Внутрифирменное планирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:31, реферат

Краткое описание

Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования и прогнозирования, которые включают в себя определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель решает три основные задачи: что, как и для кого производить. Не импровизация, не спонтанные ситуационные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях работы во внешней и внутренней среде предприятия составляет сущность планирования бизнеса.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………..….2
Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Сущность и цели внутрифирменного планирования……………….…4
2. Предмет и метод внутрифирменного планирования…………….....…6
3. Принципы и методы внутрифирменного планирования……………...7
4. Виды и содержание внутрифирменного планирования………………10
5. Экономическая оценка планов……………………………………….….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ОПД.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

Содержание…………………………………………………………………..….2

Введение……………………………………………………………………..…...3

  1. Сущность и цели внутрифирменного планирования……………….…4
  2. Предмет и метод внутрифирменного планирования…………….....…6
  3. Принципы и методы внутрифирменного планирования……………...7
  4. Виды и содержание внутрифирменного планирования………………10
  5. Экономическая оценка планов……………………………………….….14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список  использованных источников…………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования и прогнозирования, которые  включают в себя определение перспективных  целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель  решает три основные задачи: что, как  и для кого производить. Не импровизация, не спонтанные ситуационные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и  действиях путем сравнительной  оценки альтернатив в ожидаемых  условиях работы во внешней и внутренней среде предприятия составляет сущность планирования бизнеса.

  Тема  «Внутрифирменное планирование предпринимательской  деятельности» очень актуальна в наше время, когда достаточно большое количество людей в современном обществе занимаются предпринимательством, выпускают новую продукцию и развивают новые виды услуг. Поэтому цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть основные принципы и методы внутрифирменного планирования, важнейшие плановые показатели и способы их расчета, систему внутрихозяйственных планов и механизм их взаимодействия в новых рыночных отношениях, которые должны знать современные специалисты.

  Для достижения поставленной цели предстоит  решить некоторые задачи, а именно определить сущность, функции, предмет, методы и виды, раскрыть важность оценки внутрифирменного планирования предпринимательской деятельности. 
 
 

 

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

  В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий  и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления  ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем периоде.[1]

  Содержание  внутрифирменного планирования как  функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

  Таким образом, назначение планирования как  функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.[2]

  Во  всяком процессе планирования выбор  основных целей и возможных средств  или способов их выполнения тесно  связаны между собой. Выдвигаемые  планово-экономические или иные внутрихозяйственные цели во многом влияют при имеющихся ограничениях и на выбор средств для их предстоящего осуществления. Для современного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:

  экономический рост, означающий желание предприятий обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а следовательно, более высокий уровень жизни людей;

  полная  занятость, предполагающая возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;

  экономическая эффективность, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование;

  стабильный  уровень цен, не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;

  экономическая свобода, позволяющая всем специалистам и исполнителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью самостоятельности и творчества;

  справедливое  распределение доходов, предусматривающее соответствующее вознаграждение всех категорий персонала.

  На  нынешнем этапе развития большинства  наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала.[1]

  ПРЕДМЕТ И МЕТОД ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

  Методология внутрифирменного рыночного планирования охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов. Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана. Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб в совместной повседневной деятельности. Методология, методика и технология выполнения плановой деятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере определяют в целом и предмет внутрифирменного планирования.[3]

  Общим, или итоговым, предметом всякой плановой деятельности на предприятиях всех форм собственности служат проекты планов. Они имеют различные названия: комплексный план социально-экономического развития заказ-наряд, техпромфинплан, бизнес-план, стандарт-план и ряд других, которые характеризуют не только свой собственный предмет, но и определенный объект и систему конкретных показателей его дальнейшего развития. В рыночной экономике в качестве конкретного предмета завершающей плановой деятельности на тех или иных предприятиях обычно применяются разнообразные подсистемы планов, содержащие показатели по таким основным сферам или функциям, как маркетинг, проектирование, закупки, производство, труд, продажа, финансы и т.д. Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта служит надежным основанием для оценки не только достоверности конечных практических результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования, а также уровня развития всей современной экономической теории в целом, и в частности науки микроэкономики, важнейшим представителем которой выступает внутрифирменное планирование. [1]

  ПРИНЦИПЫ  И МЕТОДЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

  При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования.

  Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

  Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Всякий труд, как известно, – это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. А. Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем. Вопрос о необходимости плана на каждом предприятии, видимо, даже не должен ставиться: программа предстоящих действий является безусловно необходимой. Планы, или программы, могут быть разные: простое и сложные, краткие либо очень подробные, на продолжительный либо короткий срок, внимательно рассмотренные либо принятые наспех, хорошие, посредственные либо плохие. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

  Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирменное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия (фирмы).

  Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них – к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. На большинстве предприятий в условиях рынка действуют в основном годичные планы. Все другие виды программ как большей, так и меньшей продолжительности должны быть строго согласованы с годовыми планами и могут функционировать одновременно. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановых показателей производственно-экономической деятельности на каждом предприятии.

  Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности», или «подушками». При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования.

Информация о работе Внутрифирменное планирование предпринимательской деятельности