Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 23:48, курсовая работа
Цель работы – методика формирования логических универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: дать понятие методики формирования логических универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса, рассмотреть формирование универсальных учебных действий в практической части урока по теме: «Эволюция строения органов и их систем».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретический аспект формирования логических универсальных учебных действий
1.1 Универсальные учебные действия и их классификация 6
1.2 Возрастные особенности учащихся 8-9 классов 15
1.3 Характеристика логических универсальных учебных действий 17
Выводы по главе 1 18
2 Практическая часть
2.1. Методические разработки уроков «Эволюция строения органов и их систем» 19
Выводы по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ [10, с 90- 97], осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4) формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий [3, c. 82-84];
5) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
6) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
7) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
8) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные [1, c.77-78];
9) формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
10) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов [12, c. 46-48].
Согласно литературным источникам, УУД подразделяются на 4 основных блока:
1. личностные;
2. регулятивные;
3. познавательные;
4. коммуникативные.
Теперь рассмотрим каждый из них.
Личностные УУД
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, профессиональное, жизненное самоопределение обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [7, c. 12-16]. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задавать вопрос: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах [9, c. 21-24]; еще это рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [9, c. 36-39].
Знаково-символические действия. Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [15, c. 18-23].
Логические универсальные действия.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных),
Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Сравнение - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, классификация объектов,
Установление причинно — следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство ,выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы — формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [14, с. 77-78].
Коммуникативные УУД
Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [18, c. 113-114].
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы, принятие решения и его реализация [13, с. 18-23].
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
1.2. Возрастные особенности учащихся 8-9 классов
Учащиеся 8-9 классов общеобразовательной школы находятся в подростковом периоде развития, который занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как «трудного», «переходного». Границы подросткового возраста охватывают период от 11 до 14-15 лет. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это отражается в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка [2, c.56-60]. Именно на подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирование нового типа отношений с окружающими, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и взаимоотношения [5, c. 61- 69].
Оценка подросткового возраста как трудного – критического - обусловлена бурным, скачкообразным характером развития и появлением у подростка субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых трудностей в его воспитании (непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность).
Возрастные кризисы в 12-15 лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию [2, c. 38-45]. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития – систему значимых социальных и межличностных отношений подростка. Меняются взаимоотношения с взрослыми, подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность. В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие с взрослыми. В то же время развиваются более глубокие отношения со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым [2, с. 33-36].
Наряду с общением своё значение сохраняет и учебная деятельность, которая приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности – теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом (на основе общих посылок), абстрактно-логическим (в словесном плане). Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения) [10, c. 32-33].
Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в развитии рефлексии – способности делать предметы центром внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. Развитие теоретического мышления становится источником формирования нового типа познавательных интересов не только к фактам, но и закономерностям [5, с. 81-84].
В силу этих причин, а также с учётом требований ФГОС, перед педагогами, преподающими в 8-9-ых классах, особо значимо стоит вопрос формирования не только предметных навыков обучения, но и метапредметных, включающих в себя развитие личности в социуме, развитие самостоятельности и нравственных устоев [8, c. 40-42]. Через развёртывание учебно-проектных ситуаций развития и создание событийной общности обеспечивается возможность поддержки стремления подростков к самореализации и утверждению нового статуса взрослости; овладение учащимися проектированием как способом познания мира и на этой основе – полной нормативной структурой учебной деятельности. Это требует изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – от классно-урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно-лабораторной исследовательской [16, c. 105-110].
Исходя из рассмотренных особенностей развития подростков, определим, какие регулятивные УУД возможно сформировать и развить у учащихся данного возраста.
1.3. Логические универсальные учебные действия
Обеспечивают обучающимся способность устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, не существенных), выдвигать гипотезы и обосновывать их.
Развитие логических учебных действий то есть логической грамотности учащихся, применительно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в следующих аспектах:
1) целеполагание – это определение желаемого или должного результата.
- Что я хочу получить?
- Какими должны быть результаты?
2) планирование – это составление плана, определение конкретных способов достижения целей и необходимых для этого средства;
3) ориентация в ситуации – необходимо разобраться в ситуации и понять; почему возникло затруднение в деятельности или в сложившихся обстоятельствах;
4) прогнозирование – это прогноз или попытка заглянуть в будущее предсказать развитие событий [19, c.12-15];
5) принятие решения – это переход от плана к действию;
6) самоконтроль – это контроль деятельности с учета того на сколько результат близок к поставленной цели;
7) коррекция – это изменение реальных действий, поступков, системы самоуправления;
8) оценивание полученного результата. Прежде чем оценивать, необходимо решить: как оценить успех и неудачу?
Критерии оценивания:
1. адекватность использования субъектов и объектов для своей работы;
2. умение дать развернутую оценку своей работы;
3. умение соотнести оценку и отметку
9) коррекция – это изменение реальных действий, поступков, системы самоуправления.
Выводы по главе 1
Итак, логическая компетенция как познавательная компетенция школьников:
1) носит познавательный характер;
2) обеспечивает преемственность
всех ступеней
3) лежит в основе организации любой деятельности учащихся независимо от ее специально-предметного содержания [17, с. 44-45];
4) обеспечивает этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей у школьников;
5) обеспечивает целостность общекультурного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности школьников [14, с. 72-76].