Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:26, курсовая работа
Главными звеньями кредитной системы являются банки и кредитные учреждения, имеющие лицензию НБУ, которые одновременно выступают в роли покупателя и продавца существующих в обществе временно свободных средств.
Банковская система путем предоставления кредитов организовывает и обслуживает движение капитала, обеспечивает его привлечение, аккумуляцию и перераспределение в те сферы производства и оборота, где возникает дефицит капитала.
|15
|От 30 до 60 дней
|10
|От 60 до 90 дней
|5
|От 90 до 180 дней
|0
|Свыше 180 дней
|
|Период оборачиваемости
|20
|До 30 дней
|15
|От30 до 60 дней
|10
|От 60 до 90 дней
|5
|От90 до 180 дней
|0
|Свыше 180 дней
|50
|Группа показателей
|
|Коэффициент собственности
|20
|КС ( 0,6
|15
|0,3 ( КС < 0,6
|5
|КС <0,3
|
|Коэффициент автономии
|20
|КА < 0,3
|15
|0,3 ( КА <0,5
|5
|0,5 ( КА < 0,8
|0
|КА ( 0,8
|
|Коэффициент обеспеченности
|10
|КО ( 0,5
|5
|0,2 ( КО < 0,5
|0
|КО < 0,2
|40
|Группа показателей
|
|Рентабельность продаж
|15
|РП ( 20%
|10
|10% ( РП < 20%
|5
|1 ( РП < 10%
|0
|Убыток
|
|Рентабельность основной
|15
|Р ( 20%
|10
|10% ( Р < 20%
|5
|1 ( Р < 10%
|0
|Убыток
|
|Рентабельность общего
|10
|РОК (15%
|8
|8% ( РОК < 15%
|5
|1 ( РОК < 8%
|0
|Убыток
В зависимости от количества баллов, набранных каждым заемщиком при
проведении анализа (таблица 4), им присваивается определенный класс
кредитоспособности и рекомендуемое решение о выдаче кредита (таблица 5).
Взаимосвязь
класса кредитоспособности
о возможности кредитования.
|Сумма баллов |Класс |Группа риска |
| |кредитоспособности | |
|1 |2 |1 |
|144 - 180 |Отличная |Риск минимальный, |
| |кредитоспособность |выдача возможна |
|108 - 143 |Хорошая |Риск приемлемый, выдача|
| |кредитоспособность |возможна |
|72 - 107 |Удовлетворительная |Риск повышенный, выдача|
| |кредитоспособность |возможна |
|0 - 35 |Неудовлетворительная |Риск высокий, выдача |
| |кредитоспособность |кредита не |
| | |рекомендуется |
Присвоение рейтинга кредитоспособности является окончательным
моментом анализа потенциального заемщика по данной методике
1.5. Кредитный мониторинг.
Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит
важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом
анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка и
проведении аудиторских проверок.
Кредитный архив – это база кредитного мониторинга. Там
сосредотачивается вся необходимая документация – финансовые отчеты,
переписка, аналитические обзоры кредитоспособности, залоговые документы и
т. д.
Каждый банк имеет свою систему ведения кредитного досье. Обычно
документы сгруппированы в следующие разделы:
. документы по
ссуде (копии кредитного
гарантийных писем, свидетельство на право подписи документов);
. финансовая и экономическая информация (балансы, отчеты о прибылях и
убытках, аналитические таблицы, отчеты о денежных поступлениях, бизнес –
планы, налоговые декларации);
. запросы и отчеты о кредитоспособности (ставки кредитных агентств,
телефонные запросы, переписки);
. материалы по
обеспечению ссуды (документы
о праве вступления во
финансовые свидетельства о залоге, документы о передаче прав по вкладам и
ценным бумагам, закладные и т. д.);
. переписка и памятные записки (переписка с клиентом по вопросам кредита,
записи телефонных разговоров, справки о состоянии текущего счета
клиента).
Как уже говорилось, кредитный портфель служит основным источником
доходов банка и одновременно – главным источником риска для размещения
активов. От структуры и качества портфеля банка в значительной степени
зависит устойчивость банка. Его репутация, его финансовый успех. Поэтому во
всех банках ведется контроль за качеством ссуд, находящихся в портфеле,
проводится независимая экспертиза и выявление случаев отклонения от
принятых стандартов и целей кредитной политики банка. Кредитные работники и
служащие внимательно анализируют состав портфеля с целью выявления
чрезмерной концентрации кредитов в определенных отраслях или у отдельных
заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих вмешательства со стороны
банка.
Программы контроля над
специализации, принятых там методов оценки кредитоспособности. Например,
банк, выдающий много ссуд предприятиям в отраслях, переживающих спад
производства, можно
проводить систематическую
каждые 2 – 3 месяца.
Часто применяется
надежные кредиты подвергаются проверке один раз в год, тогда как проблемные
ссуды требуют постоянного анализа и контроля. Еще один вариант: постоянный
контроль за крупными ссудами и периодический – по ссудам ниже определенной
величины.
Проверка ссуды может состоять
в повторном анализе
посещение предприятия заемщика, проверке документации, обеспечения и т. д.
При контрольной проверке вновь просматривается вопрос о соответствии
данной ссуды целям и установкам кредитной политики банка, анализируется
кредитоспособность и финансовое состояние клиента, рентабельность операции
и т. д.
Многие банки в ходе очередной
контрольной проверки
рейтинг, представляющий итоговую оценку кредита по ряду параметров.
Классификация ссуд по рейтингу позволяет банку контролировать состав
кредитного портфеля.
Аудиторская проверка ссуд производится специальным отделом,
подведомственным контролеру банка. Эта проверка аналогична приведенному
выше контроль кредитного портфеля, но она, как правило, осуществляется
негласно работниками независимых служб, не связанных с кредитными отделами.
Аудиторский контроль имеет
. каково состояние
кредитных архивов банка,
. осуществляет
ли руководство и рудовые
регулярное обследование портфеля ссуд;
. правильно ли определен
. соответствует ли работа кредитного отдела письменному меморандуму о
кредитной политике;
. каково общее качество
. достаточны ли резервные фонды банка для покрытия убытков по безнадежным
ссудам.
Результаты аудиторской проверки отражаются в специальном отчете, который
представляется совету директоров, соответствующим комитетам банка,
руководителям комитетов банка и старшим кредитным инспекторам. В отчете
должна быть сделана оценка качества всего кредитного портфеля на момент
проверки и дана характеристика эффективности работы руководства и персонала
кредитных отделов. Кроме того аудиторы дают свои рекомендации по улучшению
работы и изменению сложившихся методов и форм кредитования в банке.
3. Предложения по
заемщиков с целью
повышения эффективности
банков.
Перемены, происходящие в экономике Украины, предполагают
существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами
хозяйствования. Банки, как коммерческие организации несут при проведении
своих операций самые разнообразные риски. Высокая рискованность банковской
деятельности главным образом связана с условиями и результатами
деятельности его клиента.
Финансовая устойчивость банка должна быть обеспечена
квалифицированным выбором партнеров на рынке потребителей банковских услуг.
Важнейшим средством такого
качества клиента. Такой анализ представляет руководству банка информацию,
позволяющую оценить вероятность выполнения клиентом своих обязательств и
принимать соответствующие управленческие решения.
Наиболее эффективной с точки зрения отбора и дальнейшего «отсева»
неблагонадежных заемщиков, возврат которыми полученного кредита вызывает
сомнения у банка, а также снижения кредитного риска кредитного портфеля и,
следовательно, коммерческого банка в целом, является методика 2 –
«Определение кредитного рейтинга заемщиков».
Несмотря на все недостатки, она является более жесткой при
проведении оценки
финансового состояния
более эффективной, так как путем тщательного отбора потенциальных клиентов
снижает, тем самым, степень риска, присущего кредитной деятельности банка.
В ходе анализа предприятия Г и Д признаны некредитоспособными и,
следовательно, кредитование двух наиболее рискованных заемщиков не
рекомендуется.
составлении методик оценки качества потенциальных заемщиков, во-первых,
является качественный подбор показателей, необходимых для проведения
объективной оценки потенциальных заемщиков, так как именно от них зависит
результат анализа финансовой отчетности предприятия, а, следовательно, и
группа риска, к которой будут в последствии отнесены заемщики.
Во-вторых, информация на основании которой проводится анализ
заемщиков представлена в Украине формой 1 «Баланс предприятия» и формой 2
«Отчет о финансовых результатах и их использовании», которые
предоставляются за определенный отчетный период (квартал, полугодие, 9
месяцев и год), как правило, предшествующий анализу и составляются на
определенную дату. Таким образом, данные носят статичный характер и при
первом обращении заемщика в банк определить тенденции улучшения / ухудшения
в его деятельности практически невозможно.
В-третьих, коэффициенты, используемые для анализа, не всегда могут
дать объективную характеристику финансового состояния заемщика в связи с