Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:10, курсовая работа
Также целью курсовой работы является определение возможных путей развития стратегического планирования на предприятии.
Объектом исследования является ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».
Предмет исследования – стратегическое планирование на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Изучение понятия стратегического планирования, его сущность, функции, структуру.
Изучение преимущества и недостатков стратегического планирования.
Проанализировать стратегическое планирование на предприятии ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из табл. 2.4., вся территория, находящаяся в ведении лесхоза разбита на примерно равные по территории лесничества по географическому признаку, в каждом из лесничеств имеются 2 мастерских участка. Общий лесхозный производственный участок расположен с учетом наиболее удобной транспортировки лесозаготовок с территорий лесничеств. В целом производственная структура лесхоза является удовлетворительной.
Трудовые ресурсы. Потребность в трудовых ресурсах по лесхозу определяется в соответствии с действующими штатными расписаниями лесхоза по бюджетной и промышленной деятельности, расчетами необходимой численности рабочих, по видам деятельности исходя из планируемых объемов работ, выпуска продукции, сменности работы цехов (мастерских участков), наличия техники и оборудования с учетом рационального использования рабочей силы и основных средств.
На 2014 г. планируется среднесписочная численность работников в лесохозяйственной деятельности 190 чел., в коммерческой деятельности 69 чел. Средняя зарплата по лесхозу составляет 1 320 тыс. р. в месяц. В лесхозе работают как молодые специалисты, так и высококвалифицированные специалисты с большим стажем. В целом трудовые ресурсы системы управления предприятия можно оценить как достаточно компетентные.
Производственные мощности. Валка леса на рубках главного и промежуточного пользования осуществляется бензопилами Штиль и Хьюскварна. В зависимости от условий заготовки и размеров сортиментов заготавливаемой продукции используются различные способы трелевки: хлыстовой и сортиментный. Трелевка осуществляется тракторами МТЗ-80/82, вывозка лесопродукции на промежуточные склады в лесничествах тракторами МТЗ-82 с погрузчиком «Нока». Вывозка лесопродукции осуществляется в сортиментах на ПМУ лесхоза и к пунктам отгрузки (ж/д станции), автомобилями УРАЛ и тракторами МТЗ-82 с погрузчиком «Нока».
Для заготовки древесины имеется в наличии 32 бензопилы. Для трелевки и вывозки древесины имеется 15 тракторов и 6 автомобилей.
В деревообрабатывающем цехе установлены:
- брусовочный станок ТД-500;
- многопильные станки ВД 250/350, ЦМ-120;
- торцовочные станки СТ-150, ЗРГ-45, ЦМЭ- 3А;
- заточные станки РСТ 1/2, ТЧПА-7, ТЧПА-3;
- 4-х сторонний станок УФЦ «Софринец»;
- лесорамы Р-63, СМ -2201.
В 2011 году лесхоз произвел покупку некоторого оборудования, однако несмотря на это средний срок службы оборудования на предприятии составляет 15 лет, что говорит о необходимости его обновления. Некоторое обновление оборудования запланировано на 2014 год.
Практическое отсутствие механизации в цехах не позволяет использовать на полную мощность как имеющееся оборудование, так и производственные мощности.
Культура организации. Характеристика культуры организации очень важна при выборе и обосновании дальнейшего развития любой организации.
Психологический климат на предприятии ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» можно характеризовать как положительный. Так же создаются условия для более комфортной и удобной работы, ведется работа по благоустройству производственных и служебных помещений. Однако прослеживается некоторая разобщенность в деятельности различных подразделений, недостаточный обмен информацией между ними, нечеткое осознание общих целей и миссии организации, невысокий уровень инициативности и индивидуальных вкладов работников.
Результаты анализа факторов внешней и внутренней среды, представленные в виде общих характеристик и установленных тенденций развития организации, служат основой для раскрытия возможностей этого развития и угрозы со стороны окружающей среды, выявления сильных и слабых сторон исследуемого объекта. Результаты проведенного анализа сведены в табл. 2.5.
Таблица 2.5.
SWOT-анализ ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
стабильный спрос на продукцию; 100% освоение расчетной лесосеки; квалифицированная рабочая сила; долгосрочные рыночные связи на внутреннем рынке и наличие некоторых постоянных потребителей на внешнем рынке; хорошая репутация предприятия как добросовестного партнера; удобное расположение транспортных путей. |
морально и физически устаревшее оборудование; неполное использование имеющихся мощностей; преобладание мягколиственных пород в структуре расчетной лесосеки; практическое отсутствие механизации в цехах; разобщенность в координации работы отделов и служб предприятия, недостаточный обмен информацией. |
Возможности |
Угрозы |
возможность увеличения объемов производства продукции переработки, более эффективного использования производственных мощностей; снижение издержек производства; привлечение новых потребителей за рубежом; повышение эффективности за счет побочного производства и заготовки второстепенных лесных ресурсов. |
потеря существующих потребителей; нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Республике Беларусь; природные катастрофы (пожары, ураганы). |
Примечание. Источник: собственная разработка
В заключении второй главы отмечу то, что предприятие имеет существенные слабые стороны:
- морально и физически устаревшее оборудование,
- неполное использование производственных мощностей, что снижает эффективность производства и сдерживает его развитие;
Слабые стороны должны быть устранены, а также необходимо воспользоваться имеющимися возможностями, именно на это и будет направлена разработка стратегических планов для ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» в следующем разделе курсовой работы.
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГОЛХУ «БОРИСОВСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЛЕСХОЗ»
Проведенный анализ планирования в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» показал, что классический вариант стратегического планирования по отношению к данному предприятию не может быть осуществлен, в связи с тем, что общая стратегия развития для всех лесхозов республики разрабатывается Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, а основные показатели по бюджетной деятельности доводятся до лесхоза и обязательны к выполнению. Однако на предприятии возможно и даже необходимо разрабатывать функциональные стратегии для некоторых функциональных пространств предприятия.
Известно, что различные организации могут разрабатывать столько отдельных функциональных стратегий, сколько считают нужным. Каких-то жестких общих правил или ограничений на этот счет не существует. При этом простой анализ показывает, что многообразие функциональных стратегий задается огромным многообразием конкретного функционального различия деятельности в различных организациях.
Для ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» с учетом выявленных в процессе анализа внешней и внутренней среды слабых и сильных сторон, а также возможностей и угроз, считаю целесообразным разработку такой функциональной стратегии как стратегии развития коммерческой деятельности.
Коммерческая (хозрасчетная) деятельность ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» включает вывозку древесины из леса на промышленные склады или другие склады потребителей, производство продукции деревообработки, для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков, а также развитие побочного лесопользования и заготовку второстепенных лесных ресурсов.
Как отмечалось ранее, планирование коммерческой деятельности осуществляется непосредственно в лесхозе, однако объемы производства по коммерческой деятельности сильно зависят от объемов рубок, которые являются основными показателями по бюджетной деятельности доводимыми до лесхоза и не могут быть изменены, так как влияют на общее состояние лесной фауны, возрастного состава леса. Таким образом, можно сказать, что ресурсы ограничены и объем производства не может быть увеличен за счет увеличения объема вырубаемой древесины для увеличения прибыли. Однако нуждается в совершенствовании структура производимой продукции, которая существенно не изменялась на протяжении многих лет и в данный момент является не вполне рациональной, не учитывает рентабельность различных видов реализуемой продукции.
Также важным резервом повышения эффективности коммерческой деятельности является побочное лесопользование, к наиболее перспективным направлениям которого относятся заготовка березового сока, новогодней ели, плодов кустарниковых растений, пчеловодство, сенокошение, а также заготовка метлы хозяйственной и веника банного. Рассмотрим структуру реализуемой лесхозом продукции на примере 2013 года на представленном далее рис. 3.1.
Как видно из приведенной диаграммы, в наибольших объемах реализуются следующие виды продукции:
- балансы березовые, сосновые, осиновые, еловые – 25 %;
- пиловочник – 23 %;
- пиломатериалы обрезные – 16 %;
- пиломатериалы необрезные – 15 %;
- техническое сырье – 8 %;
- фанерное сырье и брусок – по 4 %;
При этом известно, что балансы успешно реализуются через товарную биржу иностранным потребителям и являются основной экспортируемой продукцией. В то же время производство пиловочника, который поставляется потребителю прямо из лесосек, по своей рентабельности значительно уступает рентабельности продукции переработки в производственно-мастерском участке, где из пиловочника возможно производить пиломатериалы обрезные и необрезные а также штакетник.
Рис. 3.1 Реализация продукции ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» в 2013 году
Примечание. Источник: документация ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
Поэтому необходимо значительно сократить вывозку пиловочника непосредственно из леса, а направлять на переработку в ПМУ «Лесное» для производства пиломатериалов обрезных и штакетника (пиломатериалы необрезные не очень рентабельны, их объемы будут постепенно сокращены).
Непосредственно из лесосек также в настоящее время вывозятся фанерное и шпальное бревно, реализация которых является низкорентабельной, поэтому рекомендуется реализация только по заявкам.
Необходимо отказаться от производства щитов заборных, так как рентабельность их производства упала до нуля. Также необходимо увеличить объемы производства бруска, за счет большего поступления древесины в ПМУ.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в промышленном производстве лесхозу необходимо взять направление на увеличение доли продукции переработки в общем объеме произведенной продукции.
В предыдущем 2013 году соотношение объемов вывозки лесоматериалов непосредственно из лесосеки и объема производства пилопродукции ПМУ «Лесное» представлено в табл. 3.2:
Таблица 3.2
Соотношение объемов вывозки и производства пилопродукции в 2013 году
Наименование показателя |
Объем, тыс. м3 |
% |
1.Вывозка лесоматериалов |
34,3 |
93,2 |
2.Производство пилопродукции (ПМУ «Лесное») |
2,5 |
6,8 |
Примечание. Источник: документация ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
Как видно из приведенных данных, производство пилопродукции по ПМУ составило в 2013 году всего 6,8 %. Учитывая более высокую рентабельность обработанной в цеху продукции, увеличив ее долю можно существенно повысить общую рентабельность производимой товарной продукции, а соответственно и увеличить прибыль, к тому же, как было выявлено во время анализа внутренней среды организации, производственные мощности ПМУ используются не полностью, существует возможность обновления парка оборудования, а также запуска второй производственной смены (подробнее будет рассмотрено при разработке производственной стратегии).
С учетом реализации предложенной стратегии, повышения уровня использования производственных мощностей, обновления оборудования был разработан план-прогноз объёмов производства до 2023 года, представленный в следующей табл. 3.4.
Таблица 3.4.
Прогнозируемые объёмы производства при реализации предложенной стратегии
Наименование показателя |
2013 год |
2014-2015 |
2016-2017 |
2018-2019 |
2020-2021 |
2022-2023 | ||||||
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% | |
1.Вывозка лесоматериалов |
34,3 |
93,2 |
32,38 |
88 |
30,18 |
82 |
26,87 |
73 |
24,3 |
66 |
22,08 |
60 |
2. Произв. пилопродукции (ПМУ «Лесное») |
2,5 |
6,8 |
4,42 |
12 |
6,62 |
18 |
9,94 |
27 |
12,5 |
34 |
14,72 |
40 |
Информация о работе Технологии стратегического планирования на примере фирмы