Анализ финансовых результатов деятельности организации и оценка эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в рамках курсовой работы является изучение порядка формирования финансовых результатов и направлений использования прибыли. По результатам исследования предполагается разработать мероприятия, направленные на эффективность использования финансовых результатов организации.
Для достижения цели задачи сформулированы следующим образом:
- ознакомится с особенностями формирования финансовых результатов на предприятии;
- изучить методы анализа финансовых результатов и их оценки;
- рассмотреть информационное обеспечение проведения анализа финансового результата;
- провести анализ структуры и динамики изменения прибыли на примере ОАО «ВАП» и сделать оценку рентабельности деятельности предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Виды финансовых результатов, порядок их формирования и отражения в финансовой отчетности
1.2. Методы анализа финансовых результатов и их оценка
1.3. Информационное обеспечение проведения анализа финансового результата
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ структуры и динамики изменения прибыли
2.3. Оценка рентабельности деятельности предприятия
ГЛАВА 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ПРИБЫЛИ ОАО «ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 156.27 Кб (Скачать файл)

Структура расходов по элементам за 2010 год представлена на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Структура расходов организации за 2010 год

 

Структура расходов по элементам  за 2011 год изображена на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Структура расходов организации за 2011 год

 

Структура расходов по элементам  за 2012 год отображена на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Структура расходов организации за 2012 год

Соотношение элементов расходов ОАО «ВАП» к их общей их величине за 2010, 2011 и 2012 гг. представлены на диаграммах (рисунок 2.5, 2.6 и 2.7 соответственно). Наибольший удельный вес в расходах организации занимает себестоимость (2010-2012 72,31%; 76% и 82,12% соответственно). К существенным в общей структуре можно также отнести управленческие расходы (13,18%; 13,44% и 15,82% соответственно по годам) и прочие расходы в 2010 и 2011 годах (14,37%; 10,35%). На остальные виды расходов в сумме приходится менее 1%, поэтому они не повлияли на прибыль.

Динамика и структура  результатов финансовой деятельности предприятия (прибыль) за 2010 – 2012 годы представлена на рисунке 2.7.

Рис. 2.7. Динамика и структура прибыли организации

По данным рисунка 2.8 видно, что наибольшая валовая прибыль у ОАО «ВАП» была в 2011 году (более чем в 2 раза выше, чем в остальных годах). Тогда же прибыль (убыток) от продаж была почти в 75 раз выше, чем в 2010 году, когда в 2012 году был значительный убыток. Прибыль (убыток) до налогообложения в 2011 году была в 12,14 раз больше, чем в 2010 и в 415 раз, чем в 2012. Чистая прибыль в 2011 году была в 16 раз выше, чем в 2010, хотя в 2012 она стала отрицательной.

Качественная оценка уровня достижения финансового результата представлена в таблице 2.4.

Табл. 2.4

Уровень достижения финансовых результатов (качественная оценка) (тыс. руб.)

№ п/п

Наименование показателя

2012 г.

2011 г.

Отклонение (+/-)

1

Выручка (нетто) от продажи  товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В)

264897

343107

- 78210

2

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг (С)

234886

252746

- 17860

3

Валовая прибыль или маржинальный доход (МД)

30011

90361

- 60350

4

Доля маржинального дохода к выручке от продаж (d), (п.3/п.1)

0,1133

0,2633

- 0,15

5

Постоянные и условно-постоянные затраты (ЗП)

27444,7

27210,7

234

6

Порог рентабельности (критическая  точка объема продаж)(R), (п.5/п.4)

242231

103344,8

138886,2

7

Прибыль / убыток от продаж

(15356)

45011

- 60367

8

Рентабельность продаж (Rп),

(п.7/п.1)*100

(5,7969)

13,118

- 18,9149

9

Запас финансовой прочности (ФЗП),

(п.1 – п.6)

22666

239762,2

- 217096,2

10

Запас финансовой прочности  в % к объему продаж  (п.9/п.1)

8,55

69,87

- 61,32


 

По данным таблицы можно  сказать, что выручка от продаж в отчетном году, по сравнению с предыдущим уменьшилась на 78210 тыс. руб. или на 22,8 %, а валовая прибыль (маржинальный доход) на 60350 тыс. руб. или на 66,7 %. Объем продаж в предыдущем году составил 343107 тыс. руб. а в отчетном 264897 тыс. руб. Критическая точка объема продаж в 2011 году составила 103344,8 тыс. руб., а в 2012 году 242231 тыс. руб.

Общую модель определения  запаса финансовой прочности (ЗФП) можно  представить формулой: ФЗП = В – R (2.1)

ФЗП2012 = 264897 – 242231 = 22666 тыс. руб.

ФЗП2011 = 343107 – 103344,8 = 239762,2 тыс. руб. где, ФЗП2012  и ФЗП2011 – запас финансовой прочности за отчетный и базисный периоды.

В отчетном году запас финансовой прочности к объему продаж значительно упал (на 61,32), что говорит о начавшихся структурных финансовых проблемах в организации.

2.3. Оценка рентабельности  деятельности предприятия

Анализ финансовых результатов  позволяет ответить на вопрос –  насколько успешен бизнес сейчас, и какие у него перспективы. Нужно, чтобы состояние финансовых ресурсов отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая компонента приводит отсутствию у него средств для развития производства. Прибыль рассматривается как индикатор, отражающий эффективность производства. То есть, сущность прибыли определяется эффективностью бизнеса в части формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Абсолютная величина прибыли (убытка) показывает, насколько эффективно (безубыточно или убыточно) работает предприятие. Однако по одному этому  показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об эффективности финансово-хозяйственной  деятельности организации.

Анализ финансовых коэффициентов  заключается в сравнении их значения с базисными величинами, а также  в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин могут использоваться усредненные по временному ряду значения показателей, относящихся к прошлым  периодам, среднеотраслевые значения показателей7.

Кроме того, в качестве базы сравнения могут служить теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины, характеризующие  оптимальные или критичные с  точки зрения устойчивости финансового  состояния, значения относительных  показателей. Такие величины фактически выполняют роль нормативов для финансовых коэффициентов. Для точной и полной характеристики результатов финансовой деятельности предприятия и тенденций его изменения достаточно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

Абсолютная величина прибыли (убытка) показывает, насколько эффективно (безубыточно, убыточно) работает предприятие, однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать  обоснованные выводы об эффективности  финансово-хозяйственной деятельности организации.

По данным «Отчета о  финансовых результатах» можно рассчитать рентабельность финансовых результатов базисного и отчетного периода, а также влияние факторов на изменение прибыли. Построим аналитическую таблицу показателей, необходимых для расчета рентабельности (таблица 2.5).

Табл. 2.5.

Показатели ОАО «ВАП» для расчета рентабельности (тыс. руб.)

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1

Выручка от реализации

206806

343107

264897

2

Себестоимость реализованной  продукции

174382

252746

234886

3

Валовая прибыль

32424

90361

30011

4

Прибыль от продаж

602

45011

(15356)

5

Прибыль до налогообложения

3731

45312

109

6

Чистая прибыль

2244

35794

(805)


 

Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.4:

Rп2010 = 602 / 206806 * 100 = 0,291

Rп2011 = 45011 / 343107 * 100 = 13,12

Rп2012 = - 15356 / 264897 * 100 = - 5,8

Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет  предприятие с каждого рубля  реализованной продукции. Тенденция  к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Снижение рентабельности продаж может  быть вызвано изменениями в структуре  реализации, снижением индивидуальной рентабельности конкретного вида продукции. Если снижение данного показателя является тенденцией, то предприятию необходимо предпринять меры по снижению себестоимости продукции, чтобы обеспечить повышение показателя рентабельности продаж, увеличение прибыли.

Как видно из расчетов, наибольшая рентабельность продаж была в 2011 году (на 12,8 больше чем в прошлом году). В отчетном году она стала отрицательной, из чего можно сделать вывод, что  прибыль не смогла покрыть всю  себестоимость продаж.

Рентабельность текущей  деятельности (Rт) – это отношение суммы прибыли от продаж к себестоимости продукции, рассчитана по формуле 1.5:

2010 = 602 / 174382 * 100 = 0,345

2011 = 45011 / 252746 * 100 = 17,8

2012 = - 15356 / 234886 * 100 = - 6,53

Рентабельность текущей  деятельности показывает, сколько предприятие  получило прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Расчеты показывают, что наибольшее значение этот показатель занимал в 2011 году (на 17,45 больше чем в 2010). Также как и рентабельность продаж, рентабельность текущей деятельности в отчетном году отрицательна.

Рентабельность продаж относительно чистой прибыли (Rч) – это отношение суммы чистой прибыли к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.6:

2010 = 2244 / 206806 * 100 = 1,08

2011 = 35794 / 343107 * 100 = 10,43

2012 = - 805 / 264897 * 100 = - 0,304

Показатель рентабельности чистой прибыли также показывает положительную динамику (с 2010 по 2011 годы), а в отчетном году он принял отрицательное значение из-за полученного убытка.

Рентабельность продаж относительно прибыли до налогообложения (Rб) – это отношение суммы прибыли до налогообложения (балансовая прибыль) к выручке от продаж, рассчитана по формуле 1.7:

2010 = 3731 / 206806 * 100 = 1,8

2011 = 45312 / 343107 * 100 = 13,2

2012 = 109 / 264897 * 100 = 0,041

Показатель рентабельности прибыли до налогообложения также  показывает значительный рост (на 11,4) в 2011 году, относительно 2010, но в 2012 году этот показатель снизился на 13,159. Этот резкий спад показывает последствия снижения прибыльности деятельности организации.

В завершении анализа рентабельности необходимо рассмотреть коэффициент (норму) валовой прибыли. Данный коэффициент  характеризует доходность хозяйственной  деятельности, как коэффициент покрытия, он отражает возможность покрытия обычных  и прочих расходов. Величина нормы  валовой прибыли существенно  влияет на величину чистой прибыли. Норма  валовой прибыли (Nв) рассчитывается по формуле:

Nв = Пв / В (2.2), где Пв – валовая прибыль; В – выручка отчетного периода.

2010 = 32424 / 206806 = 0,156

2011 = 90361 / 343107 = 0,263

2012 = 30011 / 264897 = 0,113

Исходя из полученных данных, можно сказать, что в 2011 году норма  валовой прибыли увеличилась  на 0,107, относительно прошлого года, а  в отчетном году она снизилась  более чем в два раза (на 0,15).

Для оценки динамики показателей  рентабельности, характеризующих эффективность  использования финансовых результатов, сведем полученные выше результаты в таблицу 2.6. Показатели рентабельности в данной таблице, рассчитаны по данным таблицы 2.5.

Особого внимания заслуживают  такие показатели как рентабельность продаж и рентабельность чистой прибыли, т.к. они определяют инвестиционную привлекательность предприятия.

Табл.2.6.

Коэффициенты рентабельности (%)

Показатель

Обозначение

Значение показателя в %

Отклонение (+/-)

2010 г. (1)

2011 г. (2)

2012 г. (3)

(2-1)

(3-2)

Рентабельность текущей  ликвидности

0,345

17,8

(6,53)

17,455

- 24,33

Рентабельность продаж

Rп

0,291

13,12

(5,8)

12,829

- 18,92

Рентабельность чистой прибыли

1,08

10,43

(0,304)

9,35

- 10,734

Общая рентабельность

1,8

13,2

0,041

11,4

- 13,159

Норма валовой прибыли

15,6

26,3

11,3

10,7

- 15


 

Как видно из таблицы, в  период с 2010 по 2011 год произошел рост всех показателей, но больший из них  выявлен у рентабельности текущей  ликвидности (более 17%).

В целом, по данным таблицы можно сказать, что у ОАО «ВАП» ощутимы финансовые трудности, сказавшиеся на общей рентабельности деятельности организации, которая к 2012 году приблизилась практически к нулевому значению (0,041). Тенденция всех остальных показателей имеет исключительно отрицательный характер, наибольший из которых отмечен у рентабельности текущей ликвидности (более 24% в 2012 году, относительно прошлого года).

 

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности организации и оценка эффективности их использования