Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:03, реферат
Для изучения окружающей среды(среды обитания и производственной
деятельности человека)целесообразно выделить следующие ее основные
составляющие:воздушную среду; водную среду(гидросферу); животный
мир(человек,домашние и дикие животные,в том числе рыбы
и птицы);растительный мир(культурные и дикие растения в том числе растущие
в воде);почву(растительный слой);недра(верхняя часть земной коры,в пределах
которой возможна добыча полезных ископаемых); климатическую и акустическую
среду.
Эволюция модели медицинской географии
В центре внимания всегда в той или иной форме стоял вопрос о связи человека ( и главным образом его состояние здоровья ил нездоровья ) с окружающей средой .
В 20 – 30 –х годах ( первый этап ) развитие медицинской географии, тесно связанное с идеями , развиваемыми в краевой , а затем географической патологии , опиралось на модель , основными блоками которой были люди ( население ) , характеризующиеся определенным состоянием здоровья. Предметом ее выступали разнообразные медико – биологические явления .Так называли различные проявления как здоровья , так и нездоровья населения. Главной задачей было изучение закономерностей варьирования их по территории.
В 40 – 50 – х годах ( второй этап ) углубленное изучение причин и условий возникновения эндемичных болезней привело к трансформации предмета медицинской географии .Начали закладываться представления о том , что предметом ее изучения должны быть объекты внешнего по отношению к человеку мира . Исследования стали опираться на модель , основными блоками которой были главным образом .
Начало третьего этапа мы относим к 50 –60 - м годам и связываем его с всеобщей экологизацией науки . С этого времени медицинская география стала постепенно превращаться в науку о свойствах окружающей человека среды в полном смысле этого слова. Обращалось внимание на то , что объяснение состояния здоровья человека только свойствам внешних по отношению к нему географических объектов было бы оправданным в том случае , если бы человек существовал в природе пассивно .На самом же деле он находится в активных связях и отношениях с природой. Поэтому природные предпосылки болезней и патологических состояний ( впрочем , так же ,как и стимуляторы здоровья ) при некоторых видах связей и отношений человека с природой реализуются в полной мере , при других бывают существенно ослаблены , а при третьих, наоборот , значительно усиливаются.
1.1.2. Модель антропоэкологической системы
В
начале 70 – х годов было высказано
положение о необходимости
Известно
, что большинство экосистем , в
которых центральным элементом
выступает биота , относится к
классу самоорганизующихся. Такая логика
была заложена и в моделях первого
,второго и начала третьего периодов.
Но позже , когда уже ясен стал тезис
о роли вправления , показ активного
начала ,регулирующего и
ТАЭС – это одновременно и управляемая и самоорганизующаяся система.
В ходе развертывания исследований по проблеме «Человек – окружающая среда» было отмечено , что представление об антропоэкосистеме ( а в территориальном преломлении – территориальной антропоэкоситеме ) имеет общенаучное содержание и может широка использоваться в качестве базовой модели при решении широкого класса задач экологии человека.
1.1.3.Формирование системы понятий
В
становлении экологии человека как
научного направления активно участвуют
общественные , медико – биологические
и географические науки. Естественно
,что каждая из них опирается на
свой набор понятий. Однако постепенно
, даже в размытом виде эти понятия
,вступая в контакт друг с другом
, приобретают новое значение. На
наших глазах начинает складываться
понятийно-терминологическая
К понятиям , которые введены для характеристики блоков управляемой части системы ,относятся в первую очередь «человек» ( население ) и «среда»
Человек –индивид , группа ( по полу и возрасту ) , конституциональный тип ,раса ,человечество ; а иерархическая группа ,выделенная по социальному признаку , терминами : человек – социальная личность , семья , группа населения , класс , общество, человечество.
В свою очередь , «среда» , или , правильнее , окружающая человека среда – обобщающее понятие , относящееся к условиям жизни человека (населения).
Эти условия определяются совокупностью явлений , имеющих самое различное происхождение и характер :природных , технических ,социальных , экономических ( см. рис. 1, 4 – б)
Представление
о специфической связи в
Именно
из строгой соотносительности
( населения ) в критерии функционирования
( территориальной
антропоэкологической системы )
или критерии эффективности .
Если в качестве примера
( населения
) , эта логика превращения
При оптимально развивающихся связях и отношения в ТАЭС здоровье человека ( населения ) стремится к «норме» , т.е. человек полноценно выполняет свои биосоциальные функции , среда воспринимается и оценивается им как здоровая , или комфортная ( имеется в виду восприятие и оценка , исходящие не только от самого населения , но и от органов управления ) .
При неблагоприятно развивающихся связях и отношениях в ТАЭС появляются отклонения в состоянии здоровья человека ( населения ) от нормы, выражающиеся в форме болезней и невыполнении или затрудненном выполнении некоторых из биосоциальных функций, среда воспринимается и оценивается человеком как нездоровая , или дискомфортная.
При невозможности развивать связи и отношения меду человеком ( населением ) и окружающей его средой без специальных систем жизнеобеспечения из - за возникновения нарушений в состоянии его здоровья ,имеющих необратимый характер , среда воспринимается и оценивается как абсолютно экстремальная.
В
непосредственной связи с функциями
систем в моделях используются разные
критерии их эффективности . Одним из
наиболее общезначимых является социально
– трудовой потенциал населения
.При этом имеется в виду возможность
его воспроизводства и
Проблема и перспективы
1.2.1. Постановка проблем
Современный период в эволюции Земли характеризуется масштабами , интенсивно растущим взаимодействием социально – исторических и естественно – природных факторов . Воздействие научно – технических революций , которое обозначалось В.И. Вернадским как «взрывы научного мышления» , приводит к глобальной перестройке биосферы и вызывает далека идущие экологические последствия .Именно поэтому экологические проблемы включаются в число важнейших глобальных проблем современности.
Регионы
планеты претерпевают различную
производственно –
Миграционные
потоки людей , изменения экологических
условий их жизнедеятельности , вызванные
преобразованием биосферы , ведет
и к определенным изменениям человеческого
здоровья (индивидуального и
Необходимость единого фронта исследований по данной комплексной проблеме определяет появление нового междисциплинарного научного направления – экологии человека . Эта синтезирующая наука изучает закономерности взаимодействия людей с окружающей средой , проблемы развития «качества» народонаселения , сохранения и развития здоровья , совершенствования психофизических возможностей человека . Фундаментальное направление экологии человека состоит в изучении закономерностей сохранения и развития здоровья населения , участвующего в производственно – экономическом целевом освоении регионов Земли , прежде мало охваченных деятельностью человека и , как правило, экстремальных по экологическим условиям. Основные направления экологии человека строятся в соответствии с социально-целевым принципом , из которого вытекает , что объективное содержание этой науки есть изучение взаимодействия человека и космопланетарной среды , направленное на благо человека.
1.2.2. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
Несомненно
, что особое место в теоретическом
аппарате экологии человека принадлежит
обобщающему
Выделим
лишь следующее фундаментальное
положение учения В.И. Вернадского .
Речь идет о двух сформулированных
ученым биогеохимических принципах , которые
имеют основополагающее значение при
рассмотрении развития биосферы в целом
как особого космопланетарного
явления .Первый биогеохимический принцип
гласит , что геохимическая энергия
живого вещества в биосфере (включая
человечество как высшее , наделенное
разумом , проявление живого вещества)
стремится к максимальному
Органическим продолжением учения о биосфере является анализ ученым того , как социальная деятельность человека , особенно в связи с достижениями научной мысли ,выступает в истории планеты в качестве нового ,непрерывно растущего по мощи геологического фактора. Впоследствии это выкристаллизовалось в виде учения В.И. Вернадского о ноосфере.
Под ноосферой следует понимать планетарное космическое пространство , которое преобразуется и управляется человеческим разумом , гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие человечества. Ноосфера – это единая система : человечество-производство - природа , развивающаяся на основе новых социальных законов в интересах настоящего и будущего человечества.
Учение о ноосфере намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека , роста производительности общественного труда , рационального природопользования , сохранения и развития здоровья населения.
По
мере формирования ноосферы человечество
весе менее зависит непосредственно
от природных факторов. Грандиозные
архитектурные комплексы , создающие
искусственную среду обитания , транспорт
, основанный на современной технологии
и энергоообеспечении , синтетическая
одежда , синтез полимеров , достижения
современной медицины по созданию аппаратуры
для проживания в экстремальных
и непригодных для земной жизни
средах, создание искусственных аналогов
органов тела успехи генной инженерии
, развитие биотехнологии для
1.2.3. Некоторые особенности ноосферогеноза
Ноосферогеноз , как превращение биосферы в ноосферу выражает социально – исторический и естественно – природные законы в их взаимодействии , диалектику взаимоотношений живого и косного вещества. При этом человечество может рассматриваться как особая часть живого вещества , организованная на основе социально – исторических законов.
По мере развития современного знания , включая экологию человека и космическую антропоэкологию , становится все более очевидным , что в первоначальном виде ноосферогеноз начинает осуществляться с появлением в биосфере разумной формы ( отдельности , по В.И. Вернадскому ) живого вещества , т.е. социально – биологического социально - природного вида Homo sapiens .