Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 23:48, курсовая работа
Цель работы – методика формирования логических универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: дать понятие методики формирования логических универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса, рассмотреть формирование универсальных учебных действий в практической части урока по теме: «Эволюция строения органов и их систем».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретический аспект формирования логических универсальных учебных действий
1.1 Универсальные учебные действия и их классификация 6
1.2 Возрастные особенности учащихся 8-9 классов 15
1.3 Характеристика логических универсальных учебных действий 17
Выводы по главе 1 18
2 Практическая часть
2.1. Методические разработки уроков «Эволюция строения органов и их систем» 19
Выводы по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет естественно-технологический
Кафедра биологии, географии и методик обучения
Формирование логических учебных действий у учащихся при изучении биологии на примере темы: «Эволюция строения органов и их систем»
Автор курсовой работы ____________________________К. К. Нефедова
Обозначение курсовой работы КР-02080256-050101- 110 -17
Специальность 050101.65 Химия с дополнительной специальностью 050102.65 Биология
Руководитель работы
Преподаватель кафедры биологии, географии и методик обучения ___________________А. И. Киселева
Оценка______________
Саранск 2014
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет естественно-технологический
Кафедра биологии, географии и методик обучения
Студентка
1 Тема Формирование логических учебных действий у учащихся при изучении биологии на примере темы: «Эволюция строения органов и их систем»
2 Срок представления работы
к защите______________________
3 Исходные данные для научного исследования литературные данные
4 Содержание курсовой работы
5 Введение
6 Теоретический аспект формирования логических универсальных учебных действий
7 Практическая часть
8 Заключение
9 Список использованных
Руководитель работы
Преподаватель кафедры биологии, географии и методик обучения ___________________________ А. И. Киселева
Задание принял к исполнению____________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 |
1 Теоретический аспект формирования логических универсальных учебных действий | |
1.1 Универсальные учебные действия и их классификация |
6 |
1.2 Возрастные особенности учащихся 8-9 классов |
15 |
1.3 Характеристика логических универсальных учебных действий |
17 |
Выводы по главе 1 |
18 |
2 Практическая часть |
|
2.1. Методические разработки уроков «Эволюция строения органов и их систем» |
19 |
Выводы по главе 2 |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Согласно сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А. Г. Асмоловым понятию, Универсальные Учебные Действия – это «обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению». Выделяются: личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные УУД, сформированность которых определяется разработанными критериями.
С позиций современных
Цель работы – методика формирования логических универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: дать понятие методики формирования логических универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса, рассмотреть формирование универсальных учебных действий в практической части урока по теме: «Эволюция строения органов и их систем».
Предмет исследования – методика формирования логических учебных действий в курсе биологии 8 класса.
Объект исследования – курс биологии 8 класса.
Работа выполнена на основе нормативно-правовых актов РФ и трудов отечественных авторов в области методики формирования системы универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса.
Практическая значимость темы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении показана актуальность данной работы, определены цель, задачи, а также его объект и предмет; отражена структура работы.
Глава 1 посвящена теоретическому аспекту формирования логических учебных действий.
Глава 2 содержит разработки уроков «Эволюция строения органов и их систем».
В заключении делаются общие выводы о методике формирования логических учебных действий в курсе биологии 8 класса.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Универсальные учебные действия и их классификация
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. «Концепция развития универсальных учебных действий» разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Аcмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова [2, 5].
Знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [13, c. 12-17].
Функции универсальных учебных действий:
1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания.
Учитель биологии основное внимание обращает на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом [9, с. 48-53].
Цели биологического образования в основной школе:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого биологические знания [19, c. 45-48].
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с живыми организмами в повседневной жизни [18, с. 13-19].
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение, при этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы [8, c. 12-16].
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности биологических методов исследования живой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
1) уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
2) понимание необходимости здорового образа жизни;
3) потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
4) сознательный выбор будущей профессиональной деятельности [6, 82-84].
Курс обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
1) правильному использованию химической терминологии и символики;
2) развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
3) развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) формирование чувства гордости за российскую биологическую науку;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира[14, c. 60-63];
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.п. [16, с. 61-64].