Так необходимо ориентироваться  на поиск новых сегментов рынка, продвижения на рынок, установление стимулов потребителям для приобретения предлагаемых товаров.

Отсутствуют маркетинговые  исследования фирм-конкурентов по товару и ценовой политике. Выполнение лишь существующих функций отделом продаж предприятию недостаточно, для стабильной, уверенной работы необходимо расширение задач и функций, которые будут  характеризовать всю деятельность предприятия, оценивать возможные  дальнейшие шаги, строить стратегии, анализировать свои действия и так  далее.

Маркетинговый анализ каналов сбыта в магазинах  должен проводиться по основным видам  продукции.

2.4.2. Стимулирование сбыта

Выбор средств  стимулирования зависит от поставленных целей. Все средства можно объединить в три большие группы:

- ценовое стимулирование (продажа по сниженным ценам,  льготные купоны, дающие право на скидку);

- предложения  в натуральной форме (премии, образцы  товара);

- активное предложение  (конкурсы покупателей, игры, лотереи).

2.4.3. Разработка рекламной компании

В настоящее время  проводимые рекламные мероприятия  пассивны, ощущается нехватка рекламы. Необходимо предоставлять покупателям  всю информацию о характеристиках реализуемой продукции (ассортимент, цена, качество и т.д.). В качестве средства распространения рекламы следует выбрать прессу. При проведении рекламной кампании в рамках определенной системы сбыта необходимо учитывать внешние факторы (особенно маркетинговую политику конкурентов) и внутренние возможности предприятия.

Фирма должна позаботиться о максимальном информировании потенциальных клиентов. Чем больше они знают о товаре, его производителе и поставщике, тем выше вероятность предпочтения этого товара товарам конкурентов.

2.4.4. Проведение целенаправленной ценовой политики

 Она обеспечивает  конкурентоспособность товара и  фирмы на рынке. Хорошее знание  уровня цен, действующих на  рынках определенных видов продукции,  позволяет предприятию оптимизировать  выручку за готовую продукцию,  а при закупках - избегать переплат.

2.4.5. Эффективное использование торговых площадей

Для более эффективного использования торговой площади  магазинов необходимо использовать современные методы продажи товаров, такие как самообслуживание в  тех магазинах, где это целесообразно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов  рынка. Конечная цель любого предприятия  – достижение определенных результатов  в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических  и комплексных усилий, зависящих  от конкурентоспособности товаров  и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению  с аналогами – продукцией и  услугами других предприятий.

Проблемы конкурентоспособности  и конкуренции выходят на первый план как для национальной экономики  в целом, так и для хозяйственных  первичных образований – предприятий в отдельности.

Подводя итог, можно  сказать, что методы конкурентной борьбы, которые могут обеспечить торговой фирме значительные конкурентные преимущества состоят из:

Информация о работе Виды анализа конкурентоспособности организации на примере сети магазинов