Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:17, дипломная работа
Цель работы: исследовать основные методы прогнозирования показателей внешней торговли в Беларуси, показать достоинства и недостатки каждого метода, а также по возможности предложить самые точные и эффективные методы прогнозирования экспорта и импорта.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, экстраполяции, экономико-математические методы. применение программного средства Microsoft Office Excel 2007.
Исследования и разработки: раскрыты теоретические основы внешней торговли; составлен прогноз значений экспорта и импорта на ближайшие годы; дана оценка методам прогнозирования экспорта и импорта.
Введение
Теоретические основы оценки кредитоспособности коммерческого банка.
Экономико-математический анализ деятельности ЗАО «Идея Банк»
Практические аспекты кредитоспособности заёмщиков в ЗАО «Идея Банк»
Заключение.
Перечень расчётно-аналитических материалов:
Анализ деятельности ЗАО «Идея Банк».
Расчет моделей оценки кредитоспособности юридического лица.
Расчет скоринговой модели оценки кредитоспособности физического лица.
Графический материал, выносимый на защиту:
Классификация методов оценки кредитоспособности заёмщиков.
График динамики развития ЗАО «Идея Банк».
Реализация моделей оценки кредитоспособности
Календарный график выполнения дипломной работы:
в) развитие трудоемких и наукоемких отраслей и производств (оборудование, машины, отдельные виды комплектующих изделий, узлов).
В таблице 1.1 представлены некоторые важные типы импортозамещения.
Таблица 1.1 – Типы импортозамещения
Тип |
Содержание |
Абсолютное |
Сокращение объемов и стоимости импорта |
Относительное |
Рост ВВП опережает рост импорта |
Догоняющее |
Создание новых производств по аналогии c конкурентами |
Опережающее |
Разработка новых и улучшенных технологий, конкурируют НИИ |
Прямое |
Развитие местного производства, удовлетворяющего внутренний спрос на импортируемые товары |
Косвенное |
Ресурсосбережение, структурная перестройка экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства |
Традиционное |
Тарифная защита отраслей, способных вывести страну на новую стадию индустриализации (в «растущих» экономиках) |
Инновационное |
Стимулирование промышленности к освоению новой продукции, вытесняющей импортные аналоги по цене или качеству |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [8]
Реализация политики импортозамещения находит воплощение в выполнении инвестиционных проектов [26, c. 132-133].
Политика импортозамещения состоит из: организации собственного производства продукции взамен импортируемой; рационализации и сокращения ввоза, потребления импортируемых товаров в результате структурной перестройки экономики, модернизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий и др. Концептуальной основой импортной политики выступает «Программа импортозамещения», в соответствии с которой с 1997 г. реализуются государственная, отраслевые и региональные программы импортозамещения. Объектами импортозамещения выступает продукция отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в замещении импортируемых товаров, обеспечены ресурсами и могут дать быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Среди таких отраслей можно выделить: быстро окупаемые отрасли промышленности, ориентированные на прямой потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность, производство дешевой мебели); организация импортозамещающих производств на неэффективно используемых производственных площадях предприятий; развитие трудоемких и наукоемких отраслей и производств (оборудование, машины, отдельные виды комплектующих изделий, узлов). Товарным сегментом импортозамещения являются: продукция машиностроения и металлургии, химического комплекса, деревообрабатывающей отрасли, пищевой и табачной промышленности, товары лесной и целлюлозно-бумажной отрасли, АПК. Реализация политики импортозамещения находит воплощение в выполнении инвестиционных проектов [17].
Основные принципы формирования внешнеторговой политики Республики Беларусь заложены в Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы. Они включают меры регулирования внешней торговли (тарифные и нетарифные), а также государственную поддержку развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки [2, c. 15].
Одной из задач Национальной программы развития экспорта является обеспечение установленных в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы целевых параметров роста объемов экспорта товаров и услуг в 2,2 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году на основе модернизации и повышения конкурентоспособности экономики.
В ближайшем пятилетии в центре внимания будут вопросы развития Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана и формирования ЕЭП с возможностью присоединения новых членов. При этом будет обеспечиваться благоприятное для белорусского экспорта формирование системы соглашений Таможенного союза с другими региональными блоками и отдельными странами, включая соглашения о свободной торговле.
Основными механизмами реализации национальной программы являются формирование благоприятной институциональной среды, совершенствование структуры и организационных форм управления экономикой, реализация инновационной стратегии развития экспорта, а также рациональное импортозамещение.
Результатами реализации программы должны стать увеличение экспорта товаров и услуг к 2015 году по сравнению с 2010 годом в 2,18-2,22 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 0,5-0,6% к ВВП. Долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта планируется довести до 14-15%, долю услуг - не менее чем до 20%, долю продукции машиностроения - до 20,3%. Также ставится задача нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции не менее чем в 2,2 раза, фармацевтической продукции - в 4 раза [12].
Национальная программа развития экспорта Беларуси разработана в развитие основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы для ее конкретизации и детализации в части реализации приоритетных целей, задач и механизмов их достижения в области внешнеэкономической деятельности.
Здесь учтен опыт разработки и реализации предыдущих программ развития экспорта на 2000-2005 и 2006-2010 годы, а также особенности текущей конъюнктуры международной торговли и новые тенденции в сфере глобализации и региональной интеграции.
Национальная программа разработана МИД и Национальной академией наук совместно с другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями. Научные исследования, необходимые для разработки Национальной программы, проведены Институтом экономики и Центром стратегических исследований и системного анализа НАН Беларуси при участии специалистов Национального банка, НИЭИ Минэкономики, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного экономического университета, других научных организаций и учреждений.
Вопросы развития экспортного потенциала и обеспечения сбалансированности внешней торговли Беларуси приобрели исключительную значимость на современном этапе социально-экономического развития, подчеркнули в пресс-службе правительства. Внешний спрос на продукцию отечественных производителей является важнейшим фактором загрузки производственных мощностей, поддержания высокого уровня занятости и обеспечения динамичного роста экономики. При этом положительное сальдо внешнеторговых операций по товарам и услугам обеспечивает финансовую стабильность на макроуровне, обуславливая такие базовые параметры экономической безопасности страны, как официальные золотовалютные резервы, валовой и государственный внешний долг, обменный курс национальной валюты, доходы государственного бюджета.
За выполнение показателей прогноза экспорта и сальдо внешней торговли товарами и услугами, предусмотренных программой, а также мероприятий по достижению этих показателей на 2011-2015 годы возложена персональная ответственность на руководителей республиканских органов госуправления, облисполкомов и Минского горисполкома.
Министерство экономики совместно с Министерством иностранных дел при подготовке параметров прогноза социально-экономического развития на очередной год ежегодно в установленные сроки будет разрабатывать уточненные показатели прогноза экспорта и сальдо внешней торговли товарами и услугами и доводить их до республиканских органов госуправления и иных госорганизаций [12].
Международная активность Беларуси призвана, в первую очередь, обеспечивать безопасность государства и защиту национальных интересов от любых внешних вызовов и угроз, содействовать формированию благоприятных условий для стабильного экономического развития страны и повышения благосостояния граждан.
Важным условием является равноправная интеграция Беларуси в мировое политическое, экономическое, культурное пространство. Принципиальное значение для нашего государства имеет обеспечение защиты прав и свобод его граждан за границей, сохранение белорусского этноса за пределами страны.
Географическое положение Республики Беларусь, на территории которой сходятся важнейшие транспортные пути между Европой и Азией, и непростая история страны, испытавшей на себе разрушительные последствия многочисленных европейских войн и конфликтов, обусловили курс на многовекторность внешней политики как ее фундаментальный принцип, предполагающий развитие сбалансированных конструктивных отношений с партнерами в различных регионах мира. При выстраивании диалога и взаимовыгодного сотрудничества с ними Беларусь руководствуется принципами прагматизма и последовательности, взаимного уважения, равноправия, невмешательства во внутренние дела, отказа от давления и принуждения [13].
Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Республика Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, члены Европейского союза), участники Содружества Независимых Государств, страны мирового Юга, а также многосторонняя дипломатия.
Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.
Ключевые внешнеэкономические задачи на российском направлении – наращивание объемов белорусского экспорта, эффективное использование потенциала прямых связей между регионами двух стран, углубление кооперации, расширение белорусской товаропроводящей сети, привлечение инвестиций.
Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Республика Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, четкого и ответственного выполнения ими своих международных обязательств.
Приоритетом внешней политики Республики Беларусь на европейском векторе внешней политики является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.
Республика Беларусь – надежный партнер Евросоюза не только с точки зрения поддержания социально-экономической стабильности в регионе, но и по стратегически важным вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.
Беларусь намерена укреплять и расширять дальнюю «внешнеполитическую дугу» союзников и партнеров в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства.
Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами названных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.
Основные направления развития отношений – активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Австралия, Индонезия, Катар, Колумбия, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Мексика, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие) [14].
Республика Беларусь выступает за развитие конструктивного и равноправного диалога с США, расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.
Несмотря на сложные политические отношения, Беларусь продолжает прилагать усилия для нормализации сотрудничества по всему спектру двустороннего взаимодействия [14].
Республика Беларусь содействует укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям.
Приоритетной задачей является продвижение ключевых белорусских инициатив в рамках ООН: о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; о продвижении глобального партнерства против рабства и торговли людьми и выполнении Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми, принятого по инициативе Беларуси на 64-й сессии ГА ООН консенсусом; о недопустимости практики применения односторонних принудительных мер для оказания политического давления на суверенные государства; о противодействии политизации правозащитной тематики в ООН; о формировании комплексной энергетической повестки дня ООН.
Интересам Беларуси отвечает усиление значимости Движения неприсоединения как влиятельного субъекта международных отношений; активизация диалога и сотрудничества между ДН и другими крупными центрами политической и экономической силы; интенсификация двусторонних торгово-экономических связей с участниками Движения.
Беларусь выступает за сохранение и дальнейшее укрепление Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, содействие ее комплексному реформированию с целью устранения существующих недостатков и перекосов в работе и превращения ОБСЕ в эффективную, транспарентную структуру, действующую в интересах всех государств-участников.
Республика Беларусь заинтересована в углублении партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества в политической, экономической, энергетической, транспортной, научной и военно-технической областях, активизации взаимодействия по вопросам региональной и глобальной безопасности, в сферах борьбы с терроризмом и наркотрафиком, противодействия торговле людьми. Намерены активно участвовать в деятельности ШОС в качестве партнера по диалогу [14].