Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:10, курсовая работа
Также целью курсовой работы является определение возможных путей развития стратегического планирования на предприятии.
Объектом исследования является ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».
Предмет исследования – стратегическое планирование на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Изучение понятия стратегического планирования, его сущность, функции, структуру.
Изучение преимущества и недостатков стратегического планирования.
Проанализировать стратегическое планирование на предприятии ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».
Примечание. Источник: собственная разработка
Из приведенных данных видно, что за 2012 – 2014 годы объем заготовки ликвидной древесины возрос на 104,4 %, объем освоения расчетной лесосеки остался на прежнем уровне, так же как и объем рубок ухода в молодняках. Незначительное колебание показателей объемов лесовосстановления и рубок, размером освоения расчетной лесосеки объясняется тем, что данные показатели по бюджетной деятельности доводились до лесхоза сверху.
Объем производства продукции в действующих ценах возрос к 2014 году почти в полтора раза, это обусловлено увеличением объемов продукции переработки в общем объеме вырубаемой древесины, а также увеличением объемов экспорта. Среднегодовая численность по бюджетной деятельности также изменилась до 107,9 %, что объясняется некоторыми изменениями в территориальном составе лесхоза, а также изменениями в организационной структуре предприятия.
Далее в табл. 2.2. приведем и проанализируем технико-экономические показатели работы предприятия по коммерческой деятельности.
Таблица 2.2.
Технико-экономические показатели за 2012-2014 годы по коммерческой деятельности лесхоза
Наименование показателей |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Темп роста за 2013/ 2012 гг., % |
Темп роста за 2014/ 2013 гг., % | |
1.Объем производства |
млн. р. |
2407 |
2479 |
2714 |
102,99 |
109,48 | |
2.Запасы готовой продукции на конец отчетного периода |
млн. р. |
29 |
90 |
48 |
310,34 |
53,33 | |
3.Выручка от реализации |
млн. р. |
2675 |
3037 |
3927 |
113,53 |
129,31 | |
выручка, оплаченная: |
млн. р. |
2612 |
2922 |
3896 |
111,87 |
133,33 | |
денежными средствами |
млн. р. |
2190 |
2517 |
3494 |
114,93 |
138,82 | |
не денежными средствами |
млн. р. |
422 |
405 |
402 |
95,97 |
99,26 | |
4.Объем экспорта |
млн.р |
1337 |
1329 |
1476 |
99,36 |
111,07 | |
5.Себестоимость реализованной |
млн. р. |
2105 |
2437 |
2625 |
115,77 |
107,71 | |
6.Доля материальных затрат в с/с товарной продукции |
% |
62,7 |
62 |
67,5 |
98,88 |
108,87 | |
7.Прибыль от реализации |
млн. р. |
296 |
305 |
834 |
103,04 |
273,44 | |
8.Уровень рентабельности |
% |
12,6 |
11,3 |
21,2 |
89,68 |
187,61 | |
9.Уровень рентабельности реал. продукции |
% |
14,4 |
12,8 |
31,8 |
88,89 |
248,44 | |
10.Прибыль до налогообложения |
млн. р. |
240 |
243 |
733 |
101,25 |
301,65 | |
11.Чистая прибыль |
млн. р. |
150 |
155 |
509 |
103,33 |
328,39 | |
12.Средства организации на |
млн. р. |
2982 |
3033 |
2627 |
101,71 |
86,61 | |
-внеоборотные активы |
млн. р. |
858 |
920 |
1189 |
107,23 |
129,24 | |
-оборотные активы |
млн. р. |
2124 |
2113 |
1438 |
99,48 |
68,05 | |
13.Численность работников в |
чел. |
69 |
70 |
69 |
101,45 |
98,57 | |
14.Размер тарифной ставки ПП 1-го разряда |
р. |
95900 |
95900 |
130000 |
100,00 |
135,56 | |
15.Среднемес.заработная плата на 1 раб. ППП |
тыс. р. |
437 |
519 |
609 |
118,90 |
117,28 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Из приведенных показателей видно, что объем производства продукции за приведенные годы постоянно возрастал, запас готовой продукции на конец 2014 года уменьшился по сравнению с 2013 годом почти вдвое, соответственно темп роста выручки от реализации за 2013-2014 годы составил 129,31 %, причем в ее составе увеличилась доля, оплаченная денежными средствами.
За 2013-2014 годы был увеличен объем экспортируемой продукции до 111,7 % за счет поставок на внешний рынок балансов березовых, еловых, сосновых и осиновых, технологического сырья мягколиственных пород. Основными странами, с которыми предприятие взаимодействует на внешнем рынке являются Финляндия, Литва, Латвия, Россия, Польша.
Уровень рентабельности реализованной продукции в 2014 году составил 31,8 %, это обусловлено тем, что темп роста себестоимости реализованной продукции значительно ниже темпа роста прибыли от реализации.
К 2014 году значительно уменьшились средства организации за счет уменьшения оборотных активов до 68 % по сравнению с 2013 годом.
2.2. Анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
Анализ факторов внешней среды дает возможность выявить особенности социально – экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое или косвенное воздействие на организацию.
Факторы внешнего окружения предприятия подразделяются на среду прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает следующие факторы:
- поставщики;
- конкуренты;
- потребители;
- законы и государственные органы.
Рассмотрим в отдельности каждый из этих факторов по отношению к предприятию Борисовский лесхоз.
Поставщики. На любом предприятии для анализа очень важна степень зависимости от поставщиков, обеспечивающих поставку материалов, оборудования, энергии.
В ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» в производственном процессе промышленной деятельности в качестве сырья используется древесина собственного производства, полученная в порядке проведения рубок главного пользования, рубок ухода за лесом и санитарных рубок, поэтому нет необходимости в привлечении поставщиков производственных ресурсов.
Конкуренты. Для любого предприятия очень важно следить за конкурентоспособностью его продукции по отношению к продукции конкурентов, наличием конкурентного преимущества выпускаемой продукции.
В качестве конкурентов Борисовского лесхоза можно рассматривать все лесхозы, располагающиеся на территории Республики Беларусь, однако они существенно отличаются по географическому положению, что влияет на состав произрастающих лесных пород, по ведению коммерческой деятельности, расположению относительно транспортных путей, также не все лесхозы экспортируют выпускаемую продукцию.
По отношению к продукции других лесхозов конкурентное преимущество при реализации продукции обусловлено следующими факторами:
- предложение по реализации лесоматериалов на различных условиях франкировки.
- увеличение сортности отгруженной продукции;
- сортировка лесоматериалов круглых по диаметрам;
- реализация пиломатериалов, отсортированных согласно ГОСТов.
Так же для стимулирования продвижения товаров на рынок применяется гибкая система расчетов с предоплатой.
Положение относительно транспортных путей: в районе расположения лесхоза широко развита сеть путей транспорта общего пользования и лесохозяйственными дорогами. Все грунтовые дороги находятся в удовлетворительном состоянии. На территории лесхоза проходит железная дорога широкой колеи Минск-Москва. Шоссейные дороги улучшенные и профилированные грунтовые круглогодично используются лесхозом для лесохозяйственных нужд. Пропускная способность их достаточна. Существующая в лесхозе сеть путей транспорта удовлетворяет потребности лесного хозяйства.
Потребители. На экспорт лесхоз поставляет пиломатериалы обрезные хвойных пород, балансы березовые, еловые, сосновые и осиновые, технологическое сырье мягколиственных пород. Основными потребителями, с которыми предприятие взаимодействует на внешнем рынке являются:
- Папер-квидзин (Польша);
- Неманский ЦБК и Советская бумага (Россия);
- Юрген (Латвия);
- ЮПМ Кюммене (Финляндия)
- А и М (Литва).
В 2014 году предусматривается структура поставок продукции по рынкам сбыта, представленная в табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Структура поставок продукции по рынкам сбыта, млн.р.
Показатели |
2014 год |
Удельный вес в общем объеме реализации, % |
1 Выручка от реализации товарной продукции, всего: |
4029 |
100,0 |
- внутренний рынок |
3168 |
78,6 |
- экспорт |
861 |
21,4 |
1.1 Лесоматериалы круглые ( вывозка), всего |
2855 |
70,9 |
- внутренний рынок |
1994 |
49,5 |
- экспорт |
861 |
21,4 |
1.2 Пиломатериалы и заготовки, всего: |
1121 |
27,8 |
- внутренний рынок |
1121 |
27,8 |
- экспорт |
||
1.3 Прочая продукция |
53 |
1,3 |
- внутренний рынок |
53 |
1,3 |
- экспорт |
- |
- |
Примечание. Источник: собственная разработка
Внутренний рынок древесины в круглом виде в настоящее время еще формируется. Приоритетным направлением реализации деловой древесины в заготовленном виде на 2014 г. является реализация ее через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» как самим лесхозом, так и по договорам с УП «Беллесэкспорт».
ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» в 2014 году планирует поставлять балансы сосновые Светлогорскому ЦКК, фанерное сырье предприятиям концерна «Беллесбумпром» (Пинскдрев и Борисовдрев), пиловочник продавать через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», а дрова Райтопсбыту, ЖКХ и населению. Часть древесины поступает на обработку в собственный производственно-мастерский участок.
Законы и государственные органы. Влияние данного фактора на лесхоз очень велико, так как учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Законами, Декретами, Указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Совета Министров РБ, нормативными актами, издаваемыми вышестоящими органами лесного хозяйства.
Среда косвенного воздействия включает следующие факторы:
- состояние экономики и рынка, тенденции развития;
- научно-технический прогресс;
- система государственного регулирования;
- международные события.
Международные события. Для предприятий, которые экспортируют выпускаемую продукцию и имеют постоянных потребителей на зарубежных рынках очень важно тщательно следить за всеми событиями, происходящими в мире, заключаемыми между странами соглашениями, изменениями таможенных тарифов и пошлин. Это необходимо для своевременного реагирования на изменения, возможного извлечения выгоды либо избегания незапланированных убытков.
Научно-технический прогресс. Также велико влияние научно-технического прогресса на деятельность предприятия. В настоящее время, чтобы сохранить конкурентоспособность, предприятие вынуждено идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность его деятельности.
Состояние Борисовского лесхоза по отношению к научно-техническому прогрессу нельзя назвать удовлетворительным. На предприятии используются достаточно старые технологии лесозаготовок и деревообработки, не все сотрудники, нуждающиеся в персональных компьютерах, обеспечены ими, а имеющиеся компьютеры не объединены в единую локальную сеть, так же не используется специальное программное обеспечение. Все это не способствует эффективному обмену информацией между отделами и отдельными сотрудниками и является существенным недостатком, однако за последние годы ситуация несколько улучшилась.
Система государственного регулирования. Борисовский лесхоз является государственным учреждением, поэтому влияние данного фактора на предприятие необычайно велико. Основные цели и стратегические направления Борисовского лесхоза по бюджетной деятельности разрабатывается в соответствии с Программой развития лесного хозяйства на 2014-2018 годы утвержденной постановлением Совета Министров от 29 декабря 2012 года №1760, Отраслевыми рекомендациями по разработке бизнес-планов развития организаций лесного хозяйства на год, утвержденными приказом Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 11.12.2012г. №310. На основании приведенных документов Министерство лесного хозяйства определяет основные направления, цели и задачи развития лесхоза на очередной год, доводятся плановые показатели, обязательные к выполнению.
Состояние экономики и рынка, тенденции развития. Состояние экономической среды имеет первостепенное значение для деятельности предприятия. Необходимо постоянно оценивать и контролировать такие факторы экономического развития, как темпы инфляции, уровень занятости, курсы валют и многое другое. Важно умение предугадать развитие экономики, ее рост, спад. Ведь спад в экономике ведет к снижению платежеспособности потребителей, что ведет к необходимости сокращать объемы производства и наоборот.
Производственная структура организации. Производственная структура организации представлена 18 лесничествами. Но мы рассмотрим только 5наиболее важные, которые указанными в таблице 2.4.
Наименование лесничества |
Площадь, тыс. га |
Количество, шт. | ||
общая |
в т.ч. покрытая лесом |
мастерских участков |
обходов | |
Борисовское |
6633 |
6065 |
2 |
12 |
Пригородное |
4914 |
4267 |
2 |
10 |
Черневское |
8380 |
7178 |
2 |
16 |
Слободское |
6447 |
5800 |
2 |
13 |
Печинское |
7127 |
6259 |
2 |
14 |
Итого |
33501 |
29569 |
10 |
65 |
Информация о работе Технологии стратегического планирования на примере фирмы