Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:30, контрольная работа
В настоящее время сложилась концепция комплексной психодиагностики, организация которой заключается в обследовании испытуемых с помощью определённого комплекса психодиагностических методик. В результате мы получаем целостный «психологический портрет» конкретного человека на основе упорядочения данных, полученных в результате психодиагностического и специального психофизиологического обследования. В дальнейшем происходит сравнение полученных характеристик с заранее заданной моделью специалиста (отраженной в профессиограмме) и определяется его профессиональная пригодность.
1.Психодиагностические методы по профотбору.
2.Методы оценки функциональных состояний человека.
2."Дифференциально-
3."Карта интересов", опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).
4."Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой. Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес.
Перечень направлений к опроснику «Карта интересов »
Старый перечень |
Новый перечень | ||
№ |
Направление |
№ |
Направление |
1 |
Биология |
1 |
Биология |
2 |
География |
2 |
География |
3 |
Геология |
3 |
Геология |
4 |
Медицина |
4 |
Медицина |
5 |
Лёгкая и пищевая |
5 |
Лёгкая и пищевая |
6 |
Физика |
6 |
Физика |
7 |
Химия |
7 |
Химия |
8 |
Техника |
8 |
Техника, механика |
9 |
Электротехника |
9 |
Электротехника, радиотехника, электроника |
10 |
Металлообработка |
10 |
Обработка материалов (дерево, металл и пр.) |
11 |
Деревообработка |
11 |
Информационные технологии |
12 |
Строительство |
12 |
Строительство |
13 |
Транспорт |
13 |
Транспорт, авиация, морское дело |
14 |
Авиация, морское дело |
14 |
Психология |
15 |
Военные специальности |
15 |
Военные специальности |
16 |
История |
16 |
История |
17 |
Литература |
17 |
Литература, филология |
18 |
Журналистика |
18 |
Журналистика, связи с общественностью, реклама |
19 |
Общественная деятельность |
19 |
Социология, философия |
20 |
Педагогика |
20 |
Педагогика |
21 |
Право, юриспруденция |
21 |
Право, юриспруденция |
22 |
Сфера обслуживания |
22 |
Сфера обслуживания |
23 |
Математика |
23 |
Математика |
24 |
Экономика |
24 |
Экономика, бизнес |
25 |
Иностранные языки |
25 |
Иностранные языки, лингвистика |
26 |
Изобразительное искусство |
26 |
Изобразительное искусство |
27 |
Сценическое искусство |
27 |
Сценическое искусство |
28 |
Музыка |
28 |
Музыка |
29 |
Физкультура, спорт |
29 |
Физкультура, спорт |
При формулировании новых
утверждений соблюдается
5. "Матрица выбора профессии". Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого. Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодёжи. А втор методики Г.В. Резапкина. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет уточнить свой выбор, узнать будущую профессию. Увидеть новые варианты.
6. Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов).
7. Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек знаковая система, - техника, - природа, - художественный образ, - человек).
8. "Ориентация" анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, - техника, - знаковая система, - художественный образ, - природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.
9. Оценка профессиональной направленности личности учителя. Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.
10. "Профессиональные намерения". Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф. намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы).
12. "Цель – Средство - Результат" методика А.А. Карманова (ЦСР). Данный опросник, предложенный А.А. Кармановым, рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положен общенаучный базис Цель - Средство – Результат, отражающий основные черты любой деятельности. Согласно этой парадигме любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трёх компонент (обычно чередующихся последовательно):
- в начале любой деятельности
человек, синтезируя большое
- далее вход вступают Средство, т.е. тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели;
- итогом любой деятельности
Как разные люди, так и один человек в разные периоды своей жизни обладают неодинаковыми параметрами своей деятельности. Данная методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с деятельностью, за период 1-2 месяца перед проведением теста. Иными словами, по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследованный тем или иным качествам в более ранний период (например, за полгода до проведения теста). Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.
11. "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых.
2.Методы оценки
функциональных состояний
Функциональные состояния относятся к группе практических (от лат. praxis – дело, деятельность) психических состояний, выступая результатом включения субъекта в деятельность, в ходе которой они формируются и активно преобразуются, оказывая при этом влияние на успешность реализации данной деятельности. Совокупность внутренних функциональных возможностей субъекта труда определяется понятием работоспособности. А.Б. Леонова и В.И. Медведева рассматривают работоспособность субъекта труда на трёх уровнях. На физиологическом уровне учитывается состояние здоровья, особенности обменных процессов, а также нейродинамические свойства субъекта. Неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводит к снижению работоспособности человека за счёт активизации адаптационных процессов. При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне рассматривается функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим выполнение трудовых задач (режим труда и отдыха, рабочая поза, трудовая нагрузка). Изучению подлежат трудовая мотивация и включенные в трудовую деятельность психические процессы (перцептивные, мнемические, мыслительные, эмоциональные и др.). Работоспособность субъекта на поведенческом уровне характеризуется его опытом, навыками, стилем деятельности, приспособительными стратегиями поведения.
Психодиагностика
функциональных состояний
1.Системности (функциональное состояние понимается как система, состоящая из различных подсистем, обеспечивающих реализацию конкретной деятельности).
2.Комплексности
(в процессе психодиагностики
учитывается комплекс
3.Динамичности (изучаемые
состояния подлежат изменению
в контексте выполняемой
4.Прогностичности
(результаты диагностики
При оценке функциональных
состояний целесообразно
Физиологические методы дают
возможность объективной
- электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – индикатор уровня активации головного мозга;
- электрокардиограмма (ЭКГ) – оценка возбудимости сердечной мышцы;
- электромиограмма (ЭМГ) – показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц;
- кожно-гальваническая реакция (КГР) - индикатор реакции вегетативной нервной системы, связанной с активностью ретикулярной формации мозга;
- реоплетизмограмма (РПГ) - показатель сосудистого тонуса и уровня кровоснабжения органа.
Психологические
методы оценки функциональных
состояний включают в себя
субъективные опросники и
Утомление – это функциональное состояние организма, проявляющее во временном снижении работоспособности, изменениях физиологических функций, сопровождающееся чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы. С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов организма. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушается точность, ритмичность, координация движений, возрастает физиологическая стоимость работы, снижается сенсорная чувствительность, изменяется характер протекания психических процессов (сужается объём, нарушается переключение, распределение внимания, затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, ухудшается эффективность процессов мышления). При сильном утомлении наблюдаются негативно окрашенные эмоциональные переживания: отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружающему. Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к работе, что может приводить к ощущению внутреннего препятствия и желания прекратить работу. Субъективное переживание утомления выражается в понятии усталости. А.А. Ухтомский писал, что усталость является «чутким натуральным предупредителем» о начинающемся утомлении. Этот сигнал может быть заторможен волевым усилием человека. Что, однако, не снижает утомления, а лишь отдаляет его. Динамика развития утомления представлена в табл. 1.