Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:13, курсовая работа
Целью данной работы является - исследование теоретических и практических основ учета амортизации в соответствии с нормативным регулированием.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
организация учета амортизации основных средств;
исследование методов начисления амортизации;
обоснованное начисление амортизации и определение сроков полезного использования;
правильное документальное оформление начисления амортизации;
своевременное отражение в учете операций, связанных с начислением амортизации;
Ведение бухгалтерского учета, вообще, и основных средств, в частности, осуществляется в строгом соответствии с нормативными документами, которые, в зависимости от своего юридического статуса, либо обязательны к применению, либо носят рекомендательный характер.
Для успешного функционирования предприятия, для избежания штрафных санкций необходимо тщательное изучение каждого из них. И здесь необходимо, прежде всего, ранжировать все нормативные акты «по старшинству».
В соответствии с общепринятым делением нормативной базы на уровни, основными нормативные документы могут быть представлены в следующем виде:
1-й уровень – законодательный. Его составляют (для учета основных средств) следующие нормативные документы:
2-й уровень – нормативный уровень, включающий стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности. Регламентируют учет основных средств следующие из них:
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98. №34н. (Далее – Положение по ведению бухгалтерского учета);
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н. (Далее – ПБУ 6/01);
3-й уровень – методический, включает в себя следующие основные документы:
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. (Далее – План счетов);
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 №91н. (Далее - методические указания по учету основных средств);
Другие нормативные акты, регламентирующие учет основных средств и издаваемые Минфином РФ или иными ведомствами.
4-уровень – организационный
уровень, представленный организационно-
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения с внешними потребителями бухгалтерской информации.
Положение дает определение основных средств и определяет их структуру, определяет порядок начисления амортизации и отражения основных средств в бухгалтерской отчетности.
ПБУ 6/01 «Учет основных средств», как нормативный документ второго уровня, устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора аренды.
Содержательная сторона ПБУ 6/01 отражена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура и содержание ПБУ 6/01
ПБУ 6/01 является первым из нормативных актов и высшим из них, относящихся напрямую к основным средствам и их выбытию.
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен в Методических указаниях по учету основных средств, которые конкретизируют положения ПБУ 6/01.
Также организация должна разработать и утвердить приказом учетную политику организации.
При принятии учетной политики организация должна определить: тех, кто должен осуществлять бухгалтерский учет, формы первичных учетных документов, график документооборота и разработать рабочий план счетов. При разработке последнего следует учесть, что для отражения процесса выбытия основных средств может быть открыт отдельный субсчет «Выбытие основных средств» счета 01 «Основные средства». Или же организации могут списывать сумму накопленной амортизации по выбывающему объекту непосредственно в дебет того субсчета счета 01 «Основные средства», на котором отражается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств.
Также определяется: проводится ли переоценка основных средств или нет. Способ начисления амортизации. Здесь необходимо помнить, что Налоговый кодекс предусматривает только два способа начисления амортизации: линейный и нелинейный. В налоговом учете линейный способ начисления амортизации аналогичен тому, что применяется для бухучета. Поэтому можно облегчить труд, если выбрать его и в том и в другом месте. способ списания стоимости основных средств меньше 40000 рублей. Либо это происходит путем начисления амортизации, либо путем единовременного списания на затраты по мере отпуска в производство ил эксплуатацию. метод учета НДС для отражения операций по продаже основных средств.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время разработана и действует система нормативных актов, регламентирующих учет основных средств, которое не только устанавливает требования, но и определяет альтернативы, выбор которых является прерогативой самих организаций при разработке и утверждении учетной политики.
Признак классификации |
Классификационные группы |
По видам |
1. Здания 2. Сооружения 3. Передаточные устройства 4. Машины и оборудование: 5. Транспортные средства 6. Инструмент 7. Производственный инвентарь и принадлежности 8. Хозяйственный инвентарь 9. Рабочий и продуктивный скот 10. Многолетние насаждения 11. Капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений) 12. Прочие основные средства |
В зависимости от целевого назначения и выполняемых функций в процессе производства |
1. Производственные основные средства 2. Непроизводственные основные средства (объекты здравоохранения, физкультуры и спорта, жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы) |
По отраслям |
1. Промышленность 2. Сельское хозяйство 3. Лесное хозяйство 4. Транспорт 5. Связь 6. Строительство 7. Торговля и общественное питании 8. Информационно-вычислительное обслуживание 9. Жилищно-коммунальное |
По степени использования в производственно-хозяйственной деятельности |
1. Основные средства в запасе 2. Основные средства в эксплуатации 3. Основные средства на консервации 4. Основные средства в аренде 5. Основные средства в ремонте 6. Основные средства в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации |
В зависимости от имеющихся у организации прав на основные средства |
1. Собственные основные средства 2. Арендованные основные средства 3. Основные средства, полученные организацией по договору лизинга |