Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:25, курс лекций
Глобализация мировой экономики, участие организации в различных формах международной кооперации, стремление компаний к расширению границ своей деятельности и превращению в крупные мультпнацпональные корпорации выявили новые проблемы организационного поведения, связанные с различием культур. Стало очевидным, что эффективность международного бизнеса во многом зависит от понимания культуры других стран, культурных различий между нациями и способности адаптироваться к ним. В связи с этим возникла необходимость изучения особенностей национальных культур и их влияния на ОП и организационную культуру компаний, разработки подходов и методов повышения межкультурного взаимодействия, культурной адаптации, мотивации, лидерства, принятия решений, управления персоналом в разной культурной среде.
Эффективный лидер:
• доступен любому работнику, причем при обсуждении любых проблем он неизменно доброжелателен;
• глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со многими работниками;
• не терпит кабинетного стиля, предпочитает чаще появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, не слывет хитрецом;
• терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;
• в трудные моменты не стремится найти виноватого, предпочитает устную, а не письменную информацию;
• при выдвижении на ответственные посты рекомендует, как правило, сотрудников своей организации – людей, имеющих близкие ему управленческие ценности, и лишь в особых случаях приглашает специалистов со стороны.
Особенности поведения лидера:
1) распоряжения и приказы уступают место убеждению, строгий контроль – доверию; переход к отношениям сотрудничества;
2) руководители-лидеры стремятся развивать коллективные формы работы единой командой, что резко увеличивает взаимный обмен информацией между членами рабочих групп;
3) руководители-лидеры всегда открыты для новых идей, исходящих от коллег, подчиненных, клиентов. У таких руководителей свободное высказывание идей и обмен мнениями становятся естественной формой взаимоотношений;
4) руководитель-лидер стремится создавать и поддерживать хороший психологический климат в коллективе, не ущемлять интересы одних работников за счет других, с готовностью и публично признает заслуги сотрудников.
Сегодня нужны лидеры, умеющие выводить организацию из кризисных ситуаций.
Характерные
черты деятельности «лидера-
• желание стать лидером в сложных ситуациях и находить удовольствие при исполнении этой роли;
• стремление к состязательности во всем и всегда;
• высокая адаптационная способность;
• склонность к инновациям;
• отсутствие боязни провалов, использование их как новые отправные точки развития.
Мотивация и стимулирование
Формирование и практическое применение мотивов и стимулов тесно взаимосвязаны, что иногда допускает смешение этих понятий. Между тем, содержание и последовательность их возникновения, формирования, становления, развития, применения и взаимодействия известны с древних времен и представляются в четко формализованном виде, наиболее полно отражаемом следующим сравнительным анализом основных факторов их проявления. Анализ соотношения возникновения, становления и развития мотивов и стимулов ОП индивида имеет особое значение для понимания процесса активизации личности. В отличие от действия внутренних рычагов, представляемых в той или иной степени осознанными мотивами поведения индивида, стимулы в виде внешних инструментов не опосредованно и мягко побуждают, а непосредственно и жестко принуждают личность к конкретным действиям. Стимул как внешнее, непосредственное принуждение работника к определенному поведению не только оказывает воздействие на его уже сформированные мотивы, но, вместе с этим, закладывает и развивает новые побуждения. Так формируются нравственные ценности, менталитет, личная, социальная и профессиональная ориентация. Сравнительный анализ мотивов и стимулов поведения индивида
Фактор |
Мотивы |
Стимулы | |
1. Природа возникновения |
внутренние |
внешние | |
2. Порядок становления |
первичный |
производный | |
3. Основы формирования |
индивидуальные |
социальные | |
4. Структура построения |
субъективные |
объективные | |
5. Методы применения |
частные |
общие | |
6. Форма действия |
опосредованные |
непосредственные | |
7. Сущность действия |
побуждение |
принуждение |
Вместе с тем стимулы,
минуя мотивы, могут непосредственно
принуждать индивида к определенному
поведению, вопреки его потребностям и
интересам. Разрабатывая миссию, реализуя
корпоративные цели через стимулирование
работника, организация влияет на формирование
и развитие его поведения, расширяя общую
палитру мотивации. Стимулы обеспечивают
безусловное соблюдение определенных
норм, следование конкретным правилам,
выполнение четкой программы действий.
Состав и содержание таких программ могут
быть различными и зависят от формируемых
обществом целей, устанавливаемых законов
и признаваемых ценностей, системы власти
и уровня развития самоуправления и культуры
поведения. Выполнение подобных программ
конкретным работником или группой носит,
естественно, субъективный характер, отражающий
уровень развития мотивации и эффективность
выбора, адаптации и применения систем
материального и морального стимулирования.
Такие программы основаны обычно на организации
эффективного взаимодействия между мотивами
и стимулами как самостоятельными факторами
формирования и реализации процесса активизации.
Проведенный анализ позволяет достоверно
утверждать, что мотивы и стимулы представляют
самостоятельные и тесно взаимодействующие
элементы единой системы активизации
личности. Эта система призвана позиционировать
и решать целый комплекс важнейших задач
формирования оптимальной модели ОП. Ее
построение начинается с формирования
механизма научения поведению как отправного
условия воспитания личности, обеспечивающего
основополагающие принципы усвоения правил,
условий процедур. В реальной жизни он
целенаправленно развивает и объединяет
воздействие таких социально адаптированных
рычагов и механизмов, как пилотирование,
наставление, дирижирование, следование,
подражание, объединение и др. Выработка
эффективного инструментария стимулирования
работника обеспечивает построение, адаптацию
и применение универсальной системы мер
целенаправленного воздействия. Ее состав
во многом определяется стратегическими
и тактическими целями, сложившейся системой
мотивов ОП, реальным уровнем самоорганизации.
Эффективность построения и применения
данного инструментария во многом обусловливается
обеспечением гармоничного взаимодействия
процессов мотивации и стимулирования.
Состав и содержание инструментария стимулирования
непрерывно адаптируются и совершенствуются
в соответствии с составом и условиями
решаемых задач. Все это объективно нуждается
в адекватном материальном обеспечении
деятельности работника, выражающемся
в разнообразных воздействиях внешнего
стимулирования. Например, экономическое
стимулирование включает в себя формы
и методы денежного вознаграждения в прямом
и нормативном выражении, поощряющие конкретные
действия работника или достигнутые им
результаты. В нем выделяются тесно взаимосвязанные
индивидуальный и социальный уровни реализации
форм и методов экономического стимулирования,
отражающие содержание и последовательность
воздействия. Источник средств к существованию,
представляя самое распространенное понимание
роли экономического стимулирования на
индивидуальном уровне, отражает его первичное
восприятие как зарабатывание денежных
средств, материально обеспечивающих
физическое существование, целенаправленное
функционирование и интеллектуально-духовное
развитие личности. Потенциал формирования
имущественного комплекса — комфортных
условий существования и развития работника
стратегически обеспечивает приобретение
и эксплуатацию материальных составляющих
на социально признанном уровне. В одном
случае это может быть только собственное
жилье, в другом — добавляется личный
транспорт, в третьем — загородная недвижимость
и т. д. Наличие имущественного комплекса
у большинства граждан играет важную роль
в обеспечении социальной стабильности
в обществе. Условие самовыражения
и благотворительности как осуществление
творческих и гуманистических начал личности
отражает стремление к реализации одного
из высших побуждений человека. Оно выражается
в создании семьи, воспитании детей, участии
в общественном развитии на основе осознанного
вложения материальных средств и возможностей.
Оценка качества и производительности
труда, определяющая социальный статус
работника, традиционно ориентируется
на уровень заработной платы. Фактор социальной
стабильности обеспечивает сохранение
и развитие системы экономического стимулирования,
определяющей формирование атмосферы
доверия и партнерства в обществе. Ресурс
социально-экономического развития отражает
формирование индивидуального, корпоративного
и общественного экономического потенциала
в виде накопления и инвестиций в социальный
прогресс организации. В инструментарии
стимулирования выделяют доходы в виде
денежного вознаграждения, определяемого
трудовым вкладом и профессионально-
Механизм мотивации
Осмысление результатов
собственных действий и происходящих
перемен, стимулирующее воздействие
непосредственного окружения и
конкретных субъектов управления побуждают
каждого индивида адаптировать сложившуюся
мотивацию к изменившимся условиям,
что проявляется в новых
Результативность мотивации
ОП как результат мотивации представляет собой перманентно развивающуюся сложную, многофакторную характеристику, во многом определяющую общую эффективность организации. Ее анализ и оценка, проводимые применительно к конкретной ситуации, основываются на экспертном, ограниченно формализуемом подходе, что осложняет выработку общей методики. Вместе с тем на сегодняшний день в качестве основных критериев оценки результативности мотивации чаще всего используются такие показатели, как уровень работы организации и превалирующий в ней стиль руководства и управления. Формирование и развитие эффективной модели ОП конкретного индивида, групп и объединений в целом представляет собой опосредованный Результат мотивации. В конечном счете на практике он выражается в своевременности, экономичности и полноте достижений целей организации, оцениваемых в целом но ее эффективности. Наиболее явным непосредственным результатом мотивации является складывающийся характер ОП, во многом и обеспечивающий необходимый уровень достижения поставленных целей. В этом смысле результативность мотивации представляет собой отношение уровней эффективности сложившегося ОП к необходимому для достижения поставленных целей. Непосредственный эффект мотивации основан на действии известного закона результата, отражающего формирование и реализацию в сознании индивида устойчивой связи между его поведением и достижением поставленных целей. Выделяются определяющие формы проявления результативности мотивации. Так, непосредственным результатом мотивации конкретного работника является: * формирование представления об организации; определение своего отношения к ней; выработка возможных вариантов реакции; мобилизация необходимых ресурсов; * обеспечение адекватности поведения и т. д. Все это также представляет собой выражение результата мотивации работника, по уже применительно к целям конкретной программы его функционирования и развития в сложившихся условиях. Понятно, что такая программная организация во многом ограничена и даже регламентирована управленческим воздействием, но ее реальные границы настолько простираются за достаточно узкие возможности контроля исполнения, насколько реально действующая мотивация конкретного работника это допускает. Такие многофакторные и сложные зависимости требуют комплексного анализа их влияния на формирование результата мотивации не только в статике, но и в динамике. Особое значение приобретают воздействия, осуществляемые на основе моделирования мотивации ОП. Адекватность представления, структура критериев, современный инструментарий делают это научное и практическое направление исключительно актуальным. Моделирование ОП работника реально становится основой разработки и применения систем и процессов как экономического, так и социального воздействия, определяющих место и роль каждого из мотивов и стимулов, условия формирования и применения результативного механизма воздействия. Наиболее реальные и значимые результаты применение инструментария моделирования ОП показывает при анализе и решении динамических ситуаций. Осмысление результатов собственных действий и происходящих с ним перемен, стимулирующее воздействие непосредственного окружения и конкретных субъектов управления рано или поздно заставляют каждого работника адаптировать сложившуюся мотивацию к изменившимся условиям, что проявляется в: «корректировке цели; » обновлении ориентации;» адаптации взглядов и оценок;«уточнении занимаемой позиции в организации; »модернизации и мобилизации ресурсного обеспечения;» проявлении организационной активности;» повышении уровня развития и др. Это происходит в условиях функционирования и развития конкретных организации, в которых позиционирует себя каждый человек. Наиболее значимыми и действенными из них являются: семья, трудовая корпорация, политическое объединение, государство. Представление и оценка результатов мотивации призваны комплексно отражать разнообразные коммуникационные аспекты функционирования участника конкретной организации. В качестве такой могут рассматриваться любые образования, но чаще всего это осуществляется на примере формирования и развития трудовых отношений. Взаимодействие работодателя и работника, иерархия подчинения в действующей организационной структуре управления, процессы сотрудничества и конкуренции формируют многофакторную, вероятностно развивающуюся среду ОП. В этой среде участник рассматривается как работник той или иной профессии, должности, подразделения организации, в соответствии с чем определяются все остальные формы, условия, параметры и факторы функционирования и развития. Именно они обусловливают исходные данные моделирования ОП, определяют цели и задачи его применения в каждой конкретной ситуации, приводят к выводам и рекомендациям. Главное, что обеспечивает применение инструмента моделирования, заключается в проведении оценки эффективности мотивации в конкретном случае или сравнения возможного и идеального состояний. Собственно моделирование здесь и проявляется в представлении этих состояний в качестве шкалы оценки или эталона соответствия. Понятно, что такое представление отражает гипотетически моделируемую организацию, но оценки по сравнению с достигнутым уровнем во многом определяют результативность мотивации в конкретной ситуации. В большинстве случаев такие модели не дают количественных или иным образом формализуемых оценок, но позволяют достаточно четко выявить тенденции, сопоставить их с ожидаемым или наиболее вероятным развитием ситуации. Подобная базовая модель позволяет осуществлять прогнозирование ОН, его проявлений, тенденций трансформации, результативности и эффективности. Это особенно действенно в ситуации, когда подобная базовая модель закладывается в качестве основы разработки организационного проектирования и становится одним из обеспечивающих условий целенаправленного формирования и развития организации. Основополагающие модели мотивации и тенденции их трансформации разрабатываются на объективных закономерностях. Так, трансформация системы мотивов индивида, отражаемая личностной адаптацией общественно значимых ценностей и совокупностью осознания его собственных потребностей, претерпевает постоянное развитие и изменяется на всем протяжении жизненного цикла каждого человека. Она определяющим образом влияет на последовательные преобразования взглядов личности, меняющихся в направлении от оптимистических до пессимистических; убеждений и форм их реализации, развивающихся от радикальных к либеральным; жизненной позиции, трансформирующейся от реформаторской к консервативной. Все это сказывается на возрастной экспоненте трансформации ОП, отражающей как приведенные, так и другие тенденции изменения мотивации индивида. Важным фактором, определяющим формирование и развитие ОП, является формализованная или неформальная иерархия. Устанавливаемая целенаправленно или складывающаяся эволюционно подчиненность участников корпоративной организации разделяет ее на управляющую и управляемую системы, в рамках которых функционируют субъекты и объекты управления. Наиболее ярко их влияние на мотивацию ОП проявляется в построении и реализации определенного соотношения стилей руководства и управления. Именно стиль как совокупность характерных черт и особенностей осуществления деятельности работника становится мощнейшим инструментом мотивации. Превалирующие в организации методы, приемы, традиции поведения как руководителей, так и подчиненных оказывают решающее воздействие на формирование модели ОП. И действительно, важно не то, в чем заключается, а как, в какой форме, каким образом реализуется то или иное воздействие руководителя на подчиненных, что формирует их прогнозы, оценки, отношения. Именно неформализуемые мотивы оказывают существенное воздействие на формирование реального ОП и его результаты. Наиболее ярко это проявляется в формировании корпоративной культуры организации, представляемой сложившимся и постоянно модернизируемым сводом норм, правил, процедур неформальной коммуникации в конкретной компании. Устанавливая, поддерживая и развивая формы внутренней коммуникации, корпоративная культура становится мощнейшим инициатором мотивации в модели ОП. Ориентируясь на внутрифирменное единение, адекватность межличностных отношений, солидарную ответственность перед окружающими, складывающаяся модель корпоративной культуры устанавливает неписаные законы, правила, нормы поведения внутри организации и ее внешнее представление, с которыми соотносят свое ОП все работники компании. Далее формируется и действует механизм внутрифирменной корпоративной мотивации, все больше доказывающий свою высокую эффективность и действенность. В менеджменте результативность мотивации выделяется, оценивается и используется в качестве комплексной характеристики соответствия уровня социальной организации составу, содержанию и сложности поставленных целей и условий их достижения. Указанные характеристики позиционируют основные направления достижения результативности мотивации, в рамках которых и применяют рассмотренные в настоящей главе подходы. Их методическое обеспечение, инструментарий анализа и оценки постоянно совершенствуются и развиваются, что позволяет наполнять обновленным содержанием каждое из выделенных направлений. Вместе с тем состав этих направлений также расширяется как за счет выявления новых, так и в ходе разделения и специализации уже выделенных. Все это позволяет представить достаточно полную картину достижения и оценки результативности мотивации.
В системе
разных научных дисциплин понятие «
Реальные группы – это объединения людей, в которых имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков. Группы бывают большими и малыми (контактными), в которых имеется возможность непосредственных контактов каждого с каждым.
Малые группы – это два лица или более, взаимодействующие между собой таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.
Группы делятся на формальные и неформальные.
Формальные группы имеют юридический статус и создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации; роль и место этих групп в общем трудовом процессе определены в нормативном документе «Положение о подразделении». Среди формальных групп выделяют команды – соподчиненные группы руководителя и его сотрудников, рабочие(целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определенного задания, комитеты – специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т. п. (правление банка, совет директоров).
По признаку выполнения формальной группой общественно значимой работы выделяют понятие «трудовой коллектив» – рабочая группа, достигшая высокого уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп.
Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное руководство, авторитарные методы руководства и т. п.) не удовлетворяются в рамках формальной группы. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации.
К основным характеристикам группы относят:
• состав группы – зависит от ее вида и может быть обозначен набором тех или иных характеристик, параметров;