Психодиагностические методы по профотбору.Методы оценки функциональных состояний человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время сложилась концепция комплексной психодиагностики, организация которой заключается в обследовании испытуемых с помощью определённого комплекса психодиагностических методик. В результате мы получаем целостный «психологический портрет» конкретного человека на основе упорядочения данных, полученных в результате психодиагностического и специального психофизиологического обследования. В дальнейшем происходит сравнение полученных характеристик с заранее заданной моделью специалиста (отраженной в профессиограмме) и определяется его профессиональная пригодность.

Содержание

1.Психодиагностические методы по профотбору.
2.Методы оценки функциональных состояний человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

Стадии  развития утомления

 

Симптомы

Стадии утомления

I стадия (невыраженное)

II стадия (лёгкое)

III стадия

(выраженное)

IV стадия (тяжело)

Снижение дееспособности

Незначительное

Заметное

Выраженное

Резкое

Появление ранее отсутствовавшей  усталости при нагрузке

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке

При облегчённой нагрузке

Без всякой нагрузки

Компенсация волевым усилием  снижения дееспособности

Не требуется

Полностью

Не полностью

Незначительное

Эмоциональные сдвиги

Временное снижение интереса к работе

Неустойчивость     настроения

Раздражительность

Угнетение, раздражительность

Расстройства сна

Труднее засыпать или просыпаться

Труднее как засыпать, так  и просыпаться

Сонливость днём

Бессонница

Снижение умственной продуктивности

Нет

Трудно сосредоточиться

Временная забывчивость

Заметное ослабление внимания памяти

Психогигиенические мероприятия

Упорядочение отдыха, оздоровительные  мероприятия

Очередной отпуск для отдыха

Внеочередной отпуск

Лечение


 

   В практическом отношении утомление нельзя рассматривать только как вредное или отрицательное явление. Понижение продуктивности работы как следствие утомление действительно можно считать нежелательным. Однако лежащий в основе утомления процесс расходования функциональных ресурсов является мощным стимулом восстановительных процессов, которые в период отдыха не только возвращают исходный уровень ресурсов, но и поднимают функциональный потенциал выше исходного. Профилактика утомления может осуществляться для отдаления момента его наступления, а также с целью стимуляции процесса восстановления. Активный отдых и ночной сон, как правило, полностью снимают ощущение усталости.   Однако в случаях, когда не наблюдается возвращение к исходному уровню и человек продолжает работать, возникает явление аккумуляции. Накопление остаточного утомления приводит к развитию переутомления, которое сопровождается невозможностью продолжения к работе. Индивидуальные особенности человека (физическое развитие, состояние здоровья, возраст, мотивации, волевые качества) влияет на то, как он переживает утомление и как он справляется с ним на разных его стадиях. В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонии, оказывающее отрицательное воздействие на работоспособность человека.    Монотония-это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции.

   Состояние монотонии  вызывается однообразием выполняемых  движений и действий, приводя  к преждевременному утомлению.  Монотонные виды деятельности  характеризуются следующими особенностями:  

  • Высокая частота повторения трудовых действий;
  • Непродолжительный временной цикл выполнения операций;
  • Малоэлементный количественный состав операций;
  • Структурное однообразие и простота трудовых действий;
  • Необходимость длительного пассивного наблюдения;
  • Недостаток протока сенсорной информации;
  • Ограничение воздействия производственных сигналов и раздражителей.

     Под влияние  переживания монотонии человек,  не умеющий это психическое  состояние сдерживать или устранять,  становится вялым, безучастным  к работе. Проявлением рабочей  монотонии (в деятельности операторов, водителей транспорта) является  возникновение состояния пониженной  бдительности, которое выражается  в притуплении внимания, контроля  и самоконтроля, замедлении процессов  восприятия, двигательных реакций,  появлении сонливости. Важным вопросом  в понимании природы состояния  монотонии является разграничение  общих и отличительных черт  по сравнению с состоянием  утомления. Общее у этих двух  состояний то, что оба они отрицательно  влияют на работоспособность  человека и оба переживаются  как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при лёгком, совсем неутомительном труде. Утомление усиливает психическую напряжённость, в то время как монотония, наоборот, снижает её. При профилактике монотонии мероприятия должны быть направлены на повышение уровня активации центральной нервной системы, эмоционального тонуса, мотивации субъекта, обеспечение оптимального уровня сенсорной и двигательной нагрузки, устранение объективных факторов монотонности труда. Состояние психологической готовности к деятельности характеризуется мобилизацией человека, обеспечивающей эффективное выполнение определённой деятельности.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют общую и ситуативную (временную) готовность. Общая готовность представляет собой ранее приобретённые установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности, на основе которых возникает состояние  готовности к выполнению текущих  задач деятельности. Ситуативная  готовность-это динамичное целостное  состояние личности, внутренняя настроенность  на определённое поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в данный момент.

   Общая и ситуативная  психологическая готовность являются  целостными образованиями и включают  в себя следующие компоненты:

  • мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха);
  • познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценка её значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
  • эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);

волевые (управление собой  и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).

      В частности,  в условиях дефицита информации (аварийная ситуация) психологическая  готовность человека определяет  успешность его поведения. Для  формирования требуемого уровня  готовности необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую, а также способность к прогнозированию и предвосхищению. Предупредить скованность помогает формирование самоконтроля, который предполагает способность вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоконтроля увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряжённость, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

       К профилактическим  мероприятиям по поддержанию  работоспособности на оптимальном  уровне относятся использование  физиологически рациональных перерывов на отдых, светоцветовое и музыкальное воздействие, приёмы нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, специализированной гимнастики.

       

  


Информация о работе Психодиагностические методы по профотбору.Методы оценки функциональных состояний человека