Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических вопросов бухгалтерского учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками, а также изучение теоретических вопросов проведения аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками.
Введение
1.Обзор литературы
2.Краткая экономическая характеристика ООО «Модерн»
2.1.Структура и виды деятельности предприятия
2.2.Организация бухгалтерского учета и контроля на предприятии
3.Организация аудиторской проверки выбранного участка учета
3.1. Цели, задачи, источники проверки
3.2. Планирование аудиторской проверки
3.3. Аудиторская проверка выбранного участка учета
3.4. Оформление результатов аудиторской проверки
Библиографический список
Такая же запись производится по балансу должника в случае прекращения обязательств по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) вследствие ликвидации юридического лица-кредитора.
При документальном оформлении и учете операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, кроме общих нормативных документов, перечисленных выше, следует руководствоваться:
- гл. 25 НК РФ; [2.].
- Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным приказом Банка России от 3 октября 2002 г. 2-П (далее - Положение о безналичных расчетах).
Нормативными документами по порядку заполнения отдельных полей расчетных документов.
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учёта и налогообложения расчётов с поставщиками и подрядчиками имеет четырёхуровневую систему. В ФЗ «О бухгалтерском учёте» 129-ФЗ от 21.11.96г. определены все основные моменты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных документов (по которым не предусмотрены типовые формы), порядок проведения инвентаризации, методы оценки, правила документооборота, технология обработки учётной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями. [3.].
Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг).
Доставка материальных ценностей осуществляется только двумя способами. В первом случае для доставки материальных ценностей предприятие назначает своего поверенного (экспедитора). Ему выдают под отчет наличные деньги с правами получения ценностей и немедленной оплаты за них (например, покупка материалов и запасных частей), либо доверенность (ф. М-2).
Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в порядке уступки права требования, векселями. При расчетах с поставщиками и подрядчиками наличными денежными средствами оформляются авансовые отчеты на основании выданных контрагентами квитанции к ПКО и кассового чека [18, с. 231]. Взаимозачетная операция является односторонней сделкой и может быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны при отсутствии разногласий по проведению взаимозачета. Сторона, принявшая решение о проведении взаимозачетной операции, оформляет заявление о проведении зачета. Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявления другой стороной. Подтверждением получения заявления другой стороной необходимо считать квитанцию, уведомление о получении и так далее.
Первичные документы являются основным источником сбора при проверке расчетов: с персоналом по оплате труда: приказы о приеме на работу и переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении трудового договора; контракты, трудовые договоры; штатное расписание; личные карточки форма Т-2); табель учета использования рабочего времени (форма Т-13); листок нетрудоспособности; расчетно-платежная ведомость (форма Т-49); расчетная ведомость (форма Т-51); платежная ведомость (форма Т-53); лицевой счет (форма Т-54); исполнительные листы; налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога.
По социальному страхованию и обеспечению: расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (ф-4 ФСС РФ); журнал поступления путевок от ФСС РФ; расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ; расчетная ведомость по взносам в Федеральный и Территориальные фонды: расчетная ведомость по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения (ф. ФЗ-1); обязательные сведения (информация) работодателя в Комитет по занятости населения.
С подотчетными лицами: авансовый отчет; командировочное удостоверение; журнал учета работников, выбывающих в командировки; журнал учета работников, прибывающих в командировке; инвентаризационная опись по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; с персоналом по прочим операциям: поручения-обязательства за товары, проданные в кредит; договоры займа; приказы (распоряжения) суда; исполнительные листы; платежные поручения; приходные кассовые ордера.
Целью аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами является экспертиза достоверности данных первичных документов, полноты и точности отражения в учете операций по расчетам с дебиторами и кредиторами.
Объектами проверки являются расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, учет расчетов с персоналом предприятия; учет расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами; учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Методика аудита операций с дебиторами и кредиторами определяется организацией бухгалтерского учета, содержанием счетов и допущенных ошибок.
Источники информации. При проверке расчетных операций проводится экспертиза достоверности данных первичных документов, полноты и точности отражения в учете расчетных и кредитных операций [1.].
При аудите расчетов с поставщиками аудитору необходимо проверить:
наличие договоров поставки продукции;
реальность задолженности поставщиков;
актами инвентаризации (сверки) расчетов;
правильность ведения аналитического учета по счету 60;
правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;
обоснованность учета и принятия к зачету сумм НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам и услугам;
соответствие записей аналитического учета по счету 60 с записями в журнале-ордере № 6, регистрах компьютерного учета, главной книге и балансе.
Первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Международный и отечественный опыт доказывает, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом.
В соответствии с правилом [15] работа с экономическим субъектом, обратившимся в аудиторскую организацию, должна начинаться с предварительного планирования.
Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на проведения аудиторской проверки, моменту, когда стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии приходит знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и ее потенциального клиента и обмен информацией, которая позволила каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.
Основными условиями проведения аудита и связанные с ними права и обязанности сторон согласовываются в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу экономического субъекта письма-обязательства аудиторской организации о согласовании на проведение аудита, целью которого является исключение возможного понимания сторонами условия предстоящего договора на проведение аудиторской проверки.
В правиле (стандарте) определен перечень информации, которая в обязательном порядке должна найти свое отражение в письме-обязательстве [16]:
-условия аудиторской проверки;
-обязательства аудиторской организации;
-обязательства экономического субъекта.
В письме обязательстве должны быть приведены ссылки на нормативные акты, на основании которых проводится аудит. В первую очередь к таким законодательным и нормативным актам относятся:
-Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [3];
- Федеральный закон об аудиторской деятельности» [4];
-Правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- Российские положения
по бухгалтерскому учету (
Каждый экономический субъект, которого планирует проверять аудитор, обязан вести бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации, в стоимостном (денежном) выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Аудитор в ходе планирования и проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета: внимательно изучить организацию и документооборот клиента, описать эту систему и проанализировать ее сильные и слабые стороны.
Правило (стандарт) [4] предписывается на стадии предварительного планирования изучить не только систему бухгалтерского учета экономического субъекта, но и систему внутреннего контроля. Понятие «система внутреннего контроля экономического субъекта» часто вызывает замешательство у многих российских аудиторов, не говоря уже о представителях экономических субъектов.[36, c.120]
Под такой системой внутреннего контроля понимается совокупность организационных мер, методик и процедур, применяемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйства деятельности. Система внутреннего контроля должна включать в частности, процедуры, применение которых обеспечивает надзор и проверку за следующими аспектами финансово-хозяйственной деятельности:
-соблюдение требований законодательства, применяемого при осуществлении финансово-хозяйственных операций;
-использование приказов,
распоряжений и других
-точностью и полнотой
оформления документацией
-предотвращение ошибок и искажений информации;
-своевременность и
правильностью подготовки
-обеспечение сохранности
активов экономического
Система внутреннего контроля (далее - СВК) включает в себя контрольную среду, систему бухгалтерского учета (далее - СБУ) и средства контроля. Для оценки СВК составляются тесты. Процентное отношение положительных ответов к общему количеству тестов, участвующих в опросе, является базой для оценки СВК (табл. 2.1.).
Общие принципы оценки аудиторского риска регламентируются федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». В пункте 2 стандарта указывается, что «аудитору следует использовать своё профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня». На практике свести аудиторский риск к нулю нереально. Однако аудитор должен стремиться к его минимизации, планировать и проводить аудит таким образом, чтобы риск неправильного суждения был достаточно мал. Оценка совокупного риска аудиторской проверки проводится на основе следующих трёх составляющих: предварительный аудиторский риск; риск по областям потенциального риска; риск принятия клиента. Предварительный аудиторский риск определяется на этапе предварительного планирования на основе информации о бизнесе клиента и учитывается при решении вопросов возможности проведения аудиторской проверки, а также при формулировке основных условий договора. На этапе непосредственного планирования аудиторской проверки аудитор обращается к информации, полученной ранее. Оценка предварительного аудиторского риска производится путём анализа наличия факта рисковых условий деятельности предприятия, к числу которых, в частности, относятся: зависимость предприятий по отношению к другим лицам; использование значительных сумм привлечённых источников финансирования; условия в отрасли деятельности предприятия; структура предприятия. Положительные ответы более чем на половину вопросов по областям риска, согласно перечню, свидетельствует о высоком риске аудитора. При оценке второй составляющей совокупного аудиторского риска предполагается, что к областям потенциального риска аудитора относятся: статьи, изменение доли которых в структуре валюты баланса в отчётном периоде составило 10%; статьи баланса, темп роста которых превышает темп роста валюты баланса в 1,5 раза; новые статьи отчётности. Выявить области потенциального риска аудитора позволяет применение таких аналитических процедур, как расчет удельного веса отдельных статьей баланса в общем итоге и сравнение показателей проверяемой бухгалтерской отчетности с аналогичными данными предыдущих периодов с выделением позиций, имеющих большие отклонения. Оценка результатов выглядит следующим образом: совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующих дополнительного изучения, составляет не более 5% от валюты баланса – риск аудитора «низкий». Совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующих дополнительного изучения, составляет 5-20% от валюты баланса – риск аудитора «средний». Совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующих дополнительного изучения, составляет более 20% от валюты баланса – риск аудитора «высокий».
На величину риска принятия клиента оказывает влияние оценка финансового состояния предприятия. Расчет наиболее важных показателей, характеризующих финансовое состояние, проводится аудитором на этапе предварительного планирования в процессе оценки потенциального клиента. [37, c. 10]
Совокупный риск является риском аудитора, на основании которого составляется план и программа проверки, определяется объем выборочной проверки.
Аудиторский риск включает в себя три составные части:
неотъемлемый риск;
риск средств контроля;
риск необнаружения.
Неотъемлемый риск и риск средств контроля присущи экономическому субъекту и не зависят от аудитора. Аудитор может провести только оценку уровня указанных рисов и не может на них повлиять. Оценка уровней неотъемлемого риска и риска средств контроля проводится на основе полученных данных в результате изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента. Наиболее эффективными методами получения необходимой информации являются ознакомление с внутренними документами экономического субъекта, проведение устных опросов персонала, направление письменных запросов, наблюдение, использование специальных вопросников, тестов, анкет.
В зависимости от влияния различных групп факторов величины неотъемлемого риска и риска средств контроля в рамках одной и той же аудиторской проверки могут изменяться от счета к счету, что обусловливает целесообразность их оценки для каждого участка учета в отдельности.
Величина аудиторского риска будет зависеть от показателей качественных характеристик раздела аудита, к которым относятся следующие:
- раздел аудита является
значимым в деятельности
- изменения в нормативных документах по бухгалтерскому учету – в проверяемом периоде изменился порядок отражения в бухгалтерском учете операций и (или) формирования показателей бухгалтерской отчетности, относящихся к данному разделу аудита.
- изменения в налоговом
законодательстве – в проверяем
- смена порядка учета и отчетности – предприятием в течение проверяемого периода был изменен порядок учета элементов, входящих в данных раздел аудита.
- смена бухгалтера – в проверяемом периоде произошла смена ответственного исполнителя на данном участке бухгалтерского учета.
Информация о работе Аудиторская проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками