Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:17, дипломная работа
Цель работы: исследовать основные методы прогнозирования показателей внешней торговли в Беларуси, показать достоинства и недостатки каждого метода, а также по возможности предложить самые точные и эффективные методы прогнозирования экспорта и импорта.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, экстраполяции, экономико-математические методы. применение программного средства Microsoft Office Excel 2007.
Исследования и разработки: раскрыты теоретические основы внешней торговли; составлен прогноз значений экспорта и импорта на ближайшие годы; дана оценка методам прогнозирования экспорта и импорта.
Введение
Теоретические основы оценки кредитоспособности коммерческого банка.
Экономико-математический анализ деятельности ЗАО «Идея Банк»
Практические аспекты кредитоспособности заёмщиков в ЗАО «Идея Банк»
Заключение.
Перечень расчётно-аналитических материалов:
Анализ деятельности ЗАО «Идея Банк».
Расчет моделей оценки кредитоспособности юридического лица.
Расчет скоринговой модели оценки кредитоспособности физического лица.
Графический материал, выносимый на защиту:
Классификация методов оценки кредитоспособности заёмщиков.
График динамики развития ЗАО «Идея Банк».
Реализация моделей оценки кредитоспособности
Календарный график выполнения дипломной работы:
Теоретическое обоснование проблем международного разделения труда и мировой торговли впервые было предпринято представителями классической политической экономии. А. Смит писал: «Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-либо товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом» [5, с. 43].
Так, А. Смит считал, что импортироваться должны те товары, производство которых обходится меньшими издержками в других странах, и экспортироваться та продукция, стоимость которой значительно меньше в данной стране. Согласно ему, государство должно специализироваться на изготовлении того товара, где оно обладает абсолютным преимуществом
[6, c. 84].
Теорию, в соответствие с которой развитие внешней торговли может быть выгодно всем странам вне зависимости от уровня их развития разработал Рикардо [5, с. 41].
До него традиционно
[7, c. 16].
Представители экономических школ следующего периода рассматривали потоки внешней торговли с иных точек зрения.
Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин исходили из факторонасыщенности государств и считали, что страны импортируют те товары, для производства которых они испытывают относительный недостаток факторов производства в виде труда или капитала, и экспортируют те товары, для производства которых они испытывают относительный избыток производственных факторов. Парадокс В. Леонтьева показал, что необходимо учитывать также научно-технические нововведения, сырьевую обеспеченность государства и квалификацию его рабочей силы [5, c. 104-111].
Американский экономист С. Линдер объяснял ввоз товаров близостью структуры потребления импортирующей страны к аналогичной системе потребления государства – места базирования головной компании [8, c. 35].
М. Портер поставил развитие внешней торговли в зависимость от факторных условий, спроса, обслуживающих отраслей, стратегии фирмы и конкурентной среды [8, c. 38].
Все эти теории международной торговли отражают реальные процессы в мировой экономике и поэтому могут рассматриваться на современном этапе как объяснение причин развития некоторых секторов торговли между странами. В настоящее время импорт любых товаров или услуг, осуществляемый законным способом из одной страны в другую, является одним из наиболее распространённых видов деятельности в торговой сфере. Именно поэтому, наряду с экспортом, импорт составляет основу международных экономических отношений.
Существуют различные виды импорта. Выделяют: видимый и невидимый.
Видимый импорт - товары, фактически ввезенные и проданные в данной стране.
Невидимый импорт - затраты на перевозку импортируемых грузов, пассажиров, туризм, страхование, услуги, а также денежные переводы юридических и физических лиц за границу [4].
Различают прямой и непрямой импорт.
Прямой импорт, предполагающий непосредственный контакт с продавцом, применяется, как правило, при поставках сырья и незавершенных изделий, связанных с постоянными и большими потоками. Преимуществом данного вида импорта является возможность закупать товар напрямую у любого зарубежного производителя, минуя каких-либо посредников (оптовых компаний, дистрибьюторов).
Непрямой импорт реализуется через сеть сбыта производителя и связан с обеспечением временных потребностей в поставках из-за рубежа. Иногда он требует подготовки товаров к отправке [4].
В настоящее время выделяются три основных типа импортёров: 1) осуществляющие поиск продукции по всему миру в целях её ввоза и продажи на внутреннем рынке; 2) занятые поиском внешних поставщиков в целях получения продукции по наиболее дешёвой цене; 3) использующие иностранных поставщиков как одно из звеньев в своей товарной цепочке поставок.
Реимпортом считается приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Это либо ранее поставленный и не реализованный товар, возвращаемый из-за границы, либо возврат товара, от которого отказался покупатель по различным причинам. Возврат товаров, ранее поставленных за границу на консигнацию, выставки, ярмарки на условиях временного ввоза и аренды, в качестве реимпорта не засчитывается, так как вывоз товаров не сопровождался их продажей [9, c. 14].
Важным понятием является критический импорт – та импортная составляющая, без которой государственная экономика функционировать не может. Это определенный минимум нефти, газа, металлов, гербицидов и прочих товаров и ресурсов, необходимых как отдельным субъектам хозяйствования, так и экономической системе в целом.
В условиях экономического кризиса и отсутствия спроса на отдельные виды продукции импорт может приобретать форму обмена товара на товар, то есть бартера. Бартер – это прямой эквивалентный по стоимости обмен одних товаров (работ, услуг, интеллектуальной собственности) на другие без использования денег в качестве средства обмена и без участия третьей стороны. Он реализуется в рамках межгосударственных соглашений, а иногда – межбанковских соглашений и не предусматривает использования денежных или иных платежных средств [9, c.8].
Степень регулирования импорта зависит от избранного типа торговой политики государства.
Существует два основных вида импорта: импорт промышленных и потребительских товаров, и импорт промежуточной продукции (сырья) и услуг.
Иностранные компании, импортирующие товары и услуги на внутренний рынок страны, стремятся к тому, чтобы их качество было как можно более высоким, тогда как цена — более низкой, нежели у продукции отечественных компаний. При этом иностранные производители стремятся ввозить в страну те виды продукции, которые по каким-либо причинам недоступны на местном рынке [10, c.168-170].
Таким образом, в данном разделе были рассмотрены такие основные понятия, как внешняя торговля, экспорт, импорт.
Внешнюю торговлю определяет внешнеторговая политика, которая является составной частью внешнеэкономической политики. Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами посредством субсидий и прямых ограничений на экспорт и импорт. Основными целями внешнеторговой политики являются:
• изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
• изменение объемов экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.);
• изменение соотношения экспортных и импортных цен [2, c. 15].
После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену не только в качестве нового суверенного государства, возникшего в результате распада СССР, но и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.
Существовавшие на территории нынешней Беларуси Полоцкое, Турово-Пинское, Новоградское и другие княжества (IХ - ХIV вв.), образованное ими Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII-ХVIII вв.) были активными субъектами международных отношений. Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919 - 1991 гг.) вошла в число государств-учредителей Организации Объединенных Наций, полноправным членом которой БССР являлась на протяжении всего периода своего существования.
Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона стали началом качественно нового этапа в развитии страны. Реализовав свое естественное право на самоопределение, Республика Беларусь, получившая это официальное название в соответствии с решением Верховного Совета БССР от 19 сентября 1991 г., приступила к проведению самостоятельной внешней политики.
Формировать свой международный курс Беларуси пришлось в непростых условиях. Внутренние системные преобразования совпали с глобальными политическими изменениями конца XX века. Возникали и укреплялись новые центры влияния, множилось количество суверенных субъектов международных отношений [11].
Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь законодательно закреплены в Законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г. № 60-З.
В Республике Беларусь внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики.
Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики. В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране.
За годы развития экономики Беларуси в целом завершено формирование на государственном уровне системы стимулирования и поддержки экспорта, основанной на эффективной международной практике. Эта система постоянно развивается и совершенствуется, создаются условия для введения новых эффективных механизмов.
Внешняя торговля Республики Беларусь подверглась определенной структурной трансформации в посткризисный период развития мировой торговли. Сегодня взят курс на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в структуре экспорта, диверсификации поставок на новые рынки.
Республика Беларусь традиционно реализует многовекторную внешнеэкономическую политику, поддерживает внешнеторговые контакты с большинством зарубежных стран, активно участвует в международных интеграционных процессах.
Важнейшими событиями, которые существенно влияют на условия осуществления экспортной деятельности, являются фундаментальные изменения во внешней торговле, связанные с участием Беларуси в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном, формированием общего единого экономического пространства, предстоящим вступлением в ВТО [20].
Экспортная политика — это мероприятия, нацеленные на максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг, диверсификацию географической структуры экспорта, освоение новых при условии сохранения традиционных рынков сбыта, стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой, обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок, развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли, улучшение параметров платежного баланса.
Организационными принципами построения экспортной политики РБ являются: суверенитет при открытости экономики и полномасштабной интеграции; многовекторность и экономическая целесообразность внешней торговли при всемерном развитии интеграционных процессов в союзном государстве Беларуси и России, а также в рамках СНГ; выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках; перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой; преобладание экономических методов и механизмов над административными в области внешнеторгового регулирования; сохранение и наращивание в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых); увеличение в экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения; повышение удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров; совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала. Экспортоориентированными отраслями белорусской промышленности являются машиностроение, металлообработка, нефтехимическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность[15].
Структура белорусской экономики является экспортоориентированной. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте (ВВП) традиционно составляет более 50 процентов.
Стоимостной объем экспорта Беларуси вырос с 7 млрд. долларов США в 1998 году до 40 млрд. долларов в 2011 году.
Экспортная продукция Беларуси разнообразна и насчитывает свыше 1 000 наименований. Среди крупнейших экспортируемых товаров – нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопрокат и металлокорд, тракторы, грузовые автомобили, автобусы, холодильники и морозильники, химические волокна и нити, капролактам, шины, древесина и изделия из нее, мебель, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.
В стране выпускается широкая гамма сложнотехнической продукции, имеющей устойчивый спрос на внешних рынках: сельскохозяйственная техника, троллейбусы и трамваи, дорожно-строительная техника, технологическое и электротехническое оборудование, газовые плиты, стиральные машины, продукция микроэлектроники и оптические приборы.
Устойчиво растет доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Беларуси, как по объему, так и по товарной номенклатуре. Экспорт молочной продукции в 2011 году составил 1,7 млрд. долларов.
В ближайшей перспективе стоит задача инновационного развития экономики за счет увеличения потенциала наукоёмкого и высокотехнологичного производства [21].
Импортная политика - это мероприятия, направленные на стимулирование развития отраслей и производств, способных заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров, защитить внутренний рынок и товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов, рационализировать импорт по товарным группам и странам происхождения, уменьшить дефицит торгового баланса [16].
Существуют два основных пути импортозамещения: прямое и косвенное. Прямое импортозамещение предполагает организацию собственного производства продукции взамен импортируемой; косвенное направлено на рационализацию и сокращение ввоза и потребления импортируемых товаров путем усиления экономики и ресурсосбережения, внедрения новых технологий и модернизации производств [25, c.358].
Объектами импортозамещения выступает продукция отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в замещении импортируемых товаров, обеспечены ресурсами и могут дать быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Среди отраслей:
а) быстроокупаемые отрасли промышленности, ориентированные на прямой потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность, производство дешевой мебели);
б) организация импортозамещающих производств на неэффективно используемых производственных площадях предприятий;