Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:10, курсовая работа
Также целью курсовой работы является определение возможных путей развития стратегического планирования на предприятии.
Объектом исследования является ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».
Предмет исследования – стратегическое планирование на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Изучение понятия стратегического планирования, его сущность, функции, структуру.
Изучение преимущества и недостатков стратегического планирования.
Проанализировать стратегическое планирование на предприятии ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».
Примечание. Источник: документация ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
Как видно из приведенной табл. 3.4., объемы производства пилопродукции в ПМУ «Лесное» к 2022-2023 году увеличатся до 40 % в общем объеме произведенной продукции и составит 14,72 м3, что в 5,9 раз больше чем в 2013 году. Вывозка лесоматериалов из лесосек значительно уменьшится, составит 22,08 тыс. м3 и будет включать только балансы, техническое сырье и пиловочник, поставляемые на экспорт через товарную биржу, а так же принятые заказы по фанерному сырью и шпальному бревну.
С учетом действующих в настоящее время средних отпускных цен на производимые виды продукции, был рассчитан прогнозируемый объем производства в 2022-2023 годах в стоимостном выражении (табл. 3.5.).
Таблица 3.5.
Прогнозируемые объёмы реализации в 2022-2023 годах
Вид продукции |
Объем производства, м3 |
Средняя цена, р./ м3 |
Выручка в 2022-2023 гг. |
Удельный вес, % |
Пиловочник |
3180 |
115000 |
365700000 |
5,43 |
Балансы |
14000 |
105000 |
1470000000 |
21,83 |
Техническое сырье |
2500 |
65000 |
162500000 |
2,41 |
Дрова |
2400 |
32000 |
76800000 |
1,14 |
Пиломатериалы обрезные |
9000 |
320000 |
2880000000 |
42,76 |
Пиломатериалы необрезные |
1300 |
190000 |
247000000 |
3,67 |
Штакетник |
1250 |
85000 |
106250000 |
1,58 |
Брусок |
3170 |
450000 |
1426500000 |
21,18 |
Итого |
36800 |
- |
6734750000 |
100 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Далее на рис 3.2. для наглядности приведем диаграмму распределения выручки от реализации при прогнозируемых изменениях в структуре производимой продукции в 2022-2023 годах по видам продукции.
Рис. 3.2. Прогнозируемые объемы реализации продукции в 2023 году
Примечание. Источник: собственная разработка
В заключение отмечу, что при реализации предложенной стратегии уже в 2013-2014 году объем выручки от реализации продукции увеличится в 1,18 раз, а к 2023 году она возрастет в два раза, структура себестоимости произведенной продукции практически не изменится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, процесс планирования охватывает не только определение контрольных цифр социально-экономического развития предприятия в текущем плановом периоде, но и тесную их увязку со стратегически перспективной концепцией развития экономики народного хозяйства страны.
Стратегическое планирование является систематизированным и логическим процессом, основанным на эффективном мышлении, искусстве прогнозирования, исследования и выбора необходимых альтернатив.
Стратегический план позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений. Основными задачами стратегического планирования являются: определение необходимых политических решений, оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции, оценка необходимых производственных мощностей в будущем, предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.
В то же время практика показывает, что на неритмично работающих предприятиях организация планирования, как правило, находится на низком уровне. Следовательно, значительные резервы, связанные с эффективностью хозяйствования, следует искать на уровне предприятий и объединений. Чтобы их реализовать, каждое предприятие должно иметь четкую систему стратегического планирования.
Анализ факторов внешней среды дает возможность выявить особенности социально – экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое или косвенное воздействие на организацию.
Факторы внешнего окружения предприятия подразделяются на среду прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает следующие факторы: поставщики; конкуренты; потребители; законы и государственные органы.
Среда косвенного воздействия включает следующие факторы: состояние экономики и рынка, тенденции развития; научно-технический прогресс; система государственного регулирования; международные события.
Внутренняя среда включает: производственная структура организации; ресурсы; производственные мощности; культура организации.
Проведенный анализ планирования в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» показал, что классический вариант стратегического планирования по отношению к данному предприятию не может быть осуществлен, в связи с тем, что общая стратегия развития для всех лесхозов республики разрабатывается Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, а основные показатели по бюджетной деятельности доводятся до лесхоза и обязательны к выполнению. Однако на предприятии возможно и даже необходимо разрабатывать функциональные стратегии для некоторых функциональных пространств предприятия.
Для ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» с учетом выявленных в процессе анализа внешней и внутренней среды слабых и сильных сторон, а также возможностей и угроз, считаю целесообразным разработку такой функциональной стратегии как стратегии развития коммерческой деятельности.
В промышленном производстве лесхозу необходимо взять направление на увеличение доли продукции переработки в общем объеме произведенной продукции.
При реализации предложенной стратегии уже в 2013-2014 году объем выручки от реализации продукции увеличится в 1,18 раз, а к 2023 году она возрастет в два раза, структура себестоимости произведенной продукции практически не изменится.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Организационная структура
ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
Примечание. Источник: документация ГОЛХУ
«Борисовский опытный лесхоз».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Персонал предприятия и производительность труда
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
Темп роста, % |
Среднесписочная численность работников, чел. всего |
589 |
600 |
101,8 |
в том числе: |
|||
Рабочие |
486 |
493 |
101,4 |
Служащие |
50 |
49 |
98 |
Специалисты |
41 |
46 |
112,1 |
Руководители |
12 |
12 |
100,0 |
Выручка от реализации продукции в расчете на одного работника, тыс. руб. |
20,09 |
24,41 |
121,5 |
Произведено продукции на 1 работника, тыс. т. |
39,2 |
40,3 |
102,8 |
Примечание. Источник: [собственная разработка]
Информация о работе Технологии стратегического планирования на примере фирмы