Проблемы совершенствования мотивации труда государственных служащих (на примере Свердловской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Производственные же организации одинаково ориентированы на производство продукции: производить много, качественно и эффективно. Но при этом есть нечто, что отличает их друг от друга и что сами организации в ряде случаев стремятся подчеркнуть. Так, в производстве автомобилей VOLVO стремится сделать самые безопасные автомобили для тех, кому важно это качество, «Мерседес» – самые классические и надёжные, а «АЗЛК» – просто делает автомобили. И похоже, этот последний завод никогда не ставил перед собой задачи определить миссию своего предприятия, делая «просто» автомобили для «просто советского человека».3

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы совершенствования мотивации труда государственных служащих.doc

— 572.50 Кб (Скачать файл)

Автор пришел к выводу, что современному чиновнику для полноценного функционирования с полной самоотдачей нужна особая среда, охватывающая все его потребности и отражающая все его наклонности. Он не должен чувствовать себя ни на миг оставленным наедине. Но в то же время он должен ощущать себя хозяином в огромном государственном механизме.

Для этого необходима постоянно действующая система повышения квалификации государственных служащих, доносящая в полном объеме последние веяния профессиональных особенностей деятельности ГС (в том числе компьютерно-информационные и человеческие технологии).

Не стоит забывать и о личности ГС. Высокоразвитое самосознание управленца переносит его деятельность на новый уровень понимания окружающего мира, позволяет ему заглядывать далеко вперед, предвидеть надвигающуюся опасность, а в случае ее неминуемости – мобилизовать силы общества оптимальным образом.

Главное в этом – целостное видение мира и сознание того, что нам всем в этом мире жить, и нам, и нашим потомкам.

Но сегодня большинство наших сограждан ориентированы на сиюминутные прибыли. Мы переводим на денежные знаки и степень успешности, и перспективу, и свои силы. Универсальность этой единицы меры просто безгранична. Но деньги всегда остаются деньгами, имеющими свойство иссякать. И тогда мы остаемся один на один с будущим. Перспектива успешного развития региона, страны и всего человечества – вот ориентир, к которому должен стремиться государственный служащий. А предопределить это стремление призваны мотивационные механизмы и правильные способы их реализации, и это уже давно понимают руководители во многих странах мира, поставившие себе приоритетной задачей «воспитание» государственных чиновников.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Законы и нормативно-правовые акты

  1. Закон Свердловской области от 25.06.97 (№ 40-ОЗ) «О регулировании оплаты труда в Свердловской области». // Областная газета. 2 июля 1997.
  2. Конституция Российском Федерации. М., 1993.
  3. Конституция Соединенных Штатов Америки. 1787
  4. Конституция СССР. М., 1987
  5. Положение о федеральной государственной службе (в ред. Указов Президента РФ от 29.04.94 N 841, от 09.08.95 N 834)
  6. Постановление Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 30.12.1992 №4249-1/1042. «Об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти».
  7. Постановление Главы города Екатеринбурга от 25.09.95 N 620 «О заработной плате работников бюджетной сферы»
  8. Постановление Главы администрации Свердл. обл. от 20.10.93 № 270 «О мерах  по организации  системы государственной  и муниципальной службы в Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области.
  9. Постановление Правительства Свердл. обл. от 22.01.97 N 45-п  "Об организации работы по реализации указа губернатора Свердловской  области  от  29.12.95  №62 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные  должности Свердловской области". // Собрание законодательства Свердловской области. 1997, N 1
  10. Постановление областного Совета народных депутатов и Главы администрации Свердловской области от 27.01.93 № 26/11 «О должностных  окладах работников органов государственной власти и местного самоуправления»
  11. Постановление Правительства Свердловской области от 19 октября 1999 года № 1213-ПП // Собрание законодательства Свердловской области.
  12. Указ Президента РФ от 04.04.92 N 361. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»
  13. Указ Президента РФ от 07.02.95 N 103 (ред. от 09.08.95) «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих»
  14. Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1993 №848 «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №23. Ст.2108.
  15. Постановление Правительства РФ от 13.09.94 N 1047, в ред. от 19.09.97 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Федеральных органов исполнительной власти».
  16. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 №33 (ред. от 09.08.1995 №834) «О Реестре государственных должностей Федеральных государственных служащих». // Российская газета. 1995. 25 января.
  17. Федеральный закон N 119-ФЗ, 31.07.95, принят 5 июля 1995 года. «Об основах государственной службы Российской Федерации»
  18. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.09.1999). // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005
  19. Указ Президента Российской Федерации от 06.09.1995 №900 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст.3588. «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"»
  20. Областной Закон от 18.10.95 N 26-ОЗ. «О государственной службе Свердловской области». Принят областной Думой 5 октября 1995 г. 
  21. Постановление правительства Свердловской области от 29.12.95 N 62 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности свердловской области»
  22. Федеральный закон от 24.10.97 N 134-ФЗ (принят ГД ФС РФ 10.10.97) «О прожиточном минимуме в российской федерации».
  23. Закон Свердловской области от 19.03.98 N 17-ОЗ «О  конкурсе  на  замещение  вакантной  государственной  должности  государственной службы Свердловской области»   (принят Свердловской областной думой 25.02.98)

Книги, монографии, периодика

  1. Бабина С.И., Гришиковец В.Б. Стимулирование труда персонала предприятия в индустриально развитых странах. Кемерово, Человек и труд. 1993. 260 с.
  2. Вебер М. Основные социологические понятия. // Избранные произведения. М., Мысль. 1990. 283 с.
  3. Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Избранные произведения. М., Политическая литература. 1990. 628 с.
  4. Верховин В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., МГУ, 1992. 320 с.
  5. Верховин В.И. Социальная регуляция трудового поведения и производственной организации. М., МГУ, 1991. 422 с.
  6. Вестник государственной службы. №3. 1993. 213 с.
  7. Виханский О.Л. Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., «Экономические науки». 1996. 431 с.
  8. Вишневский Ю.Р. Ради чего мы работает. Свердловск, Изд-во УрГУ, 1988. 236 с.
  9. Восленский М. Номенклатура. М., «Советская Россия». 1991. 350 с.
  10. Государственная служба. Регулирование трудовых отношений. Зарубежный опыт. М., «Политиздат». 1995. 352 с.
  11. Грачев М.В. Управление трудом. М., «Политиздат». 1990. 366 с.
  12. Емельянов Е., Поварницына С. Ваша Миссия. М., «Экономика», 1998. 218 с.
  13. Замфир К. Удовлетворенность трудом. М., 1983. 198 с.
  14. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом. Ашхабад, «Серена». 1988. 426 с.
  15. Клуниченко Н.М. Некоторые социальные и социально-психологические факторы труда и руководства. Барнаул, Изд-во АлтГУ. 1988. 150 с.
  16. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., «Педагогика». 1971. 189 с.
  17. Маркович Д. Социология труда. М., «Экономика». 1988.  404 с.
  18. Международная научная конференция "Наука управления на пороге XXI века". Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе. 3-5 ноября 1997. 105 с.
  19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. «Экономика», 1992. 625 с.
  20. Мотивация труда работников в условиях современного производства. М., «Юридическая литература», 1989. 225 с.
  21. Мухабетов Т.И. Мотивационный механизм управления трудом. Алма-Ата, «Камил», 1991. 325 с.
  22. Наумов А.Н. Организация, нормирование и стимулирование труда. Л., «Экономика», 1990. 102 с.
  23. Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., «Зарубежная литература», 1992. 506 с.
  24. Патрушев В.Д., Калмакан Н.А. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. М., «Экономика», 1993. 203 с.
  25. Принцип Питер. Лоуренс Дж. Питер. М., «Знание», 1996. 160 с.
  26. Поварич И.П. Виды и формы организации стимулирования труда. Кемерово, «Знамя», 1990. 266 с.
  27. Поварич И.П., Прошкин Б.Г. Стимулирование труда: системный подход. Новосибирск, «Академия», 1990. 332 с.
  28. Пронников В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. М., «Зарубежная литература», 1988. 361 с.
  29. Пшенников В.В., Японский менеджмент. 27 уроков для нас. М., «Япония сегодня». 1997. 321 с.
  30. Социология труда. Киев, «Экономика», 1991. 118 с.
  31. Санталайнен Т.,  Поренне П.  Управление по результатам. М., «Политиздат», 1994. 135 с.
  32. Тулеев А. Как жить дальше? М., «Политиздат», 1993. 88 с.
  33. Экономика предприятия / Под ред. Семенова В.М. М., «Экономические науки», 1996. 136 с.
  34. Цандер Э. Практика управления. М. «Политиздат», 1993. 289 с.

Периодические издания

  1. Голдман М. Теория управления в США и России: сравнительный анализ. // Проблемы теории и практики управления. 1997. №1. С.3-9.
  2. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации // Курс лекций. М.: Изд-во РАГС.1997. С.10-98.
  3. Демидова Л. Пути повышения эффективности государственного сектора. // Проблемы теории и практики управления. М. 1998. №4. С.45-60.
  4. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд. 1997. №10. С.27-35.
  5. Лобанов В. Административные реформы - вызов и решения. // Проблемы теории и практики управления. 1998. №1. С17-26.
  6. Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы. // Проблемы теории и практики управления. 1999. №1. С.66-79.
  7. Патрушев В.Д., Бессокирная Т.П. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой. // Социологические исследования, 1998, №4. С.121-143.
  8. Савеленок Е. Идеология компании и изменения в организации. // Проблемы теории и практики управления. 1998. №6. C.29-35.
  9. Шмидт Г. Государственная служба накануне ХХI века: риски, шансы, условия. // Наука управления на пороге XXI века. Материалы Международной научной конференции. Государственная академия управления им. С.Орджоникидзе. 1997. С.216-249.
  10. Филиппов А. Проблемы мотивации в управлении ХХI века // Наука управления на пороге XXI века. Материалы Международной научной конференции. Государственная академия управления им. С.Орджоникидзе. 1997. С.109-142.

Психологическая литература

  1. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. С.
  2. Кучвальская А. Коррупция и власть: кто победит? // Судебный вестник. 1998. №1
  3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
  4. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981
  5. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. М., 1995
  6. Фресс П., Пиаже Ж., Экспериментальная психология: оптимум мотивации. М.,1975

Справочно-статистические материалы

  1. Краткий словарь по социологии. М., 1988.
  2. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
  3. Новые слова и значения. Словарь-справочник. М., 1971.
  4. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
  5. Современный словарь иностранных слов. М., 1992.
  6. Современный Энциклопедический словарь. Изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1997.
  7. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). В. Даль. М., 1998.
  8. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. "Русское слово", 1996.

 

 

Приложения

Приложение 1

Понятия и их толкование

  1. БЮРОКРАТИЯ - (буквально - господство канцелярии, от французского bureau - бюро, канцелярия и ...кратия), первоначально - власть и влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения. Это находит крайнее выражение в авторитарных системах. Демократическое общество стремится выработать формы контроля и управления, направленные на преодоление или ограничение отрицательных черт бюрократии.100
  2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ – стабильный комплекс обязанностей и прав, ориентированный на одного человека, осуществляющего часть работы государственной управленческой структуры. Лицу, занимающему эту госдолжность, передается определенная в официальных документах доля компетенции данного госоргана.   
              Все Г.Д. образуются в распорядительном порядке посредством специальных актов компетентных органов, в которых помимо прочего определяется место в служебной иерархии и порядок замещения этой должности. Любая Г.Д. включается в штатное расписание конкретного госоргана, а так же в номенклатуру должностей госслужащих.  
              Г.Д. можно так же рассматривать и как простейший элемент организационной структуры, обособленную часть госоргана, предел минимальной дифференциации властных функций.
  3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ – совокупность госорганов, осуществляющих функции государства и его классовые задачи (представительные и исполнительные органы, прокуратура, суд, армия, органы гос. безопасности и др.)101
  4. ДОЛЖНОСТЬ – это юридическое описание социальной позиции и роли лица, ее занимающего. Это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться юридически значимые служебные действия для достижения служебных целей. Права, закрепленные за должностью, носят обеспечительный характер и призваны создавать для служащего необходимые условия для выполнения служебных обязанностей. Она является посредником между структурой и компетенцией, между организацией и остальными лицами. Д. юридически формализует роль, актуализирует одни свойства личности, отрицает другие и безразлична к третьим. Изменение личных качеств не ведет к изменению функций должности. С помощью Д. обеспечивается персонализация управленческих функций, а так же прав и обязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащего.
  5. ИДЕОЛОГИЯ – (от идея и ...логия), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Выражает интересы и формулирует цели определенных социальных групп. Термин "идеология" нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.102
  6. ИНТЕРЕС - в более широком значении есть участие, принимаемое человеком в каком-нибудь событии или факте и вызываемое как свойством факта, так и склонностями самого человека. В более тесном смысле И. обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц. В последнем смысле по преимуществу выражение И. употребляется в этике и праве: говорят об И., как главном стимуле человеческой деятельности (утилитаризм), о борьбе И., о политике И.103
  7. КОРРУПЦИЯ – (от лат. corruptio — подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников, общественно-политических деятелей, дача взяток и т.д.)104
  8. КОРРУПЦИЯ – умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.
  9. МОТИВ – (в психологии) – потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы. То, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится  внутри человека, имеет персональный характер. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществляться это действие. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном состоянии друг к другу по степени их воздействия на поведение человека.
  10. МОТИВ – (фр. Motif – побудительная причина) – психологическое явление, становящееся побуждением к действию. Важнейший этап волевого акта – борьба М., заканчивающаяся принятием решения и его осуществлением посредством отдельного действия или деятельности в целом. М. Формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности. М. Как внутреннее побуждение к действию связан с внешним побудительным фактором – стимулом и, как правило, отражает его.105
  11. МОТИВ [фр. motif] – 1) побудительная причина, повод к какому-л. действию; довод в пользу чего-л.106
  12. МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – то, что является единственным побудителем направленной деятельности, но не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане.107
  13. МОТИВ – м. франц. побудительная причина; | муз. напев, голос, погудка, наголоска. Мотивировать, подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами.108
  14. МОТИВ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ – может быть 1) целенаправленным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной или продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую  - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным, то есть основанным на длительной привычке.109
  15. МОТИВАЦИИ ВИДЫ – а) внутренняя: возникает внутри человека (стремление к достижениям; стремление к завершению работы, стремление к познаниям; страх); б) внешняя: воздействие извне (оплата за труд, распоряжения, правила поведения и т.д.)
  16. МОТИВАЦИИ СТАДИИ – 1] возникновение потребности (человеку чего-то не хватает): физиологические, психологические, социальные; 2] поиск путей устранения потребностей (удовлетворить, подавить, не замечать); 3] определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность; 4] осуществление действий. Человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить  действия, которые должны удовлетворить потребность; 5] получение вознаграждения за осуществление действия. Выясняется то, на сколько  выполнение действий дало желаемый результат, следовательно ослабление, сохранение, усиление мотивации к действию; 6] устранение потребности.
  17. МОТИВАЦИЯ – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы  формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
  18. МОТИВАЦИЯ – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организации.110
  19. МОТИВАЦИЯ [англ. motivation] – активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.111
  20. МОТИВИРОВАНИЕ – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.
  21. МОТИВЫ – процесс действия мотива; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации и определяющая ее деятельность. Формируется в процессе воспитания.112
  22. МОТИВЫ (психологическое), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.113
  23. НОМЕНКЛАТУРА – (лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) список должностей, кадры для которых утверждаются вышестоящими инстанциями; должность, входящая в такой список; работники, занимающие такие должности.114
  24. НОМЕНКЛАТУРНЫЕ КАДРЫ - перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждалось (в СССР и некоторых  других  странах) партийными органами; сформировавшийся  господствующий  социальный  слой руководителей во всех сферах жизни общества.115
  25. ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ – род потребностей как психологическое отражение нужды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую ее ценностным ориентациям.116
  26. ПОТРЕБНОСТЬ – психологическое явление отражения объективной нужды организма в чем-либо, или личностные. П. – не самостоятельная форма отражения, но толчок к возникновению каждой их них; потому являясь внутренней причиной активизации личности, они чаще и выраженней других психологических явлений бывают мотивами действий и деятельности и чаще переживаются как эмоции и чувства. Воспитание социальных П. личности – важнейшая цель формирования ее, их учет – важнейшее условие эффективного руководства ею и перевоспитания.117
  27. ПОТРЕБНОСТЬ В ТРУДЕ – высшая социальная потребность, свойственная только человеку, включающая его в коллектив и формирующая у него чувство коллективизма.118
  28. СИТУАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ – модель мотивации, основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и восприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного поведения.119
  29. СЛУЖАЩИЕ – работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату или жалованье (т.е. фиксированный заработок).120
  30. СТИМУЛ – (лат. stymulus – палка для погоняния) – внешнее воздействие на организм, личность или группу людей, отражаемое ими в формах психологической реакции или мотива. Различными личностями и группами один и тот же С. может отражаться как различные мотивы, а различные С. – как одинаковые мотивы. То же и в отношении психических реакций.
  31. СТИМУЛ (от латинского stimulus, буквально - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения. Могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания и пр.
  32. СТИМУЛИРОВАНИЕ – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей (материальное – самое распространенное): а) побуждение к действию, придание толчка, поощрение, активизирование деятельности; б) одно из средств, посредством которого может осуществляться мотивирование.
  33. ТЕНДЕНЦИЯ -  [франц.] направленье, стремленье, тягота к чему-либо.121
  34. ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ – концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения. на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать при это, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.122
  35. ТРУД – фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его потребностей. Т. является решающей силой формирования самого человека, возникновения у него таких свойств, как сознание, речь, делающих его способным к общению. Являясь целесообразной деятельностью, в процессе которой человек воздействует на природу, с помощью средств Т., он с самого начала выступает как деятельность совместная, предполагающая определенные формы социальной организации, благодаря которым достигается необходимая согласованность индивидуальных и групповых действий, направленных на достижение целей Т.123
  36. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ – состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. Возрастание работников к творческому содержанию труд развитие потребности в самореализации, будучи проявлением закона возвышения потребностей, вместе с тем выражает тенденцию превращения труда в первую жизненную потребность.124
  37. ЦЕННОСТИ (в психологии) – убеждение в личной или социальной предпочтительности того или иного поведения или состояния.
  38. ЧИНОВНИК -  в России государственный служащий, имевший определенный классный чин по Табели о рангах. Высшие чиновники назывались сановниками. В широком смысле — название низших государственных служащих, не имевших чинов.125
  39. ЭГОИЗМ (моральный или практический) – есть такой взгляд на человеческое поведение, по которому единственным мотивом человеческих действий является удовлетворение личных потребностей, т. е. стремление к личному благополучию. Однако, такое широкое определение морального эгоизма, охватывающее учения софистов, циников, киренаиков, эпикурейцев, Гобсса, Спинозы, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, М. Штирнера, Бентама, Джона Ст. Милля, Мейнонга и Шуберта-Зольдерна, не исключает глубоких различий в развитии этого общего положения. Поэтому моральный эгоизм может или провозглашать основной пружиной поведения удовлетворение грубых личных чувственных потребностей (Ла-Меттри), или удовлетворение тонких личных потребностей, в состав которых может входить и удовлетворение потребностей других, вследствие совпадения личных выгод с общественными (Бентам), или в силу желания избежать неприятности, причиняемой видом чужого страдания (Гельвеций), или в силу удовольствия, получаемого из сознания превосходства над страждущим, которому сочувствуешь и помогаешь (Руссо), или в силу того, что, живя от рождения в общественной среде, мы привыкаем поступаться собственными интересами ради чужих, и последние образуют с первыми такую неразрывную ассоциацию что входят в мотивацию наших поступков (Джон Милль), или в силу того, что эта привычка фиксировались в нас путем эволюции и стала унаследованным предрасположением (Спенсер) и т. д.   
               Теоретический Э. не связан необходимо с моральным в узком смысле слова. Примером этого может служить Шуберт-Зольдерн. Шуберт-Зольдерн считает чужие состояния сознания данными мне лишь в качестве моих; с другой стороны, он говорит: "я не знаю никакого другого конечного мотива, как удовольствие". "В корне ошибочно говорить: мне доставляет удовольствие чужое удовольствие, ибо это чужое удовольствие, поскольку оно вообще может иметь значение, есть мое удовольствие, и это положение следовало бы выразить так: мне доставляет удовольствие мое собственное удовольствие что было бы или плеоназмом, или абсурдом. Совершенно ошибочно также, когда социальный Э. рассматривает чужое удовольствие, как нечто такое, что возбуждает во мне удовольствие, и через это впервые получает для меня ценность, ибо чужое удовольствие есть непосредственно мое удовольствие и имеет непосредственную ценность, а не впервые в качестве возбудителя удовольствия.   
                А) Всякое чувство удовольствия, какое я представляю, действует, мотивируя мое поведение. В) Твое удовольствие, представляемое мною, существует лишь как мое представление. С) Твое удовольствие есть мотив моего поведения.126

 

Приложение 2

Сравнение мотивационных механизмов в Федеральном законе и Областном законе Свердловской области

Федеральный Закон  
«Об основах госслужбы РФ»

Областной Закон «О госслужбе Свердловской области»

Статья 6. Классификация государственных должностей государственной службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственные должности  государственной службы подразделяются  на следующие группы:

  1. высшие гос.должности ГС (5-я группа);
  2. главные гос.должности ГС (4-я группа);
  3. ведущие гос.должности ГС (3-я группа);
  4. старшие гос.должности ГС (2-я группа);
  5. младшие гос.должности ГС (1-я группа);

 

Статья 6. Классификация государственных должностей

1. Государственные должности Свердловской  области в соответствии с федеральным законом подразделяются на следующие категории:

  1.  должности, устанавливаемые Уставом Свердловской области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, - государственные должности категории "А";
  2.  должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности кат. "А", - гос.должности кат. "Б";
  3. должности, учреждаемые гос. органами для обеспечения исполнения их полномочий, - должности кат. "В".

 

2. Гос.должности Свердловской области, относящиеся к категориям "Б" и "В", подразделяются на следующие группы:

  1. высшие гос.должности – пятая группа;
  2. главные гос.должности – 4-я группа;
  3. ведущие гос.должности – третья группа;
  4. старшие гос.должности – вторая группа;
  5. младшие гос.должности - первая группа.

Комментарий: Инструмент для удовлетворения вторичных потребностей (уважение, значимость). Желание получить высший разряд, перейти в другую группу, занять положение престижнее предыдущего, мотивирует госслужащих на активные действия.

...Статья 7. Квалификационные разряды государственных служащих

1. <...> Квалификационные  разряды госслужащих указывают  на соответствие уровня профессиональной  подготовки госслужащих квалификационным  требованиям, предъявляемым к гос.должностям  гос службы <...>

3. Госслужащим могут быть  присвоены следующие квалификационные  разряды:

–  действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса – госслужащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

–  государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса – госслужащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;

–  советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса – госслужащим, замещающим ведущие гос.должности госслужбы;

–  советник госслужбы 1, 2 и 3-го класса – госслужащим, замещающим старшие гос.должности государственной службы;

–  референт госслужбы 1, 2 и 3-го класса – госслужащим, замещающим младшие гос.должности гос службы.

Статья 19. Присвоение квалификационных разрядов

1. Государственным служащим Свердловской области могут быть  присвоены следующие квалификационные разряды:

1) государственным служащим, замещающим  высшие государственные должности - действительный государственный  советник Российской Федерации 1, 2, 3 класса;

2) государственным служащим главных государственных должностей - государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса;

3) государственным служащим ведущих  государственных должностей - советник  Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса;

4) государственным служащим старших государственных должностей - советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса;

5) государственным служащим младших  государственных должностей - референт  государственной службы 1, 2 и 3-го  класса.

Комментарий: Удовлетворяет стремление к профессиональному росту. Желание получить высший разряд подразумевает постоянное движение к профессиональным вершинам своей специальности. В ст.17 квалификационный разряд привязывается к размеру денежного содержания (стремление к удовлетворению первичных потребностей).

Статья 13. Поощрения госслужащего

За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Поощрение госслужащих

1. За образцовое выполнение  госслужащим должностных полномочий, продолжительную и безупречную госслужбу, выполнение заданий особой важности и сложности предусматриваются следующие меры поощрения:

  1. объявление благодарности;
  2. единовременное денежное поощрение;
  3. объявление благодарности с единовременным денежным поощрением;
  4. награждение ценным подарком;
  5. награждение Грамотой Губернатора;
  6. присвоение почетных званий;
  7. наградами Свердловской области.

Статья 15. Гарантии для государственного служащего

1. Государственному служащему  гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие  исполнение им должностных обязанностей;

 

2) денежное содержание  и иные выплаты, предусмотренные  федеральными законами и иными  НПА РФ, законами и иными НПА  субъектов Российской Федерации;

3) ежегодный оплачиваемый  отпуск;

 

4) медицинское обслуживание  его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

 

 

 

5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с  сохранением денежного содержания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) обязательность получения  его согласия на перевод на  другую гос.должность госслужбы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

7) пенсионное обеспечение  за выслугу лет и пенсионное  обеспечение членов семьи государственного  служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

8) обязательное гос. страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

9) обязательное государственное  соц. страхование на случай заболевания  или потери трудоспособности  в период прохождения им государственной  службы;

 

 

 

 

 

10) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном ФЗ.

2. Государственному служащему  в зависимости от условий прохождения  им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

 

 

 

3. Государственному служащему  в соответствии с нормативными  правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

 

 

Статья 31. Гарантии для государственных служащих

1. Государственному служащему гарантируются:

1) денежное содержание  и иные выплаты, предусмотренные  федеральным и областным законодательством;

2) условия службы, обеспечивающие  выполнение должностных полномочий;

 

 

3) ежегодные основной  и дополнительный оплачиваемые отпуска;

4) медицинское обслуживание  государственного служащего и  членов его семьи, в том числе  после выхода на пенсию;

5) санаторно–курортное лечение  в соответствии с заключением  медицинского учреждения;

6) переподготовка и повышение  квалификации с сохранением на период обучения денежного содержания по занимаемой должности;

7) при увольнении госслужащих  в связи с ликвидацией или  реорганизацией <...> - переподготовка (переквалификация) с сохранением  на этот период денежного содержания <...>, с сохранением непрерывного трудового стажа и гарантией трудоустройства в соответствии с законодательством Р Ф;

8) запрещение перевода  государственного служащего без  его согласия на другую государственную  должность за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

 

9) обязательное государственное  страхование на случай причинения  ущерба здоровью и имуществу  в связи с исполнением должностных  полномочий;

10) обязательное государственное  социальное страхование на случай  заболевания или потери трудоспособности  в период прохождения государственной службы;

11) пенсионное обеспечение  за выслугу лет и пенсионное  обеспечение членов семьи государственного  служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

12) защита государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных полномочий.

2. Государственному служащему  в зависимости от условий службы  предоставляется в случаях и  порядке, установленных федеральными  и областными законами, указами Губернатора области, отдельная квартира (жилой дом), либо беспроцентная ссуда на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство, либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением 70 процентов предоставленной ссуды за счет средств областного бюджета.127

3. Государственному служащему  в зависимости от условий службы  предоставляется в случаях и  в порядке, установленных федеральными  и областными законами, указами  Губернатора Свердловской области, руководителя соответствующего органа, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

 

4. Государственному служащему, направленному в служебную командировку, предоставляется:

  1. преимущественное право на получение проездного документа, места в гостинице;
  2. рабочее место, возможность пользования средствами связи.

 

5. Госслужащему возмещаются  расходы и предоставляются иные  компенсации в связи со служебными  командировками, с приемом на  государственную службу, переводом  в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, транспортными расходами, оплатой жилья, а также производятся другие выплаты в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 17. Денежное содержание государственного служащего

1. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.

Статья 32. Денежное содержание государственных служащих

1. Денежное содержание  государственного служащего состоит  из должностного оклада, надбавок  к должностному окладу за квалификационный  разряд, особые условия службы, выслугу  лет, премии по итогам службы  за квартал и за год и  иных выплат, предусмотренных федеральными и областными законами. Денежное содержание выплачивается за счет средств областного бюджета.

2. Схема должностных окладов  по группам государственных должностей  устанавливается областным законом, указами Губернатора Свердловской  области. Величина минимального оклада государственного служащего устанавливается областным законом на основе федерального закона.

3. В стаж, дающий право  на получение надбавки к должностному  окладу госслужащего за выслугу  лет, включается время работы (в  том числе на выборных должностях) в органах государственной власти Российской Федерации, бывшего Союза ССР, органах государственной власти Свердловской области, местного самоуправления. <...>

4. Порядок назначения  и размеры должностных окладов  государственным служащим, надбавок к должностным окладам за квалификационный разряд, особые условия службы, выслугу лет устанавливаются федеральными и областными законами, указами Губернатора Свердловской области.

5. Денежное содержание, пенсия  и другие выплаты государственному служащему подлежат индексации в порядке, установленном федеральным и областным законами.

6. Сокращение бюджетных  ассигнований не может служить  основанием для отмены либо  снижения гарантий, предусмотренных  настоящей статьей.

Социальные гарантии

Статья 18. Отпуск государственного служащего

<...> Сверх ежегодного  оплачиваемого отпуска госслужащему  за выслугу лет предоставляется  в порядке и на условиях, определяемых  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья 19. Пенсионное обеспечение

 

... Государственный служащий  имеет право на получение пенсии  за выслугу лет, назначенной в  соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с  исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Условия, порядок назначения и выплаты указанной пенсии определяются федеральным законом.

 

 

 

 

 

...Статья 20. Стаж госслужбы 

1. Стаж государственной  службы государственного служащего, дающий право на получение  надбавки за выслугу лет, дополнительного  оплачиваемого отпуска, назначение  пенсии за выслугу лет и  выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления.

2. Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Социальные гарантии

Статья 33. Отпуск государственного служащего

1. Госслужащему устанавливается  ежегодный оплачиваемый отпуск  продолжительностью не менее 30 календарных дней.

За выслугу лет государственному служащему предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск следующей продолжительности:

- от 5 до 10 лет службы - 5 календ. дней;

- от 10 до 15 лет службы - 10 календ. дней;

- после 15 лет службы - 15 календ. дней.

2. В стаж, дающий право  на получение дополнительного  оплачиваемого отпуска за выслугу  лет, включается время работы (в  том числе на выборных должностях) в органах государственной власти  Российской Федерации, бывшего Союза ССР, органах государственной власти Свердловской области, местного самоуправления.

Включение в стаж, дающий право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, иных периодов работы, осуществляется в порядке, установленном федеральным и областным законами.

3. Государственному служащему  может быть предоставлен отпуск  без сохранения денежного содержания  на срок до одного года, если  иное не предусмотрено федеральным  и областным законом.

 Статья 34. Пенсионное обеспечение государственных служащих

1. Государственным служащим  в предусмотренных законом случаях  выплачивается пенсия за выслугу  лет в размере до 80 процентов  денежного содержания по должности, занимаемой на день прекращения  государственной службы или на  день достижения возраста, дающего право выхода на пенсию по старости с последующей индексацией на основании действующего законодательства.

2. Государственные служащие, имеющие выслугу лет на государственной  службе: мужчины - не менее 12,5 лет, женщины  – 10 лет, имеют право выхода на пенсию досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию по старости.

Комментарий: Все социальные гарантии привязаны с продолжительности госслужбы и мотивируют служащих, думающих о своем пассивном периоде жизни (стремление быть в безопасности), на службу длительное непрерывное время.

... Статья 14. Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или  ненадлежащее исполнение государственным  служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном  служебном соответствии;

5) увольнение.

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не  более чем на месяц), до решения  вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

 

3. Порядок применения  и обжалования дисциплинарных  взысканий устанавливается федеральным  законом.

4. Государственный служащий  в случае сомнения в правомерности  полученного им для исполнения  распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

 

5. Государственный служащий  несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Статья 24. Ответственность государственных служащих

1. За неисполнение или  ненадлежащее исполнение возложенных  обязанностей, несоблюдение установленных настоящим Законом ограничений, в других установленных фед. и обл. законами и подзаконными актами случаях госслужащие могут привлекаться к дисциплинарной, административной, мат. и уголовной ответственности на основе действующих законов.

2. За совершение противоправных действий, не связанных со службой, государственные служащие привлекаются к ответственности на общих основаниях.

 Статья 25. Дисциплинарная  ответственность государственных  служащих

1. Дисциплинарное взыскание  за должностной проступок налагается лицом или органом, имеющим право назначать государственного служащего на должность. На виновных налагаются следующие взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном  служебном соответствии;

5) увольнение со службы.

2. Государственный  служащий, допустивший должностной  проступок, может быть временно, до решения вопроса об ответственности, в установленном порядке отстранен  от исполнения должностных обязанностей  с сохранением денежного содержания.

Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей производится не более чем на один месяц распоряжением руководителя, имеющим право назначать государственного служащего на должность.

3. Порядок применения  и обжалования дисциплинарных  взысканий определяется федеральным законом.

4. Государственный служащий  несет ответственность за правомерность  своих действий. При сомнениях  в правомерности полученного  для исполнения приказа (распоряжения) он должен незамедлительно сообщить  своему непосредственному<span class="dash041e_0431_044

Информация о работе Проблемы совершенствования мотивации труда государственных служащих (на примере Свердловской области)