Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 16:41, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Физиология растений".
5. Гемицеллюлоза в значительных
количествах встречается в
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ сахаров
Моносахара (триозы) – первичный продукт фотосинтеза,
входят в состав др. биополимеров. Рибоза, дезоксирибоза входит в состав нуклеиновых кислот.
рибоза входит в состав АТФ,
моно- и дисахара – основные транспортные формы восстановленного С,
полисахариды – запасное вещество,
углеводы являются структурообразующей формой для мембран клеточной стенки.
Другие полимеры растительной клетки. В ряде случаев клеточная стенка подвержена вторичной химическим изменениям в связи с дифференциацией. Это связано с синтезом и накоплением в клеточной стенке лигнина- полимер. Лигнин обладает ярко выраженной гидрофобностью, является кристаллическим соединением и придает стенке твердость, хрупкость.
Кутин – сложное соединение полиэфирной природы, у большинства растений откладывается на поверхности эпидермиса. Чаще всего эти слои чередуются со слоями воска.
Суберин – еще более гидрофобен. Его накопление приводит к опробковению, протопласта отмирает. Суберин обладает фунгицидными и бактерицидными свойствами.
Минеральные вещества. Находятся в клетке в виде ионов.
Функции:
1). участвуют в раздражении. 2). каталитическая
– многие участвуют в
5.Витамины –
Жирорастворимые:
А – витамин роста, зрения (перец, морковь, дыня, черника, щавель).
Е – токоферол – отвечает за половую функцию (проростки пшеницы, семена и масло подсолнечника, рапса, льна).
К – отвечает за свертывание крови, устраняет кровотечение, способствует свертыванию крови (капуста, шпинат, )
Водорастворимые:
В1 – тиамин- регулирует углеводный обмен, устраняет судороги (злаки – хлеб, крупы (каши)).
В2 – рибовлавин – много в картофеле.
В6 – передоксин, много в соках, хлебе, овощах.
В9 – фолевая кислота. Много в листьях, в плодах землянике, винограде, яблоках. Участвует в синтезе пуриновых, пиримидиновых оснований.
В15 – пангамовая кислота. Защищает организм от старения, уменьшает токсикоз, увеличивает активность кислорода и обмен веществ. Косточки абрикоса, плоды абрикоса.
С – аскорбиновая кислота. Активирует ОВР в организме и повышает устойчивость к инфекциям. Стимулирует образование костной ткани (перец, цитрусовые).
Р – рутин – усиливает действие витамина С. Укрепляет стенки сосудов. (Черная смородина, красный перец).
U – витамин против язв желудка. Много в свежей капусте, соке свеклы, картофеле.
Лекция 4. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ.ФЕРМЕНТЫ.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ.ФЕРМЕНТЫ.
План
1.Понятие об обмене веществ. АТФ. Строение, функции, образование.
Ферменты. Классификация. Их роль.
Система регуляции и интеграции у растений.
1.ОБМЕН ВЕЩЕСТВ – процессы синтеза (ассимиляция) и распада веществ (диссимиляция). Ассимиляция (анаболизм)– образование органических веществ из неорганических с затратой энергии (синтез белка, синтез липидов, синтез нуклеиновых кислот и др.).
Диссимиляция (катаболизм) – распад органических веществ на неорганические с выделением энергии (дыхание).
Обмен веществ тесно взаимосвязан со средой. Условия среды (температура, влажность, освещение) оказывают огромное влияние на скорость и направленность обмена. Все химические процессы протекают осуществляются благодаря присутствию катализаторов-ферментов, ничтожное количество которых осуществляет колоссальный объем превращений.
2.АТФ.
В энергообмене клеток всех типов главная роль принадлежит аденилатной системе, которая включает трифосфат (АТФ), дифосфат (АДФ), и 5-монофосфат (АМФ) аденозина, и неорганический фосфат и ионы магния.
АТФ- неустойчивая молекула, гидролизуется с образованием АДФ или АМФ. Неустойчивость АТФ позволяет выполнять функцию переносчика химической энергии.
АТФ состоит из органического основания аденина, углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты. Соединение аденина и рибозы называется аденозином. Пирофосфатные группы имеют макроэргические связи, обозначенные ~. Разложение 1 АТФ с участием воды сопровождается отщеплением 1 фосфорной кислоты и выделение энергии 33-42 кДж/моль. Все реакции регулируются ферментами.
Биосинтез АТФ.
протекает на уровне субстрата в цитоплазме
АТФ+Рн →АТФ.
окислительное фосфорилирование в дыхательной цепи
фотосинтетическое фосфорилирование у хлоропластов. Иначе АТФ называют энергетической валютой клетки.
2.ФЕРМЕНТЫ, ИХ СВОЙСТВА, МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ.
ФЕРМЕНТЫ (энзимы) – вещества белковой природы, которые образуются в процессе жизнедеятельности организма и своим участием в обмене веществ обеспечивают единство между средой и организмом.
Структура: фермент состоит из нескольких полипептидных цепей и обычно обладает четвертичной структурой. Фермент включает белковую и небелковые структуры.
Белковая часть фермента – апофермент, небелковая часть – кофактор (если это катионы или анионы неорганических веществ (Zn2+, Mn2+,).
Кофермент (коэнзим) –если это низкомолекулярное органическое вещество).
Многие коферменты (НАД, НАДФ) принимают участие в окислительно-восстановительных реакциях.
Стадии действия ферментов
1. образование фермент-
2. преобразование промежуточного
соединения в один или
Активный центр – это совокупность функциональных групп, принимающих непосредственное участие в ферментативной реакции. Активный центр формируется в результате укладки белка, поэтому каталитическая активность фермента зависит не только от первичной структуры белка, но и от его конформации.
3. выделение продуктов реакции
и регенерации молекулы
Образование фермент-субстратного комплекса вызывает переход субстрата в более реактивное состояние.
Энергия активации – энергия, которую необходимо придать молекулам вещества А для превращения их в В, сверх той средней, которую молекулы А уже содержат.
Фермент, благодаря созданию фермент-субстратного комплекса, проводит реакцию обходным путем и тем самым снижает энергию активации или энергетический барьер.
СВОЙСТВА ФЕРМЕНТОВ: обладают специфичностью как к субстратам (субстратная специфичность), к определенным химическим реакциям (специфичность действия). Названия ферментов обычно заканчиваются суффиксом “аза”, исключение пепсин, трипсин и другие.
6 классов ферментов:
1)оксиредуктазы -катализируют окислительно-
2) трансферазы - переносят целые атомные группировки от одного соединения к другому,
3) гидролазы – катализируют
гидролиз в-в. (участвуют в распаде
органических соединений с
4)лиазы – присоединяют
5) изомеразы – участвуют в превращении одних изомеров в другие,
6) лигазы или синтетазы –
участвуют в синтезе
II категории ферментов:
1) конститутивные - обязательные компоненты клетки.
2) адаптивные – которые
или синтезируются заново, или
образование их резко
3.Система регуляции и
Растение – целостный организм и его целостность обеспечивается системами управления, которые позволяют ему нормально функционировать.
Внутриклеточные системы регуляции – регулируют на уровне ферментов, генетическая, мембранная регуляции. В основе лежит рецепторно конформационный принцип. Во всех случаях белки узнает специфический фактор.
Ферментативная – по принципу узнавания фермента и субстрата.
Генетическая – регуляция на уровне транскрипции и трансляции, определенный участок ДНК имеет информацию о первичной структуре белка. Благодаря транскрипции образуется иРНК, синтезируется определенный белок.
Мембранная – за счет изменения разности потенциалов на мембране, за счет пропускной способности клетки.
Межклеточные системы включают в себя:
1) трофическая – регулируется
продуктами метаболизма и их
соотношением относительно
2) гормональная – регуляция с помощью фитогормонов (стимуляция ингибиторов роста). Их соотношение обеспечивает прохождение всех этапов эмбриогенеза.
3)электрофизиологическая –
Все системы работают совместно и поддерживают необходимую внутреннюю среду (гомеостаз) и оптимальный уровень соотношения всех систем.
Лекция 5. ВОДООБМЕН У РАСТЕНИЙ.
Водообмен у растений
План.
Структура и свойства воды, ее роль в жизнедеятельности растения.
Растительная клетка как осмотическая система.
3.Tермодинамические основы водообмена растений.
Транспорт воды и солей через мембрану.
Поступление воды в корень. Строение специализированного органа поглощения воды.
4. Транспорт воды по растению. Транспирация. Виды транспирации.
Суточная динамика интенсивности транспирации.
5. Влияние внешних и внутренних факторов на водный обмен.
1. В молекуле атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода. Две ковалентные связи О-Н в Н2О формирует угол 105 С. Атом кислорода обладает большей способностью оттягивать на себя электроны ковалентной связи. В результате со стороны кислорода образуется отрицательный заряд, а со стороны каждого атома водорода – положительный. Поскольку в воде разноименные заряды пространственно разделены, она при общей электронейтральности является полярной молекулой – диполем.
Это свойство обуславливает тенденцию молекул воды притягиваться друг к другу разноименными полюсами и определенным образом ориентироваться в пространстве. Слабые электростатические взаимодействия между Н и О обеспечиваются за счет водородных связей. Именно водородные связи отвечают за многие необычные физико-химические свойства воды. Поскольку водородные связи более слабые, чем ковалентные они постоянно возникают и разрушаются. Каждая молекула воды, являясь диполем с тэтраэдрическим распределением электронов вокруг атома кислорода, за счет образования водородных связей может взаимодействовать с четырьмя другими молекулами воды.
Вода составляет от 80 до 95 % массы растущих тканей. В семенах же ее содержание резко снижается и составляет от 5 до 15 %. Для увеличения биомассы растительного организма на 1 г необходимо, чтобы около 500 г. воды поглотилось корневой системой, транспортировалось по растению и выделилось с его поверхности в атмосферу. На создание 1 тонны сухого веса пшеницы затрачивается 300 тонн воды. За период вегетации 1 растение кукурузы испаряет 200 л воды.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Физиология растений"