Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:03, реферат
Для изучения окружающей среды(среды обитания и производственной
деятельности человека)целесообразно выделить следующие ее основные
составляющие:воздушную среду; водную среду(гидросферу); животный
мир(человек,домашние и дикие животные,в том числе рыбы
и птицы);растительный мир(культурные и дикие растения в том числе растущие
в воде);почву(растительный слой);недра(верхняя часть земной коры,в пределах
которой возможна добыча полезных ископаемых); климатическую и акустическую
среду.
В настоящее время ноосферогенез осуществляется достаточно противоречивым , несовершенным образом . Социум (особенно в связи с существованием капиталистической общественной системы ) , планетарная природная среда , околоземный космос имеют компоненты , которые являются эпицентрами противоречий ïî значительным разрушительным потенциалом .
Устранение
современных противоречей ноосферогенеза
предполагает в качестве необходимой
предпосылки социальную реорганизацию
человечества , создание нового уровня
организованности биосферы в целом
, максимально отвечающего
В соответствии с этим могут быть выделены ( в значительной мере ) некоторые стадии ноосферогенеза.
Стадия 1 . Она имеет подготовительный характер и берет начало в современном историческом периоде . Здесь имеет место значительная противоречивость , разнонаправленность многих социально – исторических процессов ( борьба прогресса и регресса ) , противоречивые взаимоотношения определенных общественных процессов с космопланетарной средой .
Стадия
2 . Следует полагать , что стадия
1 завершится реорганизация человечества
на основе наиболее прогрессивных социальных
законов . Эта предпосылка создает
возможности для переустройства
планетарной и прилегающей
Стадия
3 . Развитие научного знания и совершенствования
технологических и
1.2.4. Функции здоровья и социльно – трудовой потенциал населения
Ключевым
звеном в рамках этого объекта
служит человеческое здоровье как явление
, определяемое взаимодействием
Необходимо подчеркнуть то важное обстоятельство , что здоровье изучается на индивидуальном и популяционном уровнях.
Под
здоровьем индивида понимается динамическое
состояние ( процесс ) сохранения и развития
его психофизиологических функций
, оптимальной трудоспособности и
социальной активности при максимальной
продолжительности активной жизни
.Под здоровьем популяции
С
позиции экологии человека комплексное
видение феномена здоровья человеческой
популяция рассматривается как
самоорганизованная на основе социальных
законов целостность ( система ) во взаимодействии
с задающей ее целостность социально
– производственной средой и природной
средой , обеспечивающими
Иными словами , исследование здоровья популяции , его сохранения и развития во взаимодействии социльно – исторических и естественно – природных процессов требует анализа основных функций , которые обеспечивают здоровую жизнедеятельность самоорганизованной популяции . Назовем такие основные функции целевыми функциями здоровья популяции .
Оценка здоровья населения ( популяций ) в настоящее время строится на основе широкого теоретико-социологического и естественнонаучного видения проблемы , которому следует и экология человека. Выделяется совокупность общественных социально – исторических и естественно – природных показателей здоровья популяции , в которую как обязательные элементы входят медицинские и социально – гигиенические показатели.
Затраты
здоровья популяции в процессах
общественно – трудовой деятельности
должны обеспечивать поддержание и
воспроизводство его состояния
не ниже некоторых пределов , за которыми
происходит уменьшение возможностей осуществления
основных социально – экономических
целей общественной системы . Задачи
развитого социалистического
Имеющиеся к настоящему времени результаты в области экологии человека позволяют сформулировать в соответствии с понятием здоровья популяции основные функции здоровья, сочетание которых определяет качественные и количественные характеристики данного социально-природного явления в целом.
Функция 1 – величина конкретного живого труда
( психофизиологические
затраты ) , реализуемая в процессе
общественно – трудовой
Функция
2 сводится в процессу воспитания ,обучения
и развития каждого члена популяции.
Очевидно , что здоровье популяции
в целом без этой функции поддерживаться
не может. Наибольшее значение для реализации
функции имеют институты
Функция
3 - это функция воспроизводства
популяции . С ней связаны институт
семьи , количество и качество потомства
. Специализированные показатели , которые
можно связать с этой функцией
, разрабатываются генетикой
Т.о.,
рассмотренные выше три функции
здоровья популяции , их сочетание составляют
важнейшую сторону
На
основе введения представлений о
функциях здоровья может быть проанализирован
ряж важных в научно – практическом
отношении проблем, например проблема
трудового потенциала , активно разрабатываемая
в настоящее время в
Данная проблема при освещении с позиций экологии человека может быть обозначена как социально - трудовой потенциал ( СТП) населения.
СТП
населения следует
В природном аспекте они выражают закономерности , соответствующие оптимальным вариантам перестройки биосферы в ноосферу.
Движение
в этом новом понятийном горизонте,
осуществляемое в соответствии с
задачами развития экологии человека
, сохраняет прочную
Следует
подчеркнуть ,что проблемы сбалансированности
психофизиологических затрат живого труда
( и двух других функций здоровья
),определяющих состояние СТП , имеют
очень важное научно – практическое
значение в связи с освоением
новых территорий ( например , таких
регионов , экстремальных по экологическим
условиям , но богатых природными ресурсами
, как Север и др. ) Необходима большая
работа по изучению функций здоровья
и состояния социально –
Т.О.
, требуются : дельнейшее углубленное
изучение аспектов социльно - трудового
потенциала ; разработка мер коррекции
возможных напряженных его
2.Экология человека и социология
Социология – наука об обществе как целостной системе , как целостной системе , об отдельных социальных институтах, группах , процессах , рассматриваемых в их связи с общественным целым . Как и всякая наука , она имеет общую теорию ( в марксистско – ленинской социологии эта теория опирается на исторический материализм ) , отраслевые теории типа социологии труда , семьи , города и т.п. , наконец инструментальные теории , обобщающие опыт эмпирических исследований на основе изучения документов и литературы , стороннего и включенного наблюдения , опроса населения и экспертов , постановочного или уже проведенного эксперимента , представления собранной информации в виде математических и схематических моделей и т.д.
Социологические исследования тесно связаны с экономическими демографическими , психологическими , педагогическими др. , в том числе с экологическими.
Социология
представляет для экологии человека
особый интерес в связи с тем
, что позволяет выявить
Изучение
жизненной среды общества в социологическом
плане позволяет выявить
Без учета социальной проблематики труда невозможно полноценно разрабатывать проблематику экологии человека. То же самое относится к социальной проблематике семьи и быта .
Особый интерес представляет перспективная проблематика социальных последствий НТР.
3.Социальная экология
3.1 Экологическое образование и просвещение населения
Возникновение
экологических проблем
Приоритетность
и законодательная основа экологического
образования и просвещения
В
Российской Федерации с целью
повышения экологической