Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 14:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть, что такое бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Задачи – рассмотреть виды и формы бухгалтерской отчетности, изучить ее состав, а также порядок предоставления в российской и международной практике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 5
1.1 Понятие отчетности, ее виды и назначение 5
1.2 Законодательные основы бухгалтерской отчетности 8
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 22
2.1 Состав годовой отчетности в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
-ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (приказ МФ РФ от 27.04.12г. № 55 н).
-ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» (приказ МФ РФ от 02.02.11г. № 11н).
-ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (приказ МФ РФ от 30.12.11г. № 125н).
Перечисленные Положения определяют правила отражения в бухгалтерском учете информации о различных объектах бухгалтерского учета и перечень показателей, которые должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Основным Положением, раскрывающим содержание бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней, является ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций».
Методика учета и отражения в отчетности отдельных операций устанавливается документами третьего уровня (методическими). К ним относят:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению. Приказ МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н (в редакции приказа МФ РФ от 07.05.2003г. № 38н);
- О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ МФ РФ от 22.07.2003г. № 67н;
- Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Приказ МФ РФ от 20.05.2003 г. № 44н;
- Методические рекомендации по составлению и представлению сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Приказ МФ РФ от 30.12.1996г. (в ред. приказа МФ РФ от 12.05.1999г. № 36н);
- Методические рекомендации по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ МФ РФ от 13.06.1995 г. № 49 и др.
К документам четвертого уровня (организационным) относят рабочие документы организаций, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета и отчетности на основе выбора одного из способов, предложенных Министерством Финансов. Это, в первую очередь, учетная политика, разработанная и утвержденная в соответствии с требованиями ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций». При формировании учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и обязательства будут погашаться в установленном порядке.
Организациям предоставлено право отступать, от установленных правил, и включать в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели и пояснения.
Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом учетного процесса, состоящего из четырех стадий (учетных процедур):
- первичная регистрация в документах;
- текущее отражение в регистрах аналитического и синтетического учета;
- обобщение в главной книге и/или оборотных ведомостях;
- заполнение форм отчетности.
Перед составлением бухгалтерской отчетности должны быть выполнены предварительные процедуры, обеспечивающие непротиворечивость, сопоставимость и полноту ее показателей.
Для проверки непротиворечивости данных следует проверить:
- взаимосвязь данных аналитического учета с данными синтетического учета;
- соответствие данных синтетического учета данным отчетных форм;
- соответствие показателей на начало года данным на конец предыдущего отчетного периода, кроме случаев, оговоренных законодательством (переоценка основных средств и изменения в учетной политике).
Сопоставимость отчетных показателей обеспечивается за счет соблюдения в течение отчетного периода способов и приемов бухгалтерского учета, принятых в учетной политике.
При составлении бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена полнота данных. Для этого следует соблюдать ряд условий.
1) Обнаруженные искажения бухгалтерской отчетности текущего или прошлых периодов исправляются в следующем порядке:
- если ошибка выявлена до утверждения годовой бухгалтерской отчетности, изменения вносятся в данные бухгалтерского учета заключительными записями декабря;
- если ошибка выявлена после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, то исправления вносятся в том отчетном периоде, в котором они выявлены, и относятся в состав прибылей/убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году.
2) Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должна быть проведена инвентаризация имущества и обязательств и отражены ее результаты в бухгалтерском учете.
3) В отчетность должны быть включены события после отчетной даты ( распределена прибыль (покрыт убыток) отчетного года в с решением собрания учредителей и др.).
4) Необходимо учесть условные факты хозяйственной деятельности и сформировать оценочные резервы.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой является последний календарный день отчетного периода. Отчетным периодом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно (требование отчетного периода). Первым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, по 31 декабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации юридического лица включаются в бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
К бухгалтерской отчетности в России предъявляются особые требования по оформлению. Отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), с использованием типовых форм, рекомендованных Министерством финансов РФ. При разработке самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности, установленные в ПБУ 4/99.
Данные в бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах или миллионах рублей без десятичных знаков. Каждая форма бухгалтерской отчетности подписывается руководителем и главным бухгалтером и должна содержать следующие данные в адресной части.
Порядок заполнения адресной (заголовочной) части форм бухгалтерской отчетности изложен в приказе МФ РФ от 22.07.2003 № 67н. с учетом изменений.
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. Каждая форма бухгалтерской отчетности подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Если в отчетности присутствуют отрицательные показатели и показатели, которые должны вычитаться при подсчете итоговых данных, то их необходимо показывать в круглых скобках (например, показатель «Непокрытый убыток» в бухгалтерском балансе или показатель «Себестоимость продукции (работ, услуг)» в отчете о прибылях и убытках).
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации (требование адресности). Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять бухгалтерскую годовую отчетность не позднее трех месяцев по окончании года. Если дата представления бухгалтерской отчетности попадает на выходной или праздничный день, то она переносится на следующий после него рабочий день.
Отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Предусматривается два формата представления отчетности:
- бумажный;
- электронный.
В первом случае бухгалтеру или представителю организации необходимо передать отчетность налоговому инспектору или иному пользователю непосредственно в руки или отправить по почте. Представитель организации может быть законный или уполномоченный. Законный представитель организации может быть указан учредительных документах, а уполномоченный должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых органах. Если отчетность отравляют по почте, необходимо сделать опись вложения.
Для сдачи отчетности в электронном виде нужно получить согласие пользователей, которым она представляется. Отчетность можно предоставить по электронной почте или на дискетах.
Юридическую силу подписи отчетности в электронном виде подтверждает электронная цифровая подпись (ЭЦП). Порядок ее применения установлен Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в ее принятии и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности об ее принятии и дату представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.
Датой представления организацией бухгалтерской отчетности является дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата отправки по телекоммуникационным каналам связи или дата фактической передачи по адресу.
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и иных изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.
Организация обязана хранить первичные документы, учетные регистры и формы бухгалтерской отчетности в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Основа достоверности бухгалтерской отчетности – соблюдение трех основных требований, предъявляемых к учетной политике хозяйствующего субъекта (п.7 ПБУ 1/2008):
1) полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
2) своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
3) большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (требование осмотрительности).
Требование полноты реализуется на практике путем сплошного документирования хозяйственных операций. Требования к содержанию и оформлению первичных документов установлены ст. 9 ФЗ-402 «О бухгалтерском учете». Оправдательный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее окончания, что позволяет своевременно отражать факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, а затем в отчетности.
В целях обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (ст.11 ФЗ-402 «О бухгалтерском учете»).
Для обеспечения целостности бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
Отчетность, включающая показатели отчетов дочерних и зависимых обществ, называется сводной (консолидированной). Консолидированная отчетность включает показатели деятельности группы взаимосвязанных организаций.
Содержание показателей и формы бухгалтерской отчетности раскрываются последовательно от одного отчетного периода к другому. В случае несовпадения данных на начало отчетного периода с данными на конец предшествующего года, следует объяснить причину расхождений в пояснительной записке.
В бухгалтерской отчетности приводятся показатели как минимум за 3 года. Если данные за предшествующий период несопоставимы с данными отчетного периода, то первые подлежат корректировке, которая должна быть раскрыта в пояснительной записке с указанием причин. Таким образом, обеспечивается сопоставимость показателей бухгалтерской отчетности.
При формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.