Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:51, реферат
Цель – это желаемое состояние будущего, которого и пытается достичь организация. Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некоего результата, а цели позволяют как определить, так и достичь эту информацию до сотрудников и общества. План является "маршрутом" движения организации к поставленным целям. Реально маршрут предполагает размещение и распределение ресурсов фирмы, компании, организации во времени и в пространстве, используя которые, организация достигнет поставленных целей. Планирование – это процесс определения целей организации и средств их достижения. По существу процесс планирования направлен на выработку обращений.
2.Сущность методологии и организации бизнес-планирования
В современных условиях требуется
принципиально новая система
управления экономикой, основанная на
смене форм собственности, перестройке
хозяйственного механизма, переходе предприятий
на самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование.
Должны быть четко разграничены компетенция
и ответственность органов
Главная фигура в управлении — человек, от знаний, квалификации и опыта которого зависит эффективность правленческого труда, а следовательно, и конечный результат производства. В отличие от управления техническим комплексом управление предприятием представляет собой управление коллективом работников в процессе их сознательной, целенаправленной производственной деятельности. Управление предприятием включает такие функции, как определение целей, координация, регламентация, стимулирование, контроль и оценка результатов деятельности отдельных работников и трудового коллектива в целом. Центральным звеном организации любого дела является, как известно, планирование. Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю же предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших "сверху". Сейчас большинство коммерческих фирм не имеют официально принятых планов; нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т.п. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший текущий период и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства "на глазок", хотя практика часто ставит и таких опытных руководителей в тупик. О допущенных ошибках, просчетах и потерях становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказались в сложном финансовом положении или вообще неплатежеспособными, включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего. Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое, по сравнению с принятием решений, представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка, служит своего рода компасом, который направляет движение предприятия в бурном море рыночной экономики.Формальное планирование, безусловно, требует известных усилий. Но оно дает и немало выгод: во-первых, заставляет руководителей мыслить перспективно, а не жить одним днем, от случая к случаю; во-вторых, ведет к четкой координации действий; в-третьих, устанавливает основные показатели деятельности, которые поддаются контролю; в-четвертых, заставляет предприятие четко определить свои задачи; в-пятых, позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению обстановки; в-шестых, наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.Планирование тесно связано с организацией работ и контролем.Стратегическое планирование является основой любого другого планирования и деятельности предприятия вообще. Поэтому выработке хорошего стратегического плана следует уделять первоочередное внимание.
3. Анализ внутренней и внешней деловой среды компании.
Когда определены наиболее значимые факторы среды бизнеса, необходимо получить о них всю возможную информацию. Техника формирования базы данных. Информацию о критических точках среды можно получить следующими способами:
сканированием среды (поиском сформированной информации, той, которая существует в ретроспективе);
мониторингом среды (отслеживанием текущей и вновь появляющейся информации).
Отслеживание информации осуществляется в рамках трех главных типов систем получения информации.
1. Иррегулярные системы
распространены в
Регулярные (периодические)
системы, для которых характерен
периодический, чаще всего ежегодный
обзор событий. Результаты периодических
исследований применяются менеджментом
при принятии рабочих решений. Здесь
также преобладает ретроспек-
Системы непрерывного обзора информации постоянно исследуют значимые элементы среды организации. Являются устойчивым компонентом процесса планирования. В большей степени ориентированы на будущее. Используют методы прогнозирования. Их применение ограничено нехваткой средств у организации, а также случаями, когда аналитики фирмы не в состоянии правильно определить значимые факторы среды.
Характер информации о деловой среде, необходимой для разработки стратегии. Прежде чем приступить к поиску информации, фирма должна определить круг вопросов по каждому из значимых элементов внутренней и внешней среды.
Примерный перечень признаков для характеристики внутренней среды приведен ниже.
Размеры и мощности
Тип и возраст оборудования
Источники поставок
Тенденции производительности
Инновационные возможности
Нормирование работ
Уровень брака
Номенклатуры продукции
Качество продуктов
Размеры и доля рынка
Качество маркетинговых исследований
Эффективность применения рекламы
Организация продаж и сервиса
Активы
Валовые накопления Доходность
Источники денежных поступлений
Показатели баланса
Программы обучения
Процедуры привлечения и отбора кадров
Анализ трудовых операций
Содержательность работы
Производство
Маркетинг
Финансы
Внутренняя среда
Производство
Маркетинг
Финансы
Организационная
сгруиура
Персонал, т.е.
работники,
межличностные
Экономические Технологические Политические Социальные
Личный опыт
Журналы и газеты
Деловые отчеты • -Книги •
Профессиональные совещании
Отраслевые конференции * Коллеги •
Члены совета директоров -Друзья
Работники фирмы
Другие источники
Личный опыт
Деловые отчеты
Конференции
Комитеты
Докладные записки -я
Нижестоящие менеджеры -
Работники фирмы -
Внешние участники -ч
Другие источники
Способы реализации
ПОНЯТЬ
интерпретировать увязать ^принимать решения^
отношения
4. Выбор стратегии предприятия и этапы ее формирования.
Стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии — это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана
Под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде
Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные этапы:
уяснение текущей стратегии;
формирование стратегических альтернатив;
выбор стратегии предприятия и ее оценка
Выделяют следующие внешние и внутренние факторы, формирующие текущую стратегию:
Внешние факторы:
размер деятельности предприятия и степень разнообразия производимой продукции;
общий характер и природа недавних приобретений и продаж предприятием части своей собственности;
структура и направленность деятельности предприятия за последний период;
возможности, на которые была ориентирована организация в последнее время;
отношение к внешним угрозам
Внутренние факторы:
цели предприятия;
критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции;
отношение к финансовому риску как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой и осуществляемой финансовой политикой;
уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР;
стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).
На выбор стратегии влияет множество факторов:
вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает предприятие;
характер целей, которые ставит перед собой предприятие;
ценности, которыми руководствуются при принятии решения высшие менеджеры;
финансовые ресурсы и обязательства предприятия по уже принятым решениям;
степень зависимости от среды;
фактор времени.
5. Масштаб и уровни планирования бизнеса.
Планирование в организации имеет несколько обязательных уровней.
Стратегическое планирование.
Обычно формулирование миссии производится в терминах бизнес-достижений, положения на локальном специфическом рынке, либо отношений с основными потребителями, клиентурой. Соответственно, стратегические цели указывают, чего именно организация стремится достичь в глобальном масштабе.
Стратегическое планирование
не слишком подробно останавливается
на деталях. Его основная задача –
в общих чертах наметить путь к
желаемому результату. Организация,
понимая динамический характер происходящих
в обществе процессов, должна иметь
некоторой набор стратегий, из которых
одна будет базовой, другие же реализуются
в случае конкретных, не всегда желательных,
ситуаций. Стратегическое планирование
призвано задать границы вероятного
пространства реализации основной деятельности,
пространства конкретного бизнес-
Бизнес-планирование.Второй уровень. Оно связывает деятельность по достижению конкретных результатов с подключаемыми ресурсами.
В первую очередь упор делается
на грамотное использование
Оперативное планирование.Третий уровень. Здесь осуществляется переход от обобщенного видения миссии и заданных перспектив на уровень решения повседневных задач. Оперативное планирование полностью основывается на конкретике: действия, их объем, процедуры, нормирование, определение сроков, объем реальных затрат.
Показатели данного уровня
планирования полностью измеримы, поэтому
легче всего поддаются
6. Система Б-П. в малых и средних предприятиях.
Сегодня, когда малые и средние предприятия динамично развиваются, для повышения эффективности их бизнеса и сохранения конкурентоспособности им необходимы современные подходы к управлению. Одним из наиболее эффективных инструментов управления бизнесом является бизнес-планирование, которое занимает все более существенную долю в современном менеджменте.
Применение методов бизнес-планирования, охватывающие практически весь спектр менеджмента, упорядочивает и систематизирует процесс принятия решений. В самой технологии бизнес-планирования заложен механизм поиска оптимального управленческого решения, исходя из возможностей внешней и потенциала внутренней среды предприятия. В наибольшей мере, бизнес-планирование необходимо малым и средним предприятиям, работающим в условиях высокой неопределенности и имеющим меньший допуск на ошибку.
В условиях рынка
и жесткой конкуренции,
В рамках МСП бизнес-планирование реализует элементы стратегического планирование (определение политики предприятия, формулирование целей и выбор стратегий) и оперативного планирование (определение конкретных действий по достижению поставленных целей). Общепризнанным документом процесса бизнес-планирования является бизнес-план, который используется как средство управления.
Для малых и средних
предприятий, таким
управление текущей
управление изменениями на предприятии
разовые решения по отдельным аспектам управления
Управление текущей
Современная технология бизнес-планирования позволяет использовать бизнес-план в качестве основы управления текущей деятельностью и развитием малого (среднего) предприятия. Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого бизнес-плана, объединяющего основные элементы стратегического и оперативного планирования.
Система бизнес-планирования в МСП имеет свою специфику в силу следующих причин:
Информация о работе Теоретические основы бизнес-планирования