Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 18:22, дипломная работа
Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе, одной из которых является анализ потребительского спроса. Переход на рыночные отношения выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит предпринимателя к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать перспективы развития рынка и адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.
Введение ( стр. 2-3)
1 Основы теории спроса и предложения (стр. 4-12)
1.1 Понятия "спрос" и "предложение" 1.2 Эластичность спроса и практическое значение показателей эластичности
2 Методы изучения и прогнозирования спроса (стр. 13-23)
2.1 Системный подход к анализу спроса
2.2 Методы изучения спроса на торговом предприятии а) изучение реализованного спроса б) изучение неудовлетворенного и формирующегося спроса
2.3 Основные методы прогнозирования спроса а) экономико-математические методы б) нормативные методы в) методы экспертных оценок
3 Анализ спроса на мебельном рынке России (стр. 25-29)
Вывод (стр. 30-31) Список использованной литературы (стр. 32-33)
Следует отметить, что используемая в данном случае модель прогнозирования можно использовать для прогнозирования емкости рынка любой продукции, если имеются данные о реализации данного продукта за несколько предшествующих периодов реализации (чем большее число периодов рассматривается, тем большая точность прогноза).
Отличительной особенностью предлагаемых методов является комбинированное использование экспертных и математических экстраполяционных методов. Представленные исследования дают возможность оценить два метода исследования спроса. Первый метод, нормативный, позволяет оценить потенциальный рынок покупателей данного товара. Второй - на основе экстрополяционных математических моделей - позволяет осуществить прогнозирование реализации конкретного товара, если известна ретроспектива реализации данного товара.
Предложенный подход может быть приемлим при исследовании рынка и других потребительских товаров, но нужно отметить, что в каждом отдельном случае маркетинговые исследования должны ориентироваться на особенности рынка данного товара, доступную информацию и применение методов, наиболее полно и объективно позволяющие учесть все факторы, влияющие на спрос. Для непродовольственных товаров, например, экспертные методы, методы основанные на опросе потребителей будут иметь большую значимость, чем для продовольственных, где объективная информация выводится на основе изучения реализации за предшествующие периоды, анализа рынка взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, а также знаний специалистов в области необходимых человеку количеств жиров, белков и других органических и минеральных веществ.
вывод
1. Приведенные выше исследования доказывают актуальность и важность проблемы изучения и прогнозирования спроса на товары народного потребления в современных условиях рынка, когда успех коммерческого предприятия зависит в первую очередь от детального знания рынка товара , умения анализировать и прогнозировать последствия изменения каких-либо его параметров и показателей. Что касается торгового предприятия , то только глубокое изучение и прогнозирование спроса позволит сформировать ассортимент предлагаемых товаров так, чтобы обеспечить максимальную прибыльность деятельности и превзойти конкурентов. Необходимость исходить из требований рынка, потребителей, при организации маркетинга определяет логику исследований, предопределяет эффективность торгово-коммерческой деятельности.
2. Анализ спроса предполагает предварительное выяснение всего окружения рынка данного товара, его состояние и тенденции развития, которые могут подсказать возможности и выявить недостатки сегоднешнего положения на рынке. Затем осуществляется выявление текущих тенденций и факторов , влияющих на спрос, и оценивается возможное увеличение или уменьшение их воздейстия на формирование спроса в будущих периодах. Основными факторами, влияние которых имеет первостепенное значение на формирование как объема, так и структуры спроса являются следующие факторы:
-уровень цен на товары
-уровень предложения товара на рынке
-уровень доходов населения
Следует отметить, что существует множество дополнительных факторов, влияние которых на спрос практически невозможно определить количественно (влияние моды, состояния рынка взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров), но значением которых нельзя пренебрегать.
3. Следующим этапом изучения и анализа спроса является его прогнозирование на последующие периоды. Все маркетинговые исследования в области спроса осуществляются в
двух последовательных направлениях: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Эти исследования могут проводиться как самостоятельно, собственными силами компании, или же компания может прибегнуть к услугам специализированных организаций.
В маркетинге сочетаются прогнозы трех категорий: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. При долгосрочном прогнозе предполагается, что спрос будет определяться в основном внешними факторами, такими, как изменение в экономической, социальной, технологической обстановке, а потом уже комплексом маркетинга компании. Особенностью же краткосрочного прогноза является то, что большее внимание уделяется именно стратегии фирмы (политике ценообразования, комплексу стимулирования сбыта) и возможному влиянию данных мероприятий на спрос. Среднесрочное прогнозирование представляет собой сочетание элементов краткосрочного и долгосрочного прогноза, он учитывает как влияние внешних экономических факторов, так и маркетинговую стратегию фирмы, включающую в себя комплекс мер по стимулированию и повышению спроса. Но, как уже отмечалось, ситуация, сложившаяся в нашей экономике не позволяет составлять прогнозы на отдаленную перспективу с достаточной точностью из-за недостатка информации и непредсказуемости событий как в экономической, так и политической обстановке.
Выбор метода прогнозирования зависит от ряда моментов:
-периода, на который необходимо составить прогноз (например, методы экстраполяции наиболее эффективны при краткосрочных прогнозах),
-возможности получить соответствующие исходные данные,
Результаты анализа выражаются в математических формулах, графиках и таблицах, позволяющих количественно определить величину ожидаемого спроса на товар и, следовательно, возможные объемы сбыта данного товара, что является основой для осуществления коммерческой работы торгового предприятия по формированию товарных запасов, структуры торгового ассортимента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ю.А. Аванесов, А.Н.Клочко, Е.В.Васькин "Основы коммерции" М "Знание" 1995
2. У. П. Голубков, Е.Н.Голубкова "Маркетинг: выбор лучшего решения"
3.Деринг П. "Хотите стать коммерсантом?" М Экономика 1994
4. Киперман Б.C., Сурганов Г. Я. "Популярный экономический словарь" М Экономика 1993
5. Котлер Ф. "Основы маркетинга" М прогресс 1993
6. Кретов И. И. "Маркетинг на предприятии" М АО Финстатинформ 1990
7. "Курс экономической теории" под ред. М.Н.Чепуршина М 1993
8. Кэмпбелл Р.Макконелл, Стэнли Л.Брю "Экономикс" Таллинн 1993
9. Л.И.Лопатников "Популярный экономико-математический словарь" М знание 1990
10. Морган P. Л.
"Искусство продавать: как стать профессионалом" учебное пособие М КОНСЭКО 1994
11. Одинец В.П. "Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз" С-П 1993
12. "Основы предпринимательского дела" под ред. Осипова Ю.М. М
1992
13. Панкратов Ф.Г., Пахбухчиянц В.К. "Коммерция и технология торговли" М ИВЦ Маркетинг 1994
14. Пиндайк Р., Рубинфельд "Микроэкономика" М Экономика 1992
15. У. И. Пунин "Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях"
М Международные отношения 1992
16. Хоскинг А.
"Курс предпринимательства" М Международные отношения 1993
17. Шерр И.
"Учение о торговле" М Перспектива 1993
18. ДЖ.Эванс, Б.Берман
"Маркетинг" М Экономика 1990
19. "Экономика торговли" под ред. Л.В.Бирюкова М Экономика 1990
20. Ялебанова Т. В.
"Товарные рынки и прогнозирование спроса" М МГУ 1993
21 торгово-промышленный еженедельник "Деловой визит" N 8-10 1995
Н. С. Перекалина "Современный маркетинг"
22. "Маркетинг" N 3-5 1994
Карпов В.П. "Стратегия современного маркетинга" курс лекций