Среда обитания и экология человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:03, реферат

Краткое описание

Для изучения окружающей среды(среды обитания и производственной
деятельности человека)целесообразно выделить следующие ее основные
составляющие:воздушную среду; водную среду(гидросферу); животный
мир(человек,домашние и дикие животные,в том числе рыбы
и птицы);растительный мир(культурные и дикие растения в том числе растущие
в воде);почву(растительный слой);недра(верхняя часть земной коры,в пределах
которой возможна добыча полезных ископаемых); климатическую и акустическую
среду.

Вложенные файлы: 1 файл

по биологии.docx

— 62.05 Кб (Скачать файл)

  В системе управления в области  охраны окружающей природной среды  выделяются две группы .

  К первой группе относятся Правительство  Российской Федерации ( ст. 6 ) и специально уполномоченные государственные органы в лице координатора Госкомэкологии России ( ст. 7 )

  Вторую  группу составляют государственные  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации  ( ст. 8 ) и органы местного самоуправления ( ст.10 )

  Сегодня в условиях происходящего социально  – политического переустройства общества в России стала заметна  тенденция к снижению уровня экологической  культуры . На фоне негативных проявлений Экологической политики прошлых  десятилетий наблюдается возникновение  в сознании части населения потребительских  мотивов в отношении к природе  и природным ресурсам . Действия предпринимателей в достижении прибыли  зачастую не согласовываются с экологическими интересами .

  В целом различными формами получения  образования , которыми в той или  иной степени затрагиваются экологические  аспекты , охвачено около 50 млн. человека , свыше тысячи общественных экологических  организаций , ведущих большую просветительскую работу среди населения.

  Для решения всего комплекса проблем  экологического образования необходимы следующие меры :

  I .Создание  целостной национальной системы  всеобщего непрерывного экологического  образования и воспитания , состоящей  из федерального ,отраслевого и  регионального компонентов.

  Создание  системы управления экологическим  образованием в Росссии на федеральном , межрегиональном , местном и отраслевом уровнях.

  Создание  организационной инфраструктуры систем экологического образования.

  Создание  сети центров по обеспечению организационно – технической и информационно- правовой поддержки экологического образования населения.

  Формирование  сети межрегиональных базовых методологических центров экологического образования  на основе имеющегося потенциала учреждений культуры и образования и общественных организаций

  Создание  системы государственно - общественного  регулирования экологического образования  населения.

  Разработка  системы контроля эффективности  экологического образования населения.

  Организация инновационного менеджмента в системе  всеобщего непрерывного экологического образования населения .

  Создание  системы маркетинга эколого –образовательных услуг и научно – методической продукции.

  II. Совершенствовании законодательных  основ экологического образования  населения

  III. Разработка научно – педагогических  обоснованной государственной стратегии  развития экологического образования  населения страны и программ  ее реализации ,осуществление которой  возможно только при комплексном  подходе на региональном и  федеральном уровнях.

  IV. Принятие организованных мер  , направленных на создание эффективной  инфраструктуры экологического  образования , просвещения , воспитания.

  V.Обработка  механизмов взаимодействия и  координации деятельности всех  участников создания системы  непрерывного экологического образования  : учреждений образования и культуры , природохранных органов. Органов  управления образованием , других  учреждений исполнительной и  законодательной власти, общественных  формирований.

  VI. Информационное обеспечение системы  всеобщего непрерывного экологического  образования населения.

  Информационное  обеспечение системы всеобщего  непрерывного экологического образования  населения.

  Создание  федерально –региональной и межрегиональной  системы доступа населения к  экологической информации.

  Создание  открытого экологического университета с участием средств массовой информации и телекоммуникации.

  Создание  федерального , межрегионального и  региональных банков данных в области  экологического образования населения.

  VII. Научно-методическое обеспечение  экологического образования.

  1.Научные  исследования в области содержания  и методов экологического образования  населения.

  2.Разработка  новых дидактических и интерактивных  методов экологического образования  населения.

  3. Разработка новых педагогических  методов и подходов в области  экологического образования населения.

  Разработка  модели дистанционного ( автономного ) экологического образования и самообразования  населения

  VIII.Организация  системы подготовки и переподготовки  специалистов в области экологии  и природопользования .

  IX .Формирование экологического мировоззрения  у разных слоев населения.

  X . Государственная и общественная  поддержка экологического образования  и распространения экологической  информации , в первую очередь  , через целевое финансирование  как из госбюджета , так и из  внебюджетных источников.

  XI .Международное сотрудничество в  области экологического образования  и населения.

3.2.Анализ  состояния социальной  базы , прогноз развития  экологического движения

  Тенденция ухудшения экологической ситуации в России требует повышения эффективности  деятельности государственных природоохранных  органов ,определения потенциальных  партнеров с и сторонников  движения по оздоровлению окружающей среды , поиска оптимальной модели их взаимодействия.

  Развитие  экологического движения связано с  осознанием общественностью , официальными кругами , все более широкими слоями населения перерастания процессов  деградации в природной среде , вызванных  антропогенными воздействиями , из локальных  и региональных в глобальные, то есть с пониманием планетарного масштаба экологической опасности

  Под экологическим движением обычно понимается общественное экологическое  движение , в том числе самодеятельное , а экологическая деятельность государственных  органов и учреждений «выносится»  за его пределы.

  Вопреки общепринятому мнению , экологическая  деятельность государственных органов , предприятий , учреждений должна быть отнесена к экологическому движению , и , прежде всего потому , что она  необходима и крайне важна для  решения многообразных задач  движения ( деятельность государственных  органов управления в области  охраны окружающей среды и использования  природных ресурсов , государственных  предприятий – по производству экологически чистых технологий природоохранного оборудование , государственных научных и учебных  заведений – по исследованию экологических  проблем , по экологическому образованию  и воспитанию учащихся студентов  и т. д. ) . Государственные структуры  неотделимы от экологического движения и потому ,что взаимодействуют с другими его субъектами ( совместная разработка экологических программ и т.д. ),оказывают поддержку , в том числе финансово – экономическую, многим из них.

3.2.1.Объективные  условия возникновения  экологического движения  в России

  С одной стороны , зарождение и развитие экологического движения в наше стране связывают с образованием и многими  десятилетиями деятельности республиканских  обществ охраны природы или по крайне мере , с появление в начале 60 – х годов студенческого  движения за охрану природы.

  С другой стороны, в ряде работ даже конца 80 – х годов отрицалось , по сути дела , существование в стране и некоторых ветвей экологического движения , и движения в целом.

  Во  – второй половине 80 – х годов  Россия уже находилась в группе самых  загрязненных в экологическом отношении  стран ( хотя официально такая международная  оценка прозвучала позже – в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию )

  Экономические причины , обуславливающее истощительный  и разрушительный характер природопользования , усугублялись политическими правовыми ,информационными , мировоззренческими и иными причинами , в том числе  недостаточным государственным  контролем за охраной природы  и использованием ее ресурсов ; нарушениями  и без того слабого законодательства об охране природы со стороны руководителей  и работников многих объединений , предприятий ; экологической цензурой о неисчерпаемости  естественных богатств страны , о практически  безграничной экологической емкости  ее территории , под влиянием которых  формировалось утилитарно- потребительское  отношение к природным ресурсам , безответственное отношение к вопросам защиты окружающей среды от загряз нений.

  Важнейшей причиной , давшей толчок развитию экологического движения ,стало ухудшение состояния  здоровья населения под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.

  Значительные  трудности в решении экологических  проблем создавала несовершенная  нормативно – правовая база.

  Несмотря  на требования ученых и общественности , длительное время сдерживалось , создание государственной системы охраны природы.

3.2.2. Субъективные факторы  возникновения экологического  движения

  Основными показателями возникновения и становления  во второй половине 80 – х годов  экологического движения стали заметные сдвиги в сфере природоохранной  деятельности.

  Во  –первых , в этой сфере произошли  значительные количественные изменения , выразившиеся :

  В усилении внимания государства к  проблемам окружающей природной  среды

  В активизации деятельности традиционных природоохранных организаций : обществ  охраны природы, научных обществ  и т.д.

  В расширении социальной базы выступлений  в защиту природы и в их географическом распространении

  Во  – вторых , возникновении экологического движения означало и качественные изменения  в сфере природоохранной деятельности , среди которых особо выделим :

  Создание  – в соответствии с принятым в 1988 году постановлением – союзно –республиканского  Государственного комитета по охране природы , одна из функции которого состояла в улучшении координации  деятельности в области экологической  политики , а также местных комитетов  по охране природы;

  Выход природоохранных движений за рамки  деятельности , которая фактически ограничивалась адаптацией к экологическим  программам государственных органов  и исключала альтернативные подходы , и , прежде всего,

  Появление самодеятельного экологического движения : уде в 1986 – 1988 годах возникли десятки  и сотни новых экологических  групп ,клубов , обществ , фондов , союзов и т.д. ;

  Обогащение  природоохранной деятельности многими  новыми видами , связанными с решением экологических проблем локального , регионального , межрегионального и  международного уровней , с переходом  к задачам рационализации природопользования , с формированием инвайронментального  движения , направленного на защиту и природной , социальной среды обитания.

   3.2.3. Параметры и  структура экодвижения

  В настоящее время сложно даже приблизительно установить количество экологических  объединений и их численностью.

  Состав  участников экологического движения представлен  практически всеми социальными  слоями современного общества и имеет  сравнительно высокий образовательный  и интеллектуальный уровень ,что  потенциально позволяет лучше разобраться  в назревших экологических проблемах , активнее привлекать в ряды экологического движения новых участников.

  В общественном экологическом движении необходимо выделить деятельность традиционных новых структур .

  Особенность традиционных экологических организаций  – обществ охраны природы и  защиты животных ,академических научных  обществ , природоохранных структур общества «Знание» и профсоюзов и  т.д. – состоит в том ,что на протяжении многих лет и десятилетий  они тесно связаны с государством : учреждены при участии или  поддержке органов власти ,получили правовой статус и работают по официально – учрежденному уставу , их цель –  содействие государственным органам  в выработке и реализации экологической  политики ( посредством участия в  природоохранных мероприятиях ,экологических  исследованиях ,разработке экологически чистых технологий , экологическом  просветительстве ) . Для этих организаций  характерны централизованная структура , вертикальная иерархия , индивидуальное и коллективное членство , платный  аппарат.

Информация о работе Среда обитания и экология человека