Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Биологии"
Билет № 1
1.Обмен веществ и превращение
энергии в организме, их
Обмен в - в не возможен без участия витаминов, они входят в состав ферментов и коферментов.
Подготовительный этап |
Пластический обмен |
Энергетический обмен |
| ||
Расщепление в желудке под действием фермента трипсина |
Образование специфических белков (аминокислот) в рибосомах клеток |
Распад с выделение Н2О и СО2, выделяется немного энергии, белки - строительный материал |
| ||
Расщепление в желудке под действием фермента амилаза |
Образование специфических углеводов (глюкоза) в митохондриях клеток |
Распад с выделение Н2О и СО2, выделение большого количества энергии, источник энергии |
| ||
Расщепление в 12-перстной кишке под действием фермента липазы |
Образование специфических жиров (глицерин и жирные кислоты) в клетках ворсинок 12-перстной кишки |
Распад с выделение Н2О и СО2, выделение большого количества энергии, источник энергии |
Вывод: нормальный о/в – основа здоровья. Нарушения обмена приводят к тяжелым нарушениям работы организма, к заболеваниям или его гибели.
2. Причины эволюции.
Усложнение растений в
Эволюция – необратимый и направленный процесс исторического развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и в целом биосферы.
Одна из причин эволюции – изменение условий среды и, как правило, появление на данном этапе развития живых организмов с более прогрессивными чертами развития, адаптированными для новых условий. В процессе эволюции растения прошли сложный путь, от низших водных до наземных высших семенных: риниофиты (или псилофиты) – семенные папоротники – семенные растения. Выходу на сушу способствовало появление многоклеточности, разделение тела на органы: вегетативные и генеративные, появился цветок – орган семенного размножения (ароморфоз), появились приспособления к опылению (идиоадаптация).
3. Определить увеличение школьного микроскопа, подготовить его к работе.
Для изучения строения клеток пользуются микроскопом (от греч. «микрос»- малый, «скопео» - смотрю). Световой микроскоп, с которым мы работаем в школе, может увеличивать изображение предметов до 3600 раз. В зрительную трубку, или тубус вставлены линзы - увеличительные стекла, через которые рассматриваются различные объекты. На нижнем конце тубуса помещается объектив. Тубус прикреплен к штативу, к которому также прикрепляется предметный столик, в центре которого имеется отверстие, а под ним зеркало.
Чтобы узнать, насколько увеличивает изображение микроскоп, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте. Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив 20-тикратное, то общее увеличение будет=200.
Правила работы с микроскопом.
Билет № 2.
1. Газообмен в легких и тканях. Механизм дыхательных движений.
Газообмен
в легких между кровью и
альвеолярным воздухом
Механизм дыхательных движений. Вдох порождает выдох. При вдохе диафрагма опускается вниз, а межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны. Объем грудной полости увел-ся, вследствие этого давление внутри легочных альвеол падает и наружный воздух поступает в альвеолы. Выдох начинается с расслабления межреберных мышц, под действием силы тяжести грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх. Объем грудной полости умен-ся, легкие сдавливаются, давление воздуха в легочных альвеолах становится выше атмосферного, и часть его выходит наружу.
Все это происходит при спокойном дыхании, при глубоком дыхании подключаются дополнительные мышцы. В норме ЧДД у взрослого человека 16-20 в минуту.
2. Одноклеточные растения и животные. Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека.
Одноклеточные организмы – тело - одна клетка – самостоятельный организм, для которого хар-ны – о/в, раздражимость, движение, размножение. Тело однокл-х может иметь как постоянную, так и непостоянную форму тела.
Например: одноклеточная водоросль – хламидомонада: клетка покрыта плотной целлюлозной оболочкой, содержимое состоит из цитоплазмы, ядра и пластид – хроматофора (может иметь разнообразную форму). В хроматофоре содержаться тельца – пиреноиды, богатые белковыми в-вами, вокруг которых происходит интенсивный о/в, поэтому они окружены крахмальными зернами. Некоторые одноклеточные имеют органы передвижения – жгутики, реснички. Обитают в водоемах.
Простейшие животные – «анималькули» были открыты А.В. Левенгуком 1676 г. Основные компоненты тела простейших - ядро и цитоплазма, в которой могут находится митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, пищеварительная и сократительные вакуоли (выполняют ф-ю пищеварения, выделения, осморегуляции). Большинство при неблагоприятных условиях может образовывать цисту – капсулу. Обитают в водоемах, почве, живом организме.
Роль в природе:
1) звено в цепи питания (зоо- и фитопланктон). 2) кислород (водоросли, эвглена зеленая).
3) вызывают заболевания (амеба, протей, плазмодий, лямблии). 4) Осадочные породы, геологическая разведка (фораминиферы, радиолярии). 5) цветение водоемов – эвтрофикация (хламидомонада, хлорелла)
3. Среди комнатных растений найти двудольное, назвать его признаки.
Сетчатое жилкование листьев, листья преим-но черешковые, стержневая корневая система, цветок 4, 5 лепестной.
Билет № 3.
1. Органы кровообращения человека и млекопитающих животных, их роль в транспорте веществ.
Кровообращение - непрерывный ток крови по замкнутой системе кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров), осуществляется посредством «насоса» - сердца – мышечного полого четырехкамерного органа. Два круга кровообращения: большой – артериальный или телесный (начало – левый желудочек, конец – правое предсердие) и малый или легочной (начало- правый желудочек, конец – левое предсердие).
Органы кровообращения отвечают за транспорт газов и питательных в-в до всех клеток организма и удаление из них ненужных веществ. Артерии несут кровь от сердца к органам и тканям (легочная – венозная кровь, аорта – артериальная). Вены, несут кровь к сердцу от органов и тканей (легочные – артериальную, полые – венозную). Капилляры самые мелкие сосуды образуют микроциркуляторное русло (где и происходит обмен веществ).
2. Место человека в системе органического мира, его биосоциальная природа. Роль человека в биосфере.
Место человека в системе органического мира можно представить следующим образом:
Таксономическая единица |
Признак |
тип Хордовые |
В процессе эмбриогенеза появляется хорда и жаберные щели в полости глотки, нервная трубка на дорсальной стороне тела, двухсторонняя симметрия. |
подтип Позвоночные |
Развитый позвоночный столб, сердце на брюшной стороне. |
класс Млекопитающие |
Теплокровный, млечные железы, волосяной покров. |
подкласс Плацентарные |
Развитие детеныша в матке, питание и дыхание ч/з плаценту (детское место) |
отряд Приматы |
Конечности хватательного типа, на пальцах у большинства ногти, ключицы развиты, зубная система неспециализирована, глазница отделена от височной ямы, глаза направлены вперед. |
семейство Гоминид (человекообразных обезьян) |
Противопоставленный большой палец |
род Человек |
Объем мозга более 900 см3, головной мозг имеет сложное строение. Прямохождение, изгибы позвоночника, развит подбородочный выступ, эрогенные зоны на губах, груди, ягодицах. |
вид Человек разумный |
Речь, аналитическое мышление, память. |
На Земле существует один вид людей, который делится на расы (от 3 до 5): австралоидная, негроидная, монголоидная, европеоидная (американская). Расы начали формироваться примерно 30-40 тыс. лет назад в процессе заселения Земли. Многие морфологические признаки имели адаптивное значение, т.е. возникали как приспособление к условиям существования. Расы – это открытые генетические системы, они делятся на подрасы (национальности, народности), которые отличаются только морфологически.
Человек существо биосоциальное: 1) биологическое - подчиняется силам природы и естественному отбору. 2) социальное - живет в обществе (трудится, творит, создает, разрушает) и подчиняется его законам, ставит природу себе на пользу.
Вывод: Человек занимает главенствующее положение на вершине экологической пирамиды. До недавнего времени на человека действовали практически все факторы эволюции, но многие из них утратили свое первоначальное значение, и человек встал над природой!
3. Приготовить и рассмотреть под микроскопом клетку кожицы лука. Зарисовать, подписать части.
Билет №4.
1. Кровь, её состав, значение плазмы и форменных элементов, переливание крови. Группы крови, резус-фактор.
Кровь - жидкая соединительная ткань организма, красного цвета, состоящая из плазмы и форменных элементов.
Плазма 60%
90% - Н2О
10% - Белки, Жиры, Углеводы 2) Лейкоциты - белые кровяные клетки - 4-8 тыс. в 1 мм3
Группа крови передается по наследству и не меняется с годами!!!!
Резус – фактор – Д-белок, находящийся на эритроцитах человека, учитываемый при переливании крови!
Группа крови |
Донор |
Реципиент |
I универсальный донор II III IV универсальный акцептор |
I, II, III, IV II, IV III, IV IV |
I II, I III, I IV, III, II, I |
Функции крови:
1) транспортная. 2) регуляторная. 3) защитная. 4) выделительная.5) терморегуляторная.
2. Биологическое
значение размножения,
Размножение свойственно всему живому. Есть 2 способа размножения: бесполое (вегетативное, спорами, партеногенез), половое (специальные клетки – гаметы – яйцеклетки и сперматозоиды).