Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:53, реферат
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это - управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.
Введение
Глава 1.Банковский менеджмент в России
Особенности организации банковского менеджмента в России
Анализ практики банковского менеджмента в России
Особенности управления персоналом российских коммерческих банков
Глава 2. Анализ аналитической работы в банке
2.1 Краткая характеристика ЗАО «ВТБ-24»
2.2 Анализ организации банковского менеджмента в банке на примере ЗАО «ВТБ-24»
Заключение
Библиография
Введение
Глава 1.Банковский менеджмент в России
Глава 2. Анализ аналитической работы в банке
2.1 Краткая характеристика ЗАО «ВТБ-24»
2.2 Анализ организации банковского менеджмента в банке на примере ЗАО «ВТБ-24»
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это - управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.
Разделение банковского
менеджмента на финансовый менеджмент
и управление персоналом в коммерческом
банке обусловлено структурой объекта,
на который направлены управляющие
воздействия банковского
Банк - это организация, осуществляющая
управление капиталом - собственным
и заемным. Этот капитал рассматривается
с позиции самовозрастающей стоимости
или с позиции его приращения.
Есть и другие понятия капитала,
например "человеческий капитал",
которое рассматривается с
Банковская деятельность представляет собой специфичную сферу бизнеса, определяющую особенности мышления и поведения занятых в нем работников, что неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента.
Данная работа является актуальной, так как посвящена проблемам, исследованию перспективных направлений дальнейшего развития менеджмента в Российской Федерации. В современных условиях, когда на рынке капиталов существует конкуренция за привлечение денежных ресурсов и сферу их вложений, проблема управления банком, т.е. выбор и осуществление методов банковского менеджмента чрезвычайно актуальна.
Исследование основано на законодательных и нормативных актах, материалах учебной, справочной литературы и периодических изданиях. В заключении сделаны выводы, даны определенные предложения по формам обеспечения аналитической работы.
Предмет работы – организация
банковского менеджмента в
Цель работы – анализ
организации банковского
Задачи:
- изучение особенностей организации банковского
менеджмента в России;
- анализ практики банковского менеджмента в России;
- анализ системы организации банковского менеджмента в России;
- анализ организации банковского менеджмента на примере банка ЗАО «ВТБ-24».
Данная работа состоит из ввендения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Глава 1.Банковский менеджмент в России
Особенности организации
банковского менеджмента в
Основное содержание банковского менеджмента в России составляют четыре элемента: планирование, анализ деятельности банка, регулирование, контроль. При этом в российском банковском менеджменте используются следующие основные подходы:
• концепция развития банка (цели, задачи, стратегия);
• совершенствование организационной структуры в использование зарубежного опыта;
•организация аналитической работы в области кредитоспособности клиентов;
•организация маркетинговых исследований (анализ конкурентоспособности, ликвидности, положения банка на рынке);
• совершенствование управления персоналом.
1. Планирование. Система планирования банка дает возможность прогнозировать его будущее развитие, определять цели, сферу, масштабы и приблизительные результаты деятельности в соответствии с источниками финансовых ресурсов и затратами. Как правило, планирование включает составление текущих планов и перспективных планов-прогнозов. Основной смысл планирования заключается в том, чтобы определить общие цели и задачи, разработать стратегию их реализации, а также обеспечить процесс достижения стратегических целей достаточным объемом ресурсов. Система планирования позволяет банку определить приоритеты и границы, в рамках которых будут действовать банк и его персонал, увязать все сферы деятельности банка через показатели банковской деятельности, соотнести достижение финансовых результатов с интересами персонала через систему материального стимулирования труда, а также осуществить поиск новых рынков в условиях растущей конкуренции.
Планирование банковской деятельности — сложный и многоступенчатый процесс, который охватывает все структурные подразделения банка, включая его филиалы, отделения и агентства. Исходным результатом планирования является составление комплексного плана развития банка (бизнес-плана), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, маркетинговая, процентная, кадровая политика). По существу, в бизнес- плане и оперативных планах банка отражаются цели, задачи, стратегия, политика и методы их реализации, включая ресурсное, материально- техническое и информационное обеспечение. Прежде чем приступать к разработке бизнес-плана, банк должен провести анализ своей деятельности в целом и по отдельным направлениям.
Процесс планирования, как правило, включает три этапа.
Этап 1. Разработка общего финансового плана банка. Это этап стратегического планирования, на котором определяются приоритетные цели, задачи и пути их достижения, а также миссия и стратегии, отличающие данный банк от банков-конкурентов.
Стратегическое планирование включает:
• стратегический анализ (ситуационный анализ);
• уточнение миссии банка;
• определение стратегических целей банка;
• разработка стратегии маркетинга;
° выбор оптимальной стратегии управления банком;
• разработка организационной структуры и выбор стратегии управления персоналом;
• разработка плана действий.
Этап 2. Подробное изложение целей стратегии, тактики и финансовых ресурсов для достижения стратегических целей.
Этап 3. Определение финансовых показателей для конкретизации целей, стратегий и заданий плана. Роль данного этапа в процессе управления деятельностью банка чрезвычайно велика. Он позволяет оценить, насколько разработанный план действий обеспечен ресурсами и внутренними возможностями банка, и заранее отказаться от проектов, реализовать которые не позволяет накопленный потенциал банка. И здесь необходимо составить план на случай антикризисного управления с учетом всех возможных рисков и непредвиденных ситуаций.
2. Анализ деятельности банка.
Он позволяет оценить финансовые результаты, выявить позитивные и негативные аспекты в деятельности банка, неиспользованные возможности, недостатки прошлого планирования и принятых ранее решений. Анализ деятельности банка, как правило, основывается на анализе финансовой отчетности. В российской банковской системе анализ проводится по следующим основным направлениям.
Анализ динамики показателей деятельности банка включает оценку пассивов, активов, собственного капитала, кредитного портфеля, объема прибыли, уровня рентабельности в сопоставлении с аналогичными показателями прошлых периодов и показателями деятельности других банков. Сравнительный анализ позволяет определить место данного банка в банковской системе страны. Анализ динамики показателей дает возможность разработать стратегию банка.
Анализ ресурсов банка, как правило, предполагает оценку объемов и структуры ресурсов банка (собственного капитала, объемов вкладов и депозитов, межбанковских ресурсов). Он осуществляется в разрезе отдельных статей ресурсов банка. При этом рассчитываются структурные показатели, проводится их сравнение в динамике и с аналогичными показателями других банков. Ресурсный анализ российские банки применяют для разработки стратегии в области пассивных, в частности депозитных, операций.
Анализ состояния активов банка позволяет оценить объем, структуру и текущий уровень развития активных операций: кредитных, инвестиционных, финансовых и др. Он проводится на основе классификации активов банка по элементам расчета структурных показателей, которые сопоставляются друг с другом в динамике и с аналогичными показателями других банков, и позволяет банку разработать кредитную и инвестиционную стратегии.
Анализ ликвидности банка включает расчет коэффициентов ликвидности и определение методов управления ею, а также сопоставление показателей ликвидности в динамике и с аналогичными показателями других банков. Указанный вид анализа позволяет банку разработать стратегию управления ликвидностью.
Оценка доходности банка базируется на анализе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. В ходе анализа рассчитываются количественные и качественные показатели, которые характеризуют уровень доходности и прибыльности, эффективность использования активов, а также структуру доходов и расходов банка. Данный анализ позволяет эффективно управлять доходностью и рентабельностью банка. Помимо перечисленных направлений анализа российские коммерческие банки проводят также аналитические оценки отдельных элементов своей деятельности: кредитного портфеля, кредитоспособности заемщика, портфеля ценных бумаг, процентной политики, достаточности собственного капитала. Все виды проводимых анализов и оценок, как правило, используются в управлении банковскими рисками.
3. Регулирование. Оно направлено на создание конкурентных условий деятельности банков и осуществляется системой органов государственного надзора и контроля. Необходимость государственного регулирования обусловлена тем, что банковская деятельность связана с привлечением больших объемов денежных ресурсов в виде сбережений физических и капиталов юридических лиц. Поэтому в России, как и в других странах, системой органов государственного надзора и контроля устанавливаются конкретные требования к деятельности банков в части:
• лицензирования банковской деятельности;
• ограничения сфер деятельности;
• обеспечения достаточности капитала;
• поддержания стабильности и ликвидности;
• образования нормы обязательных резервов.
Регулирование банковской деятельности в Российской Федерации осуществляется Центральным банком РФ. Банки на этом основании осуществляют собственное, или внутрибанковское, регулирование, которое предусматривает прежде всего выполнение тех требований и нормативов, которые определены Центральным банком РФ как главным органом государственного надзора и контроля. В систему внутрибанковского регулирования российских банков входят следующие элементы:
• совершенствование и
оптимизация организационной
• корректировка целей, приоритетов и методов банковской стратегии и политики в соответствии с конъюнктурой рынка;
• меры по ограничению размеров риска в отдельных сферах деятельности и создание системы гарантированной защиты от рисков;
• меры по совершенствованию
деятельности банковского персонала
(организация
4. Контроль. В системе банковского менеджмента он подразделяется
на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и аудиторские фирмы, отечественные и иностранные.
Внутренний контроль обычно проводится самим банком и представляет собой один из элементов банковского менеджмента. Функцию внутрибанковского контроля в российских банках выполняют управляющие (менеджеры) при наличии соответствующих полномочий или внутренние службы аудита. Главная цель внутреннего контроля — оперативно выявить отрицательные тенденции и недостатки в деятельности банка и принять соответствующие меры к их устранению. Внутрибанковский контроль обычно тесно увязан с внешним контролем и заключается в проверке соблюдения нормативных актов Центрального банка РФ, внутрибанковских инструкций, а также правил других внешних контролеров.
Банк по характеру своей деятельности вынужден осуществлять управление стратегическими (или экономическими) рисками. Как показала банковская практика 1994—2007 гг., стратегические риски поставили на грань банкротства большое количество российских коммерческих банков и некоторых других кредитно- финансовых институтов. Стратегические риски, которые иногда называют просто банковскими рисками, связаны главным образом с инвестиционной политикой и управлением основной деятельностью банка, а также с его специализацией, процентной политикой и сегментацией рынка с целью привлечения денежных ресурсов. Причины неэффективного функционирования банковской системы в начальный период Основная причина краха банков в начальный период формирования банковской системы Российской Федерации заключалась главным образом в низкой квалификации банковского персонала, слабой информированности руководства многих коммерческих банков, несовершенстве банковского законодательства.