Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:30, контрольная работа
В настоящее время сложилась концепция комплексной психодиагностики, организация которой заключается в обследовании испытуемых с помощью определённого комплекса психодиагностических методик. В результате мы получаем целостный «психологический портрет» конкретного человека на основе упорядочения данных, полученных в результате психодиагностического и специального психофизиологического обследования. В дальнейшем происходит сравнение полученных характеристик с заранее заданной моделью специалиста (отраженной в профессиограмме) и определяется его профессиональная пригодность.
1.Психодиагностические методы по профотбору.
2.Методы оценки функциональных состояний человека.
Вопросы:
1.Психодиагностические методы по профотбору.
2.Методы оценки
1.Психодиагностические методы по профотбору.
В настоящее время сложилась
концепция комплексной
1.L-данные (life-жизнь) – данные, которые получаются путём
регистрации любых психических проявлений в жизни конкретного человека. Сбор данных этого типа осуществляется путём наблюдения за обследуемым в момент тестирования, а также при помощи биографического метода.
2.Q-данные (question – вопрос) – данные, получаемые с помощью опросников и других методов самооценок. Основным недостатком формирования данных 2-го типа являются искажения, связанные с мотивацией испытуемых. Мотивация обследуемых может явиться источником искажения ответов в сторону социальной желательности либо в сторону подчёркивания своих дефектов. Подобная установка может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Также искажения могут быть обусловлены низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемого, отсутствием у него навыков самонаблюдения. Интерпретация подобных данных проводится наиболее тщательно и осторожно с учётом характеристик данных 1-го и 3-го типов.
3.Т-данные (test-тест) – данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях. В большинстве случаев обследуемый не знает, на оценку какой характеристики направлен тот или иной тест. Объективность полученных данных достигается в основном за счёт строгой формализации процедуры получения тестовых оценок. Широкое внедрение нашло применение проективных методик, позволяющих понимать, глубинны механизмы проявления психики обследуемого.
Рассмотрим специфику L-данные, определяемую спецификой профессиональной подготовки. Как правило, в распоряжении организаторов подготовки имеются: личное дело обследуемого, в котором содержатся подробная характеристика с прежнего места работы, аттестация, отчёты о результатах наблюдения и проведенных обследований, некоторые биографические данные. При отборе и подготовке специалистов в профессиональном училище этого может было бы и достаточно. В случае подбора узких специалистов (или специалистов на редкие специальности) подобная практика себя не оправдывает. С ложность и ответственность отбора и подготовки такого специалиста требует более детального рассмотрения всей биографии кандидата, которая могла сказаться на формировании его ПВК. Здесь широкое применение получил биографический метод, в связи с влиянием биографии при психопрогностики развития личности.
И это обусловлено рядом
Специфика получения Q-данных предполагает предельную откровенность испытуемого. Для личностей, которые намерены стать специалистами или уже ими являются, характерно стремление произвести положительное впечатление вплоть до социальной диссимуляции (диссимулятивная стратегия выявляется, в частности, по тексту MMPI). Поэтому Q-данные не получили широкого распространения при психологической оценке профессиональной пригодности. Исключение составляет, когда под безличностный опросник маскируется тест, например, измерения степени удовлетворения потребностей по Ф. Маслоу.
Сбор Т-данных происходит с
использований классических
Доход | ||||||||
Контакты с людьми | ||||||||
Полезность для общества | ||||||||
Возможность самореализации | ||||||||
Социальные гарантии | ||||||||
Профессиональный рост | ||||||||
Близость места работы к дому | ||||||||
Гибкий график работы | ||||||||
Самостоятельность принимаемых решений |
Рис. 2. Рейтинг трудовых ценностей
Факторы, влияющие на выбор профессии
Субъективные факторы |
Объективные факторы | |
Личные |
Социальные | |
Интересы: познавательный, профессиональный, интерес к профессии; склонности |
Способности; уровень подготовки (успеваемости); состояние здоровья; информированность о мире профессий |
Социальное окружение; домашние условия; образовательный уровень родителей |
Тест СМИЛ (модифицированный вариант теста MMPI) может применяться
Для изучения личностных свойств
и степени адаптированности обследуемого
к социальной среде. Автоматизированный
способ обработки полученных данных
позволяет максимально
Комплексные методики
являются наименее трудоёмкими,
Для исследования конкретного кандидата порой приходится видоизменять состав тестов в диагностической батарее. Это определяется, прежде всего, целеполагающей задачей, а также интеллектуальным уровнем испытуемого, его психическим состоянием и отношением к процессу тестирования.
Заключение составляется после детального анализа полученных данных и включает в себя следующие разделы.
1.Интеллектуальные способности (IQ,структура интеллекта общая обучаемость ).
2.Психика (особенности психического здоровья, стрессоустойчивость).
3.Основы особенности характера (волевые качества, отношение к себе и окружающим, коммуникативные способности, лидерские качества, способности к адаптации).
4.Поведенческие особенности
(том числе и анализ
5.Ценностно-мотивационная ориентация.
Таким образом,
в основу диагностики
Методики для профотбора и профориентации
1.Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.
Впервые понятия «первая сигнальная система » и «вторая сигнальная система » были введены И.П. Павловым для обозначения качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности. У животных сигналами приспособительных условно-рефлекторных реакций являются непосредственные раздражители – зрительные, слуховые, тактильные и т.д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно - рефлекторных процессов И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой.
Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей И.П. Павлов отнёс ко второй сигнальной системе, которая присуща только человеку. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уровень отражения. Несмотря на принципиальные отличия этих двух систем, в норме всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальной систем. На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются выделенные И.П. Павловым специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоциональность, а для «мыслителя » дробление его на отдельные части, поиске смысла. В сфере воображения и мышления у «художников » отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей » характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Таким образом, люди художественного типа в большей степени склонны к профессиональной деятельности, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с деятельностью, связанной с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями. Представители среднего типа сочетают в себе черты и художественного, и мыслительного типов. В целом И.П. Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Её развитие привело к возникновению языка, и, следовательно, у человека появилась новая система раздражителей в виде слов. На основе этих теоретических положений был разработан опросник, позволяющий выявить структуру сигнальных систем личности.