Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение роли конкуренции в деятельности предпринимательства.
В задачи исследования курсовой работы входит изучение следующих вопросов:
-Рассмотреть сущность и значение конкуренции.
-Исследовать роль конкуренции в предпринимательской деятельности.
-Проанализировать проблемы конкурентоспособности Казахстанских предприятий.
-Изучить типы конкуренции в поведении предприятия.
-Произвести анализ конкурентоспособности Казахстанских предприятий.
Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Конкуренция как основной регулятор рыночной экономики……….....5
1.1 Сущность и значение конкуренции ………………………….…………...……5
1.2 Роль конкуренции в предпринимательской деятельности……………………8
1.3 Проблемы конкурентоспособности Казахстанских предприятий……………9
Раздел 2. Организация конкуренции в деятельности предприятия……..………13
2.1 Типы конкуренции в поведении предприятия………………..………………13
2.2 Анализ конкурентоспособности Казахстанских предприятий……………...15
2.3 Конкурентная среда коммерческих торговых предприятий………………...17
Раздел 3. Направления улучшения конкурентоспособностей предприятий...…22
3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия..22
3.2 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятий……..25
Заключение………………..………………..………………..………………..……29
Список используемой литературы………………..………………..……………...31
Лидеры, до 40% рынка
Претенденты на лидерство, порядка 30%
Ведомые, около 20%
Новички – оставшиеся 10%.
Четвертая группа озабочена поиском рыночной ниши, причем это ниша должна быть достаточно прибыльной, иметь потенциал роста и не привлекать внимание крупных конкурентов.
Третья группа старается не вступать в конкурентную борьбу с претендентами и лидерами, и в своей стратегии стремится следовать за лидерами.
Вторая группа имеет значительный атакующий потенциал, и при наступлении определенных условий стремится стать лидерами.
Первая группа должна с одной стороны стремиться ограждать атаки претендентов, с другой – атаковать конкурентов. В соответствии с содержательной функцией можно выделить следующие типы конкуренции.
Во-первых, это крупные высоко устойчивые компании, осуществляющие массовые и крупно серийное производства.
Во-вторых, это специализированные компании, приспособленные к определенному рынку.
В-третьих, это мелкие и средние фирмы, осуществляемые экспериментальное производство и опережающие соперников в нововведениях.
В-четвертых, это мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности.
В связи с тем, что формы и типы конкуренции столь разнообразны, каждая фирма пытается определить свою позицию на рынке.
2.2. Анализ конкурентоспособности Казахстанских предприятий
Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности IMD в 2012 году
Казахстан находится на 32 месте.
Среди стран постсоветского пространства:
Эстония – на 31 месте,
Литва – на 36 месте,
Россия – на 48 месте,
Украина – на 56 месте.
Произведем анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз конкурентоспособности Казахстанских предприятий.
Таблица 2. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз конкурентоспособности Казахстанских предприятий
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Богатая сырьевая минеральная база. Казахстан располагает богатыми природными ресурсами - из 110 элементов таблицы Менделеева в его недрах выявлены - 99, разведаны - 70, пока извлекаются и используются 60 элементов. По оценке ученых ведущих стран мира, Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. |
Низкая диверсификация экономики. Динамика изменения
объема обрабатывающей промышленности
в структуре промышленного При этом доля таких отраслей промышленности, как машиностроение и металлургия, которые являются основой индустриализации экономики, составляют всего 3,2% и 16,9% соответственно. |
Благоприятный инвестиционный климат. По данным Национального Банка РК за период с 1994 года по 31 декабря 2012 год в экономику Казахстана привлечено более 140,7 млрд. долларов инвестиций. |
Низкий уровень конкурентоспособности отраслей промышленности. Экспортный
потенциал Казахстана является весьма
уязвимым и нестабильным, поскольку
на долю минеральных продуктов |
Высокая степень износа основных средств. В 2012 году износ основных средств составил 37%. В обрабатывающей промышленности 40,9%. | |
Возможность интеграции экономики в мировую торговлю. Транзитный потенциал. Значительный транзитный потенциал и опыт участия в международных экономических организациях является фактором дальнейшей интеграции Казахстана в мировую систему торговли. Расположение страны между Европой и Азией дает уникальную возможность для развития интеграционных процессов. Республика Казахстан с территорией 2 724,9 тыс км2 занимает 9 место в мире и 2 место среди стран СНГ. Республика Казахстан, расположенная практически в географическом центре континента, одна из немногих стран, имеющих территорию в Европе и Азии. |
Недостаток
высококвалифицированных Наблюдается существенное увеличение ввоза иностранной рабочей силы с высшим образованием. За 2012 год привлечено около 18 тыс. иностранных работников. Из привлеченных иностранных работников 65,3 % составляют специалисты с высшим образованием. |
Угрозы |
Возможности |
Развитие промышленного производства на рынках Азии, Китая, Индии, Российской Федерации и Европы. Промышленность
в странах, являющихся потенциальными
конкурентами производителей Казахстана
развивается ускоренными |
Развитие внутреннего производства и продвижение отечественных товаров, работ и услуг. Усиление требований к развитию казахстанского содержания не только в закупках недропользователей, но и крупных системообразующих компаний других сфер деятельности и в других секторах закупок является ощутимой мерой для роста потребления казахстанских ТРУ. |
Возможность снижения уровня производства отдельных видов продукции отраслей при создании Таможенного Союза. Принимая во
внимание, что уровень |
Расширение торговой интеграции. Вступление в Таможенный Союз и ВТО. Потребность мировой экономики в энергетических ресурсах по мере стабилизации ситуации будет расти. Одновременно будет расти и спрос на основные экспортные позиции Казахстана. Одним из целевых показателей является вступление Казахстана в ВТО, что, в первую очередь, будет способствовать доступу к высоким технологиям, а также выходу продукции с высокой добавленной стоимостью на внешние рынки |
Низкий уровень кадров. Предложение казахстанских трудовых ресурсов соответствующей квалификации и специализации на местном рынке труда также все еще очень ограничено и недостаточно конкурентоспособно. Большинство специалистов, получивших казахстанское образование, не соответствуют требованиям предприятий, использующих высокие технологии. |
Увеличение прямых иностранных инвестиций. Через внедрение норм и правил ВТО в законодательную практику страны создание стабильной и предсказуемой среды для инвестиционных решений, включая привычные правила игры для привлечения иностранного капитала. |
Дальнейшее снижение уровня диверсификации Угроза связана с постоянным растущим спросом на основные экспортные позиции |
Повышение уровня транспарентности закупок. Одним из механизмов повышения уровня транспарентности является проведение электронных закупок, позволяющих обеспечить прозрачность проведения закупок и экономии бюджетных средств. |
Развитие государственно- Развитие института
государственно-частного партнерства
может стать основой |
2 октября 2012
года Всемирный экономический
форум опубликовал Отчет по
глобальной
По итогам исследования
2012 года в рейтинге конкурентоспособности
Казахстан занял 51-ое место среди
144 стран мира, поднявшись на 21 позицию
по сравнению с результатом 2011 года.
Казахстан имеет второй результат
среди стран СНГ после
Улучшение позиций Казахстана наблюдалось практически по всем факторам конкурентоспособности. 27 показателей из 111 были отнесены к конкурентным преимуществам страны. Это - индикаторы здравоохранения, рынка труда, информационно-коммуникационных технологий и государственных финансов, качества институтов, налогового администрирования, среднего образования.
Среди них самый значительный прогресс отмечен по фактору Технологическая готовность, по которому Казахстан улучшил свой рейтинг на 32 позиции, по сотрудничеству университетов и бизнеса в сфере НИОКР наша страна в рейтинге поднялась на 29 позиций вверх, уровню тренинга персонала – на 24 позиций.
«Казахстан вернулся на 51-ое место, которое страна уже занимала несколько лет назад. Это улучшение отражает прогресс во многих сферах, в особенности в макроэкономической стабильности, по которой страна занимает 16-ое место, и в технологической готовности, поднявшись с 87-го на 55-ое место. Несмотря на достигнутый прогресс, сохраняются важные проблемы в сфере конкурентоспособности компаний (99), а также инноваций (103).» - отмечается в Отчете о глобальной конкурентоспособности 2012-2013.
2.3. Конкурентная среда коммерческих торговых предприятий
Активизация коммерческой
деятельности позволяет рассматривать
ее в качестве основного фактора
обеспечения
Выполняя важные экономические и социальные функции, розничная торговля поддерживает высокий уровень жизни населения, занятость, развитие малого бизнеса, тем самым обеспечивая экономическое развитие государства.
Отрасль имеет устойчивое экономическое состояние, с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий розничной торговли, с очень высокой предпринимательской активностью.
В связи с важностью сферы общественного развития очевидно, что от уровня организации коммерческой деятельности зависит конечный результат работы предприятия. Коммерческая деятельность реализует связь предприятия с конечными потребителями его продукции и услуг, обеспечивая при первоочередном учете запросов и интересов потребителей предельную выгодность торговой сделки для всех партнеров.
Четкое определение
понятия «коммерческая
Уточняя данную
позицию применительно к
Ф.Г. Панкратов раскрывает основные этапы коммерческой работы по розничной продаже товаров предприятий: выбор методов продажи, обеспечивающих лучшую эффективность розничной продажи для конкретного магазина; анализ спроса на товары; формирование оптимизированного ассортимента; информационно-рекламная деятельность; организация комплекса услуг потребителям. Каждый из выделенных этапов служит единой цели – удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченных денежными средствами.
Дополняя данную позицию, отметим, что организация коммерческой деятельности предприятий розничной торговли в современных рыночных условиях основана на принципе равноправия торговых партнеров, самостоятельности поставщиков товаров и покупателей, а также финансовой и материальной их ответственности за выполнение обязательств, принятых ими.
Коммерческая работа по розничной продаже товаров имеет особенности, изучение которых позволило не только выделить главную цель коммерческой деятельности – максимизация получения прибыли с учетом удовлетворения покупательского спроса, лучшей культуры торгового обслуживания, но и конкретизировать основные цели и факторы коммерческого успеха предприятий.
К основным целям
коммерческой деятельности следует
отнести: формирование хозяйственных
и партнерских связей; анализ рынка
закупки товаров и связей между
производителями и
К факторам, обеспечивающим коммерческий успех розничного торгового предприятия, отнесем: финансовые показатели и факторы; кадровое обеспечение; фактическое состояние материально-технической базы торгового предприятия; факторы организации торгово-технологического процесса; факторы, оказывающие влияние на хозяйственные взаимоотношения.
Для розничных торговых предприятий актуален вопрос о роли маркетинга в управлении.
Вместе с
тем при управлении коммерческой
деятельностью розничные
Согласимся с мнением Е.И. Мазилкиной, что маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли на практике доказал свою высокую эффективность. Основным его проявлением является то, что организация постоянно и целенаправленно воздействует на рынок посредством комплекса инструментов маркетинга, включающего: товар, цену, систему сбыта и систему маркетинговых коммуникаций.
Маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли предполагает исследование рынка, планирование ассортимента, закупку товаров, формирование хозяйственных связей, создание оптимальных каналов распределения и результативного позиционирования в целях создания и регулирования спроса потенциальных покупателей.
Стратегия коммерческой деятельности использует основные инструменты маркетинга для получения желаемых результатов: товар, цена, распределение и продвижение, позиционирование. Для выбора стратегии и ее реализации необходим, прежде всего, ряд управленческих действий, связанных с оценкой текущего состояния предприятия розничной торговли.
Разделяем мнение Ф.Г. Панкратова о том, что проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:
- во-первых, наиболее
полно оценить
- во-вторых, анализировать
факторы, которые оказывают
- в-третьих,
определять издержки
- в-четвертых, определять наилучшие пути решения проблем в коммерческой деятельности, что будет способствовать получению достаточной прибыли, но, по нашему мнению, возникает предположение, что коммерческая деятельность предприятия торговли может быть оценена лишь при условии наличия полной исчерпывающей информации о ее состоянии, полученной в результате комплексного анализа составляющих ее элементов.
Для того чтобы торговое предприятие с успехом работало, нужно проводить системное исследование его коммерческой деятельности, при этом необходимо учитывать факторы неустойчивой рыночной среды, что даст возможность превратить предприятие в устойчиво прибыльное и конкурентоспособное, тем самым обеспечив его развитие.
От насыщенности потребительского рынка товарами, их своевременной реализации зависят развитие производства и уровень удовлетворения потребностей, качество жизни населения и в конечном счете эффективность национальной экономики. Коммерческая деятельность предприятия розничной торговли оценивается ее социальной эффективностью, которая сводится к трем результирующим характеристикам, раскрывающим его сущность: культура торговли, качество торгового обслуживания, культура обслуживания. Исходными данными в анализе эффективности коммерческой деятельности путем сопоставления прибыльного и затратного механизмов в исследовании Е.С. Холина являются: полный учет, анализ и оценка экономических показателей. Основные показатели хозяйственной деятельности торгового предприятия, осуществляемой на коммерческой основе, Холин Е.С. подразделяет на две группы, позволяющие оценить две категории: экономический эффект и экономическую эффективность. Особый интерес представляет технология результативности коммерческой деятельности торгового предприятия путем определения затрат, которую представил О.В. Памбухчиянц на основе технологических операций.
Разделяя предложенную технологию, необходимо уточнить основные этапы оценки эффективности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия, используя данные, которые содержатся в финансовой, экономической и бухгалтерской отчетности. Основные этапы оценки эффективности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия представлены в таблице 2.
Таблица 3. Основные этапы оценки эффективности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
Наименование этапа |
Характеристика этапа |
1. Анализ использования внеоборотных активов |
Анализ роста реализации в денежном выражении производственных и непроизводственных фондов, технических средств, выявленный прирост производства от перечисленных активов поможет установить конкурентоспособность предприятия на рынке |
2. Анализ затрат по этапам товародвижения |
Возникновение непланируемых расходов на транспорт, охрану, штрафы, вследствие этого увеличения предполагается увеличение издержек |
3. Анализ затрат по структуре товаров |
Затраты по структуре товаров – это закупочная цена, издержки обращения, вспомогательные расходы, которые необходимо фиксировать по группам товаров |
4. Анализ экономических показателей |
Данный анализ определяет степень использования объектов на всем пути товародвижения, а также обращаемость закупленных и проданных товаров |
Информация о работе Направления улучшения конкурентоспособностей предприятий