Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать основные методы прогнозирования показателей внешней торговли в Беларуси, показать достоинства и недостатки каждого метода, а также по возможности предложить самые точные и эффективные методы прогнозирования экспорта и импорта.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, экстраполяции, экономико-математические методы. применение программного средства Microsoft Office Excel 2007.
Исследования и разработки: раскрыты теоретические основы внешней торговли; составлен прогноз значений экспорта и импорта на ближайшие годы; дана оценка методам прогнозирования экспорта и импорта.

Содержание

Введение
Теоретические основы оценки кредитоспособности коммерческого банка.
Экономико-математический анализ деятельности ЗАО «Идея Банк»
Практические аспекты кредитоспособности заёмщиков в ЗАО «Идея Банк»
Заключение.
Перечень расчётно-аналитических материалов:
Анализ деятельности ЗАО «Идея Банк».
Расчет моделей оценки кредитоспособности юридического лица.
Расчет скоринговой модели оценки кредитоспособности физического лица.
Графический материал, выносимый на защиту:
Классификация методов оценки кредитоспособности заёмщиков.
График динамики развития ЗАО «Идея Банк».
Реализация моделей оценки кредитоспособности
Календарный график выполнения дипломной работы:

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_Zhamoytin (2).docx

— 313.70 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в данной главе был составлен прогноз импорта товаров на 2012-2013 года, исследована теснота связи факторов, влияющих на импорт товаров.

 

3 Совершенствование внешней торговли Республики Беларусь

3.1 Факторы, сдерживающие экспорт Республики Беларусь

Проблемы развития экспорта связаны со снижением конкурентоспо-собности белорусских товаров относительно других поставщиков на мировых рынках. Это связано со следующими факторами:

а) За последнее десятилетие большинство предприятий не имели достаточных средств для модернизации и обновления оборудования, что отрицательно сказывается на качестве продукции, освоении новых изделий для экспорта. Износ основных фондов, по оценкам специалистов, достигает 60-80%. В то же время получаемая предприятиями прибыль недостаточна не только для обновления основных фондов, но даже для пополнения оборотных средств. Кредитные же ресурсы Республики Беларусь недостаточны и имеют высокую относительную стоимость;

б) Мировые рынки в основном уже сформированы и разделены по сферам влияния, причем международные экономические отношения становятся все более корпоративными. На долю транснациональных корпораций приходится около 50% мировой торговли. Белорусским предприятиям, не имея достаточно финансовых средств, связей, опыта, имиджа, торговой марки и т.д., весьма сложно туда входить;

в) Макроэкономическая нестабильность, медленная приватизация и реструктуризация предприятий ограничивают конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках, в связи с высокими ценами, обусловленными большими удельными затратами сырья, материалов, энергии, значительными объемами трансакционных издержек, высокой налоговой нагрузкой на производителей;

г) Предприятия Беларуси пока не сумели перестроить свои маркетингово-сбытовые службы, наладить сервисное обслуживание, сформировать надежные дилерские сети. Сказывается и отсутствие хорошо поставленного экспортного менеджмента и брэндовой политики на предприятиях и системы формирования благоприятного национального имиджа в мире, а также неразвитость организационных структур и товаропроизводящих сетей для экспортеров;

д) Определенное негативное влияние на развитие экспорта оказывает недостаточно активный и целенаправленный процесс вхождения в ВТО. Таможенный союз с Россией дал положительные результаты в краткосрочном плане, на период выживания. Но в долгосрочном плане он обуславливает медленное вхождение отечественных предприятий в систему транснациональных корпоративных интегрированных организаций, что консервирует технологическую отсталость нашей экономики.

е) К другим неблагоприятным факторам следует отнести:

- неблагоприятная предпринимательская среда и инвестиционный климат, не позволяющие иметь адекватные возможности развития экспортно-ориентированных предприятий с учетом имеющихся возможностей их выхода на мировые рынки товаров и услуг;

- отсутствие прозрачной системы финансовой поддержки экспортеров, которая, однако, должна соответствовать международным нормам добросовестной конкуренции на мировых рынках;

- укрепление белорусского рубля неадекватное уровню инфляции и качественному изменению экспорта;

- отсутствие системной национальной инновационной политики, не позволяющей использовать конкурентные возможности страны [36].

Отмеченные и другие причины, сдерживающие развитие белорусского экспорта, свидетельствуют, что это проблема носит комплексный характер и решить ее можно лишь на основе системного подхода. Отдельные решения по поддержке государственных предприятий могут приносить лишь локальные успехи. Поэтому для существенного успеха в развитии экспорта надо решить указанные и другие задачи.

На решение этих задач и ориентируется Национальная программа развития экспорта на 2011-2015 годы. Она направлена на достижение целей, указанных в программе социально-экономического развития на 2011-2015 гг.

Главной целью программы является обеспечение установленных в программе социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы целевых параметров роста экспорта товаров и услуг в 2,18-2,22 раза и достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2014 году на основе модернизации и повышения конкурентоспособности экономики. Среди приоритетных задач, определенных в программе, - создание новых экспортоориентированных производств, увеличение рентабельности экспорта и объемов поступления валютной выручки, привлечение прямых иностранных инвестиций для модернизации производств и повышения экспортного потенциала национальной экономики, расширение участия отечественных предприятий в глобальных производственных цепочках транснациональных корпораций, увеличение в экспорте доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. Планируется также увеличение доли услуг в общем объеме экспорта за счет развития новых видов информационно-коммуникационных, туристических, компьютерных, инжиниринговых, страховых, банковских, финансовых и прочих услуг. Будут приняты меры для стимулирования товарной и географической диверсификации экспорта, увеличения экспорта объектов интеллектуальной собственности, совершенствования законодательства и механизма государственного регулирования внешней торговли, а также развития системы кредитования и страхования экспорта. Особое внимание будет уделяться активизации участия Беларуси в интеграционных процессах, направленных на укрепление торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ (Союзное государство, ЕврАзЭС, Таможенный союз Беларуси, Казахстана, России, Единое экономическое пространство), а также в рамках Европейского союза ("Восточное партнерство"). Считается, что выполнение программы позволит обеспечить опережающий рост экспорта товаров и услуг над импортом и достигнуть устойчивого положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами, укрепить экспортный потенциал национальной экономики за счет повышения конкурентоспособности продукции на внешних рынках. Будет качественно улучшена товарная и географическая структура экспорта товаров и услуг, обеспечивающая снижение рисков негативного воздействия внешних шоков, связанных с изменениями конъюнктуры мирового рынка. К 2015 году темп роста экспорта товаров должен составить 208% к 2010 году, а темп роста экспорта услуг - 303%. Увеличение импорта товаров и услуг к 2015 году по сравнению с 2010 годом ожидается не более чем в 1,76 раза [37].

При разработке программы учитывались опыт предыдущих программ развития экспорта на 2000-2005 и 2006-2010 годы, а также особенности текущей конъюнктуры международной торговли и новые тенденции в сфере глобализации и региональной интеграции.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены факторы, влияющие на экспорт в Республике Беларусь и пути их изменения, описанные в Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы.

 

3.2 Основные направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь

3.2.1 Основные  направления поддержки экспорта  Республики Беларусь

Главной целью внешнеэкономической деятельности является расширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранение сбалансированности внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышения конкурентоспособности белорусской экономики.

Главным направлением внешнеэкономической деятельности является осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающее динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.

В Республике Беларусь созданы необходимая законодательная база и институциональная основа функционирования системы поддержки экспорта. Работают аналоги зарубежных институтов поддержки экспортеров: ОАО «Белэксимгарант», ОАО «Промагролизинг», ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», Белорусская торгово-промышленная палата[38].

ОАО «Белэксимгарант» - один из крупнейших страховщиков Республики Беларусь, предлагающий более 50 видов страховых услуг, которые покрывают самые разнообразные риски в сфере имущественного и личного страхования, страхования ответственности.

Стратегической целью компании является развитие и укрепление экспортного потенциала Республики Беларусь посредством эффективного функционирования национальной системы стимулирования экспорта.

Созданные механизмы и инструменты финансового стимулирования предприятий-экспортеров разносторонни и современны, соответствуют в полной мере международным стандартам и принципам Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций (Бернского союза).

Страхование экспортных рисков с поддержкой государства было и остается приоритетным направлением деятельности предприятия. На очередном этапе своего развития ОАО «Белэксимгарант» совместно с заинтересованными органами государственного управления, предприятиями-экспортерами и банками продолжает работу по созданию и внедрению новых механизмов работы для дальнейшего совершенствования национальной системы стимулирования экспорта [39].

Миссией компании ОАО «Промагролизинг» является создание и реализация эффективного механизма международного лизинга и продвижение продукции, произведенной в Республике Беларусь, на внешний рынок на условиях лизинга.

Цели компании:

  • Продвижение белорусской техники на новые рынки
  • Наращивание экспортных поставок продукции отечественных производителей
  • Привлечение иностранных инвестиций для осуществления сделок международного лизинга
  • Предоставление  техники в лизинг в рамках реализации республиканских программ [40].

Основополагающим является Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». Согласно белорусскому законодательству экспортный кредит может выдать любой банк и соответственно получить от государства компенсацию потерь при условии страхования кредита в БРУПЭИС «Белэксимгарант». Решения о выплате банкам компенсаций принимаются Правительством Республики Беларусь либо Министерством финансов.

Работа по формированию дополнительных условий стимулирования экспорта ведется на постоянной основе. В целях совершенствования механизмов экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с поддержкой государства принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2012 г. № 126 «О внесении дополнений и изменений в Указ № 534», которым предусмотрено:

  • предоставление экспортных кредитов в белорусских рублях;
  • отмена необходимости получения разрешения Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции на период ожидания и выплаты страхового возмещения по договору страхования экспортных рисков с поддержкой государства;
  • расширение направлений использования экспортного страхования на операции факторинга [39]. 

Указом № 126 также предусмотрена отмена необходимости принятия отдельных решений Правительства при размере компенсации потерь банкам от предоставления экспортных кредитов, не превышающей 500 тыс. долларов США. Механизм предоставления таких кредитов предполагает принятие соответствующего решения Министерства финансов Республики Беларусь.

В рамках Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» продолжает реализовываться механизм стимулирования российских потребителей белорусской продукции с использованием ресурсной и клиентской базы ОАО «Сбербанк России».

В целях обеспечения комплексной информационно-маркетинговой поддержки внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий и организаций ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» осуществляется представление в сети Интернет и в международных информационно-торговых сетях экспортного потенциала Республики Беларусь. Для этих целей создан портал Export.by – комплексная виртуальная выставка белорусских субъектов хозяйствования. В 2012 году:

  • проведено 64 мероприятия по установлению контактов и обмену информацией по внешнеэкономической деятельности с представителями стран СНГ, Европы, Азии и Америки;
  • заключено 15 соглашений с зарубежными партнерами в сфере обмена торгово-экономической информацией;
  • осуществлялась работа по сбору, систематизации и доведению до заинтересованных информации о проводимых за рубежом тендерах (за 2012 год размещена информация о 264 451 тендере, в том числе 232 060 – по странам СНГ, 32 391 – по странам дальнего зарубежья);
  • проведены 14 международных семинаров с участием представителей иностранного бизнеса, специализирующихся в сфере маркетинга, логистики, ВЭД и нормативно-правового обеспечения финансово-хозяйственной деятельности на экономическом пространстве Западной Европы и СНГ (общее количество участников составило 382 человека);
  • организован международный семинар «Нормативные документы и требования, предъявляемые к участникам тендерных закупок по линии ООН» (присутствовало 182 человека).

Работа по стимулированию экспорта продолжается в рамках системных мер, предусмотренных в Программе социально-экономического развития до 2015 года, Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы и др., а также Плане совместных действий Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, исполнению бюджета и реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год.

В 2011-2015 годах предполагается решение следующих задач:

  • обеспечение динамичного роста объемов экспорта товаров и услуг на основе повышения конкурентоспособности отечественного производства при опережающем темпе роста экспорта над импортом;
  • ориентация на приоритетное развитие экспорта услуг;
  • развитие системы финансово-кредитного стимулирования экспорта;
  • дальнейшее развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, включая товаропроводящую сеть организаций-экспортеров;
  • обеспечение информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности;
  • повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в том

числе путем освоения производства новых экспортных товаров,

  • внедрения в производство международных стандартов, реализации экспортоориентированных инвестиционных проектов;
  • повышение в объеме экспорта доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
  • подготовка и повышение квалификации кадров внешнеэкономических и маркетинговых служб организаций-экспортеров;
  • поиск дополнительных эффективных источников внешних инвестиционных ресурсов;
  • расширение применения современных форм международного сотрудничества (создание торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, экспорт технологий, открытие сборочных производств, центров сервисного обслуживания, представительств белорусских предприятий в странах – торговых партнерах);
  • снижение негативных последствий от введения дискриминационных мер в отношении отечественных товаров, совершенствование методов защиты национального рынка [39].

Информация о работе Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования