Формирование логических учебных действий у учащихся при изучении биологии на примере темы: «Эволюция строения органов и их систем»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – методика формирования логических универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: дать понятие методики формирования логических универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса, рассмотреть формирование универсальных учебных действий в практической части урока по теме: «Эволюция строения органов и их систем».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретический аспект формирования логических универсальных учебных действий
1.1 Универсальные учебные действия и их классификация 6
1.2 Возрастные особенности учащихся 8-9 классов 15
1.3 Характеристика логических универсальных учебных действий 17
Выводы по главе 1 18
2 Практическая часть
2.1. Методические разработки уроков «Эволюция строения органов и их систем» 19
Выводы по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по методике.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2 «Компоненты внутренней среды организма»

Домашнее задание: Прочитать параграф 17, выучить определения [11, c. 83-86].

Подведение итогов урока, выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

Итак, подводя итоги 2 главы, можно дать следующие рекомендации по развитию регулятивных УУД на уроке биологии:

1) необходимо научить учащегося контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;

2) необходимо научить учащегося контролировать, выполнять свои действия по заданному плану, образцу, правилу, алгоритму;

3) помочь учащемуся научиться адекватно оценивать выполненную им работу.

4) научить исправлять ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учителя в настоящее время еще не до конца владеют пониманием сущности «универсальных учебных действий», но активные обсуждения данного вопроса во всех образовательных сферах заставляют педагогов интересоваться данной категорией и осознать его значимость в современных образовательных условиях [1,c.79-84]. Учителя-биологи считают необходимым формировать УУД и активно развивают их на своих уроках, но при этом делают упор именно на познавательной группе. Это может быть связано с тем, что для школьного биологического образования длительное время считалось первоочередной задачей именно передача учащимся знаний и усвоение предметных умений, при этом вопросы личностного развития учащихся являлись менее актуальными. Несмотря на разнообразие методов и технологий обучения, при формировании УУД учителя наиболее часто используют традиционный урок, исследовательскую и практическую деятельность на уроке и во внеурочной работе [3, с. 38-42].

Нами также была предпринята попытка выяснить основные особенности развития регулятивных УУД у школьников при изучении биологии (на примере раздела «Человек») [11, с. 82-85]. Для этого были разработаны уроки, на которых учащимся было предложено выполнить систему заданий и решить биологические задачи, позволяющие определить успешность развития УУД разных видов, и в особенности регулятивных.

Анализ психологической, педагогической литературы [2], организация экспериментального обучения по развитию УУД школьников позволяет сделать вывод, что успех формирования умений определяется следующими методическими условиями:

1. мотивацией учащихся на необходимость  выполнения определенных действий  в процессе решения учебных  задач;

2. четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить  в ходе учебной деятельности;

3. организацией деятельности учащихся  по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание;

4. наличием четкого и ясного  представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития УУД специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.;

5. опорой на внутренние психические  механизмы развития способов деятельности, предложенные выдающимися психологами - Выготским Л.С.[2], Гальпериным П.Я [4] и др.;

6. постепенным повышением уровня  самостоятельности школьников при  выполнении учебных действий;

7. всесторонней оценкой уровня  сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии.

Поэтому существует реальная необходимость в научном исследовании, осмыслении и создании специальных методик, включающих цели, содержание и различные методы и приемы, направленные на формирование УУД, которые будут являться основой развития учащихся. При этом большое значение имеет школьная биология, так как формирование УУД возможно только на конкретном учебном содержании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Асмолов, А.Г. и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли»: система заданий.- М. : «Просвещение», 2010

2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. - М.: Педагогика, 1984.

3. Галеева, Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» : учеб. Пособие/ Н.Л. Галеева.- М.: Дрофа, 2006

4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М.: изд-во МГУ, 1985

5. Демидова, М.А. Естественно- научный цикл: вырабатываем общеучебные умения.- Народное образование, 2005. – № 9. – С. 115-126.

6. Емельянова, Е.О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии / Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко // Школьная пресса. – 2002.

7. Жукова, Н.Н. «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы»- 2011.- № 6.- С. 4-6.

8. Лернер, Г.И «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе»- 2010.- №8.- С. 23-29.

9. Лернер, Г.И «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе»- 2011.- №7.- С. 15-18.

10. Лернер, Г.И. «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе»- 2011.- №7.- С. 31-35.

11. Пасечник, В. В. Биология. 8 класс. Человек: учебник / Пасечник, В. В., Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н.; под ред. В. В. Пасечника - М.: Дрофа , 2002 г.

12. Пепеляева, О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО, 2005.

13. Пименов, А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Человек». 9 кл. – 2-е изд. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006

14. Реброва, Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.– М.: Просвещение, 1997

15. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.

16. Татьянченко, Д. В. Развитие общеучебных умений школьников : учеб. пособие // Д. Татьянченко, С. Воровщиков.- Народное образование. – 2003. – № 8. – С.115-126.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

18. Цузмер, А.М. Биология. Человек и его здоровье. / Цузмер, А.М. и др.- М. : «Просвещение»,1997

19. Шалашова, М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. – № 8. – С.11-15.

20. Шамова, Т.И. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» / Т.И. Шамова, И.В. Ильина //Журнал для администрации школ Практика. – 2006. – № 2. – С. 112-119.

 


Информация о работе Формирование логических учебных действий у учащихся при изучении биологии на примере темы: «Эволюция строения органов и их систем»