Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:25, курс лекций
Глобализация мировой экономики, участие организации в различных формах международной кооперации, стремление компаний к расширению границ своей деятельности и превращению в крупные мультпнацпональные корпорации выявили новые проблемы организационного поведения, связанные с различием культур. Стало очевидным, что эффективность международного бизнеса во многом зависит от понимания культуры других стран, культурных различий между нациями и способности адаптироваться к ним. В связи с этим возникла необходимость изучения особенностей национальных культур и их влияния на ОП и организационную культуру компаний, разработки подходов и методов повышения межкультурного взаимодействия, культурной адаптации, мотивации, лидерства, принятия решений, управления персоналом в разной культурной среде.
• структура группы в зависимости от целей исследования и условий, определяемых в качестве существенных, может быть обозначена с позиций реализации отношений «власть – подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, коммуникаций, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т. п.;
• групповые процессы – это процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы: образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений;
• групповые нормы – это элементы групповой культуры, правила
должного с точки зрения группы поведения
для каждого статусного уровня, а зачастую
и для каждого члена группы. Группа ожидает
надлежащего выполнения установленных
ею норм и правил поведения и при надлежащем
поведении применяет санкции, направленны
Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы. Выявление потенциала группы и степени его использования, а также определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться, составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов.
Исследования показали, что групповая норма производительности может возрастать в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.
Выделяют следующие основные факторы группового поведения:
1) профессиональная сработанность группы, которая формируется в результате совместной работы в коллективе и проявляется в нормах взаимозаменяемости, взаимодополняемости, взаимоответственности и др.;
2) морально-психологическая сплоченность: наличие норм взаимопомощи и взаимоподдержки на основе общности представлений о самих себе:
3) межличностная совместимость: психологическая готовность работников сотрудничать друг с другом;
4) целеустремленность и демократичность – в основном эти факторы задаются руководителем и зависят от его позиции по отношению к группе. Например, целевая установка может навязываться руководством или вырабатываться сообща всеми сотрудниками;
5) продуктивность и удовлетворенность результатами труда. Этот фактор является показателем профессионально-групповых усилий, который показывает, насколько человеческий потенциал группы воплотился в конкретные дела, насколько признаны трудовые усилия профессиональной группы, если оплата труда ее работников начисляется по конечным результатам.
Успешная трудовая деятельность профессиональной группы зависит и от других факторов, которые можно назвать переменными:
• групповой уровень притязаний, т. е. настроенность работников на достижение результатов;
• квалификационный потенциал;
• требования к конечному результату, который определяет качество групповой работы;
• степень взаимодействия с другими профессиональными группами;
• половозрастной состав группы;
• внутригрупповые межличностные коммуникации, нарушение которых может сбить рабочий ритм, темп работ и снизить качество;
• позиции, которые могут быть единоличными или переменными, когда в тех или иных ситуациях лидером оказывается кто-то из работников;
• постоянство профессиональной группы или временный характер ее работы.
Групповая норма производительности – самый важный переменный фактор работы группы, ось всех внутригрупповых отношений.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА
По мере развития коллективы обычно проходят определенные стадии:
1) «притирка». На первый взгляд, новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди смотрят друг на друга и пытаются определить свою степень заинтересованности в его создании.
Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свой авторитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Обсуждение целей и методов работы почти отсутствует. Люди зачастую не интересуются коллегами и почти не слушают друг друга, фактически не занимаясь творческой и воодушевленной коллективной работой;
2) «ближний бой». Многие коллективы проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы, группировки и разногласия выражаются более открыто. Личные взаимоотношения приобретают большое значение, проявляются сильные и слабые стороны отдельных индивидов. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходит силовая борьба за лидерство;
3) «экспериментирование». Поте
4) «эффективность». Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильном использовании ресурсов, времени и на уточнении задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице», к проблемам относятся реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи;
5) «зрелость». В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей оценивают по их достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества – команду и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.
Лидер коллектива
должен уметь предвидеть наступление
очередного этапа развития коллектива
и вести группу вперед. С повышением
качества работы коллектива расширяются
и возможности внедрения
КУМАНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Процессы коммуникативные - процесс обмена, передачи информации при помощи символов. Коммуникации - это одна из наиболее сложных и неоднозначных проблем организационного поведения. Коммуникации занимают до 75 % времени. Коммуникации позволяют людям совместно трудиться, накапливать и передавать огромный запас знаний. Менеджеры должны и совершенстве владеть технологией и искусством коммуникации. До 80 % рабочего времени менеджеров всех уровней расходуется на различные виды общения. Информация выступает одним из важнейших инструментов управления. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, менеджер планирует, организует, координирует, мотивирует и контролирует подчиненных. Большинство подчиненных па вопрос, какие качества они ценят в своем руководителе, на первом месте назвали умение выслушивать подчиненных. Менеджер обязан быть коммуникатором. Под коммуникацией понимается обман идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов или действий. Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации — добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Этапы и элементы процесса коммуникации
Процесс коммуникации включает ряд этапов: отправление сообщения, его передача и получение. Важнейшими элементами коммуникационного процесса выступают отправитель (коммуникатор), сообщение, каналы передачи, получатель п обратная связь. 1.Отправление сообщения. Минимум два лица — отправитель и получатель. Кодирование - это перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т. д.). Основной формой кодирования выступает язык общения. В результате кодирования формируется сообщение, послание, содержащее данные с определенным значением, которые отправитель хочет передать желаемому получателю. Отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме. 2.Передача сообщения. Послание по каналам (сама среда (воздух, свет, вода) и различные технические устройства (линии связи, электромагнитные волны)) передается получателю.. Информация может передаваться путем личного общения, групповых встреч, телефонных переговоров, передачи сообщений по факсу, подготовки и передачи докладных и служебных записок, различных документов, с помощью графиков производства и отгрузки продукции, электронной почты, телеконференций, радиотрансляции. Эффективность передачи сообщения зависит от средств, которые для этого используются. Для простых, рутинных и очень доступных сообщений должны использоваться простые средства, т. е. «бедная» среда - докладные записки, объявления на досках, дающие ограниченную информацию. Для сложных - сложные средства, «богатую» среду, - личное общение, которое дает немедленную обратную связь, позволяет расширить объем получаемой информации за счет невербальной составляющей. Передача осуществляется только в случае, когда получатель реально получил сообщение. 3.Получение сообщения. Тот, кому адресовано послание и кого оно достигло, называют получателем. Получатель декодирует (переводит, расшифровывает) сообщение. Декодирование — процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму. Декодирование включает восприятие сообщения получателем (что получил), его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Коммуникация успешна, когда получатель получил, понял и принял отправленное сообщение. 4.Обратная связь - присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию па полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю — кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. Обратная связь дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызнало ли оно ожидаемую реакцию. Когда получатель отвечает отправителю, роли сторон меняются. Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция каждой стороны выражается в обратной связи на сообщение.
Классификация коммуникаций
.Субъект и средства коммуникации: - с помощью технических средств, инфо технологии; -межличностные. 2.Форма общения: -вербальные; -невербальные. 3.Каналы общения: -формальные; неформальные. 4.Организационыый признак (пространственное расположение каналов): -вертикальные; -горизонтальные; -диагональные. 5.Направленность общения: -нисходящие; -входящие. Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, информационных технологий. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС). Межличностные коммуникации — коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Эффективность межличностных коммуникаций во многом зависит от обратной связи. В зависимости от компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обусловливает различные подходы к кодированию и декодированию информации. Доверие получателя к отправителю как к руководителю, так и к личности. При этом получатель должен признавать право отправителя на передачу сообщения. В отношении ожидании получателя важно отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься. Психологическая несовместимость отправителя и получателя, неприятие получателем целей и задач, которые формулируются в сообщении, разрушают коммуникацию. Получатель может признавать его статус и тогда он выполняет указания отправителя, переданные в сообщении, а может воспринимать статус как личную угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает ее. Межличностные коммуникации зависят от социокулыпурной среды, в которой они осуществляются, включающей традиции, обычаи, систему ценностей. При общении представителей различных национальных культур необходимо учитывать этот фактор. Культурные различия проявляются как в вербальном, так и в невербальном общении. Коммуникации по форме общения. Вербальные коммуникации - осуществляются с помощью устной речи как системы кодирования. Достоинствами устных коммуникаций - быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. Невербальные коммуникации — сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, например с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер. С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению. Коммуникации определяются существующими регламентами: организационными (схемой организационной структуры); функциональными (положением об отделах и службах, содержащим раздел «Взаимосвязи между подразделениями») (в основном - иерархическая структура управления). Неформальные коммуникации - социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребности в общении (слухи -75% точности). Они дополняют формальные коммуникации. Слухи: 1.Мечты – отражают желания и надежды, инициирующих слухи – позитивные слухи, способствующие творчеству работников. 2.Слухи – «пугала» - возникают на страхах и опасениях работников, вызывают беспокойство в коллективе, вызывают ущерб. 3. «Вбивание клиньев» - продиктованы агрессивностью, ненавистью, наносят урон репутации компании и ее работникам. 4.Финальный слух – вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками. Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. Информация но каналам передается по вертикали — сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости п по диагонали. Нисходящие коммуникации — коммуникации, направленные сверху вниз - от руководителя к подчиненным. Восходящие коммуникации — коммуникации, направленные снизу вверх - от подчиненных к руководителю. Горизонтальные коммуникации — коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации. Диагональные коммуникации — коммуникации, осуществляемые работниками отделов различных уровней иерархии (менее эффективны). Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению. В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.