Внутрифирменное планирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:31, реферат

Краткое описание

Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования и прогнозирования, которые включают в себя определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель решает три основные задачи: что, как и для кого производить. Не импровизация, не спонтанные ситуационные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях работы во внешней и внутренней среде предприятия составляет сущность планирования бизнеса.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………..….2
Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Сущность и цели внутрифирменного планирования……………….…4
2. Предмет и метод внутрифирменного планирования…………….....…6
3. Принципы и методы внутрифирменного планирования……………...7
4. Виды и содержание внутрифирменного планирования………………10
5. Экономическая оценка планов……………………………………….….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ОПД.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

  Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением. Высокая степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Поэтому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Иначе говоря, степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Главным образом она определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном – можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.[4]

  Таковы  важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном  производстве. На их основе развиваются  и формируются в процессе практической деятельности и все действующие  общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов. В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный – на анализе и обобщении опытных данных, нормативный – на применении исходных нормативов и т.д. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.[1]

  ВИДЫ  И СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

  Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Взаимодействуя на микроуровне с такими экономическими науками, как маркетинг, организация производства, управление предприятием и многими другими, внутрипроизводственное планирование позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики. Эти главные вопросы современного рынка, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом, заключаются в следующем.

  1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?
  2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?
  3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовать производство?
  4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?
  5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

  Из  этих фундаментальных вопросов, поставленных перед рыночной экономикой, вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования на предприятиях и фирмах служит взаимосвязанная система  планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления  товаров и ресурсов. В настоящее  время все производители и  предприниматели, исходя из рыночного  спроса на товары, работы и услуги, рационального  использования имеющихся экономических  ресурсов, получения максимальной прибыли, повышения личных доходов и качества жизни работников, самостоятельно планируют  свою предстоящую производственно-хозяйственную  деятельность, определяют перспективы  расширения производства продукции  и развития предприятия. В зависимости  от выбранной цели, применяемых методов, разрабатываемых показателей, уровня принимаемых решений и многих иных факторов принято различать  несколько систем или видов рыночного  планирования.[1]

  Вид планирования определяется следующими признаками:

  1. степенью неопределенности планирования;
  2. временной ориентации идей планирования;
  3. горизонтом планирования;
  4. целевое предназначение.

  При полной предсказуемости внешней и внутренней среды вид планирования относится  к детерминированному. Планирование в условиях полной неопределенности результатов относят к вероятностному (стохастическому) типу.

  Временная ориентация идей планирования определяет четыре вида планирования:

  Реактивное  планирование – планирование, нацеленное на использование опыта прошлого. Сторонники такого подхода исключают возможность правильного предвидения будущих событий и склонны преувеличивать прошлые достижения. Такой подход возможен и целесообразен при устойчивой внешней и внутренней среде.

  Инактивное  планирование -  полное удовлетворение настоящим. Инактивисты стремятся в максимальной степени сохранить существующий метод принятия решения. В результате организация практически теряет способность приспосабливаться к изменениям.

  Преактивное (предупреждающее) планирование – это полный противовес инактивному планированию. Оно направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития. Ему идентично стратегическое планирование.

  Интерактивное планирование в зарубежной практике принято называть идеальным. Оно предполагает создать такой прообраз будущего, параметры которого идеальны для производителя.

  Горизонт  планирования определяет временную  направленность, продолжительность  реализации целей планирования. Это  долго-, средне-, краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование охватывает длительные периоды времени. Среднесрочное  планирование охватывает период от трех до пяти лет. Краткосрочный план охватывает короткий промежуток времени, до одного года.

  Целевая направленность делится на оперативную, тактическую и стратегическую.

  Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.

  Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.

  Стратегическое  планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.[5]

  В общем, классификацию видов планирования можно представить в таблице: 

Признаки, определяющие вид планирования Вид планирования Характеристика  вида планирования
Степень неопределенности планирования Детерминированное Среда полностью  предсказуема
Вероятностное Среда может  меняться под влиянием каких-либо факторов
Временная ориентация идей планирования Реактивное  Ориентация  на прошлое
Инактивное  Ориентация  на настоящее
Преактивное Ориентация  на будущее
Интерактивное Идеальное
Горизонт  планирования Долгосрочное 5-10 лет и более
Среднесрочное 1-5 лет
Краткосрочное До 1 года
Целевое предназначение Стратегическое Определение миссии, целей и стратегии развития организации. Реализация стратегии
Тактическое Реализация  тактических планов.
Оперативное Планирование  повседневной деятельности
 

  Правильный  выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях имеет  существенное значение не только для  обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров  и услуг, выхода на мировой рынок.[1] 

  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАНОВ

  Основным  стержнем предпринимательского плана (бизнес-плана) является оценка возможности  осуществления проекта и оценка его выгодности для предпринимателя, оценка его рыночной, финансовой эффективности, которые базируются, как правило, в рыночных условиях на маркетинговой  направленности при разработке любых  видов планов предприятия.

  В свободной рыночной экономике внутрифирменное  планирование становится основой самостоятельной  трудовой деятельности многих категорий  плановиков-менеджеров. Плановая деятельность персонала предприятий, как и  всякая производственная работа, характеризуется  различными показателями социальной и  экономической эффективности. Основными  оценочными показателями эффективности  плановой деятельности являются как  абсолютные, так и относительные  значения затрат и результатов, доходов  и расходов, издержек и прибыли  и других общеэкономических или  корпоративных стандартов и нормативов. Остановимся более подробно на сущности таких важных планово-экономических  показателей, как эффект и эффективность, стоимость и доходность, а также на современных методах их научного обоснования и практического расчета.[6]

  Всякий  эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата: как выполнена работа по производству товара и услуги, удовлетворяет ли она потребителя и будет ли продана, по какой цене ее можно продать, какова возможная прибыль? При оценке эффекта сравниваются фактические или ожидаемые показатели с установленным стандартом, эталоном, заранее принятой целью и другими экономическими данными. Вполне понятно, что оценить реальный эффект в разных сферах трудовой деятельности не всегда возможно, например в творческих видах труда. Однако в целом можно сказать, что эффект в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами, между ценой товара и его себестоимостью, между плановыми (нормативными) и фактическими значениями показателя и т.д.

  Эффективность характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой или платой за достижение данного результата. Если же результат, например заданная цель, вообще не достигнут, то и эффективность теряет свое положительное экономическое значение. В практике показатель эффективности выражает величину дохода (прибыли) на единицу затрат, например, рентабельность изделия, труда и производства и т.д.

  В процессе внутрифирменного планирования понятия «эффект» и «эффективность»  трактуются как широкие общенаучные  категории, включающие научные, технические, социальные, экономические и другие результаты.

  Научный эффект связан с открытием новых явлений материального мира или закономерностей его развития, а также с выявлением практических возможностей их использования в хозяйственной деятельности и установлением оптимальных параметров и показателей применения результатов научных исследований в конкретных сферах человеческой деятельности.

Информация о работе Внутрифирменное планирование предпринимательской деятельности