Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 14:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть, что такое бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Задачи – рассмотреть виды и формы бухгалтерской отчетности, изучить ее состав, а также порядок предоставления в российской и международной практике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 5
1.1 Понятие отчетности, ее виды и назначение 5
1.2 Законодательные основы бухгалтерской отчетности 8
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 22
2.1 Состав годовой отчетности в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Данный отчет хорошо раскрывает всю хозяйственную деятельность фирмы за отчетный период, служит основным источником данных для финансового анализа.
В составе российской финансовой отчетности центральное место занимает баланс.
Средства организации участвуют в производстве непрерывно. Для руководства организацией нужно знать, какими средствами она располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс и балансовое обобщение являются важнейшими элементами метода бухгалтерского учета.
Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки активов предприятия и источников их образования на определенную дату в денежной оценке.
Бухгалтерский баланс является основополагающим методом современного бухгалтерского учета, который состоит в сопоставлении видов средств и источников их образования в денежном выражении на определенную дату. Равенство баланса является следствием использования метода двойной записи. Однако и двойную запись можно считать вытекающей из баланса. Так или иначе, баланс и двойная запись неразрывно связаны между собой.
Слово «баланс» имеет латинское происхождение (bis – два, lans – чаша), и в этимологическом смысле обозначает двух чашечные весы.
Баланс является упрощенной моделью имущественного положения предприятия. Отчетная форма (бланк) баланса является практической реализацией модели, выведенной из множества хозяйственных операций, предварительно сгруппированных с помощью двойной записи на счетах бухгалтерского учета.
Модель баланса предусматривает два разреза: вертикальный и горизонтальный.
Вертикальный разрез баланса предполагает две части: актив и пассив. В зависимости от интересов пользователей актив можно истолковывать как совокупность ресурсов для осуществления деятельности, а пассив как источники их образования (статический баланс) или весь актив и пассив как различные стадии кругооборота капитала (динамический баланс).
Горизонтальный разрез зависит от взаимосвязи между учетными объектами, представленными в балансе. Каждой статье баланса соответствует сальдо определенного счета (счетов): дебетовые сальдо формируют актив, кредитовые сальдо – пассив бухгалтерского баланса.
Итог актива всегда равен итогу пассива баланса, поскольку дает оценку одних объектов, но с разных точек зрения. Это правило является аксиомой бухгалтерии и лежит в ее основе.
Основной целью хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики является получение прибыли. В основу исчисления финансового результата положен операционный подход. Он состоит в том, что активы и обязательства принимаются к учету только тогда, когда они являются результатом операций (сделок), и оцениваются по сумме фактических затрат на приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию.
Стоимостные изменения не отражаются в системе бухгалтерского учета, если они вызваны изменением уровня цен (инфляцией) или отклонениями от прогнозов.
Основная цель Отчета о прибылях и убытках сводится к тому, чтобы обеспечить информацией лиц, заинтересованных в результатах деятельности организации. Информация отчета может быть использована для:
1) оценки эффективности аппарата управления;
2) прогнозирования деятельности организации;
3) распределения доходов (дивидендов) между учредителями (акционерами);
4) анализа результатов деятельности и обоснования управленческих решений.
Значение Отчета о прибылях и убытках для оценки доходности и рентабельности организации трудно переоценить. Поскольку общий финансовый результат в Отчете о прибылях и убытках представлен развернуто, т.е. в разрезе различных видов деятельности предприятия, то по информации, содержащейся в данной форме отчетности можно дать оценку изменения доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, проанализировать состав, структуру и динамику валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли, выявить факторы формирования конечного финансового результата и динамику рентабельности продаж.
Отчет о прибылях и убытках позволяет провести анализ динамики выручки от продаж, затрат на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг, анализ факторов, формирующих различные виды доходов и расходов организации.
Данные, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, используются при расчете некоторых коэффициентов, характеризующих деловую активность и доходность организации. Для оценки деловой активности при расчете коэффициентов оборачиваемости используют показатель выручки (нетто) от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг).
При оценке доходности используют такие показатели как прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Сопоставляя различные показатели финансовых результатов с инвестированными средствами можно определить разные показатели доходности, разложить их по факторам. Сопоставление активов организации с прибылью позволяет установить фактическую доходность от вложений в целом.
Информация, представленная в отчете о прибылях и убытках позволяет всем заинтересованным пользователям делать вывод, насколько эффективна деятельность данной организации, и насколько оправданы и выгодны вложения в ее активы.
В Отчете об изменениях капитала раскрывается информация о движении уставного (складочного) капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации. Кроме того, в этой форме указывают суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией.
Основной целью представления в бухгалтерской отчетности показателей капитала организации является обеспечение всех пользователей информацией о его составе и динамике, которая выражает эффективность управления организацией, а также экономических правах пользователей отчетности, связанных с деятельностью этой организации. Кроме того, показатель капитала организации служит связующим звеном между бухгалтерскими балансами предыдущего и данного отчетных периодов.
Действующие в настоящее время в Российской Федерации базовые правила отражения информации в отчете об изменениях капитала в целом основываются на общепринятых западным сообществом правилах. В принципах подготовки и составления отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) формирование информации о капитале организации обеспечивается наличием двух концепций: финансовой и физической.
Согласно финансовой концепции капитала, имеющей в виду инвестированные деньги или инвестированную покупательную способность, капитал рассматривается как синоним чистых активов. Согласно физической концепции капитала, имеющей в виду операционную способность, капитал- это производственная мощность компании, основанная, например, на выпуске единиц продукции в день.
В Российской Федерации формирование информации в отчете об изменениях капитала осуществляется на основе классификационного признака по источникам образования капитала за отчетный период. По своей сути в отчете производится расшифровка изменений сумм показателей, имеющих отношение к формированию собственного капитала организации и представленных в бухгалтерском балансе в виде остатков на отчетную дату. Информация о капитале организации активно используется при проведении экономического анализа с целью определения финансовой независимости и других аналитических показателей.
Отчет об изменениях в капитале обобщает движение собственного капитала. Типы его составления зависят от юридического статуса компании.
Название отечественной формы № 3 аналогично названию отчета по системе МСФО. Согласно МСФО основное предназначение отчета об изменениях в капитале – показать прибыли (убытки), признаваемые именно в качестве изменений в капитале, то есть прибыли или убытки, не признанные в отчете о прибылях и убытках. К таким прибылям (убыткам) относятся прибыли (убытки), образовавшиеся в результате:
-переоценки основных средств (инвестиций);
- появления курсовых разниц от пересчета финансовой отчетности иностранных подразделений, дочерних компаний.
В отчете об изменениях в капитале должен быть отражен кумулятивный эффект изменений в учетной политике и корректировка фундаментальных ошибок. Для того чтобы было показано полное изменение собственных средств, в отчете об изменениях в капитале приводят также данные о чистой прибыли (убытке) за период, взятые из отчета о прибылях и убытках.
МСФО 1 определяет следующий состав минимальной информации, которая должна быть раскрыта в отчете:
- чистая прибыль / убыток за период;
- доходы, расходы, прибыли, убытки признаваемые непосредственно на счете капитала;
- результаты изменений в учетной политике;
- результаты исправлений фундаментальных ошибок.
Проводя сравнение отчета по системе МСФО и отечественного отчета об изменениях капитала, можно сказать, что в РСУиО в форме № 3 также показываются прибыли (убытки) признаваемые в качестве изменений в капитале, т.е. прибыли (убытки) не признанные в отчете о прибылях и убытках. В отечественном отчете также показываются изменения в учетной политике, чистая прибыль за период, резервы предстоящих расходов, оценочные резервы и другие показатели.
В МСФО для получения полной картины изменений в капитале предприятие раскрывает информацию (либо в самом отчете об изменениях в капитале, либо в примечаниях) об операциях:
-капитального характера с владельцами и распределений им;
- связанных с изменением эмиссионного дохода и каждого резерва и указывает сальдо накопленной прибыли (убытка) на начало периода и на отчетную дату.
МСФО в качестве примера приводят два вида отчета об изменениях в капитале. Их основное отличие состоит в том, где показывается информация, отмеченная последней, в самом отчете или в примечаниях.
В международной практике применяют прямой и косвенный метод составления отчета о движении денежных средств. Способы отличаются междусобой только в части отражения потоков денежных средств по текущей (основной) деятельности.
Прямой способ составления отчета предусматривает, что денежные потоки по текущей деятельности представляются в отчетности полностью по притокам (поступлениям) и оттокам (платежам): приток от покупателей и заказчиков, отток поставщикам на оплату материальных ценностей, отток работникам на выплату заработной платы и т.п. Основанием для заполнения являются общие суммы полученных и уплаченных денежных средств по счетам бухгалтерского учета (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Прочие счета в банках»). Поскольку денежные потоки отражаются по реальным оборотам, справочно необходимо привести курсовые разницы, возникшие по операциям с иностранной валютой.
Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств предусматривает представление только чистых показателей притока и оттока денежных средств. Информацию для исчисления чистых потоках денежных средств можно получить из баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (ф. №2), приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5). Такой формат позволяет увязать показатель чистой прибыли с движением денежных средств и выявить причины несовпадения данных показателей. Различия в сумме денежных средств и чистой прибыли обусловлены признанием доходов и расходов по методу начислений (в случае признания доходов и расходов кассовым методом величина прибыли равна остатку денежных средств).
Косвенный формат Отчета о движении денежных средств включает показатели потоков денежных средств, полученные в результате расчетов из отчетного баланса и Отчета о прибылях и убытках. Только величина амортизационных отчислений отражается по валовому показателю их движения за отчетный период. При таком формате представления информации о движении денежных потоков концентрируются данные о финансовых ресурсах организации, отражаются показатели, содержащиеся в системе доходов и расходов - о средствах, поступивших в ее распоряжение после оплатыпроизводства продукции (работ, услуг), для совершения нового цикла производства.
Информация из такого отчета имеет самостоятельное значение. В нем содержатся данные, которых нет в отчете, составленном в прямом формате, но которые необходимы для оценки источников финансирования, понимания других аспектов деятельности организации.
Методика составления Отчета о движении денежных средств состоит из ряда балансовых увязок показателей из Отчета о прибылях и убытках и отчетного бухгалтерского баланса.
Данные о чистой прибыли и сумме амортизационных отчислений можно получить из Отчета о прибылях и убытках и расшифровки затрат по элементам, прилагаемой к нему (Приложение к балансу форма № 5).
Изменение текущей кредиторской задолженности определяется как разница между ее величиной на конец отчетного периода и на начало года. Уменьшение кредиторской задолженности означает отток денежных средств на ее погашение, увеличение – приток денежных средств (в связи и не использованием денег).
Аналогично рассчитывается изменение дебиторской задолженности. Ее увеличение означает отток денежных средств на ее формирование, уменьшение показывает приток денежных средств от дебиторов.
Рекомендации по составлению отчета о движении денежных средств даны в МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств». Российским стандартом ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» также рекомендовано составлять отчет о движении денежных средств прямым методом. Денежные потоки, порождаемые производственно-хозяйственной деятельностью, можно представлять в обоих информационных форматах, что позволит получить оптимальную по составу информацию.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) призвано обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые представляют собой расшифровку основных статей бухгалтерского баланса. Само название этой отчетной формы определяет ее жесткую взаимосвязь с раскрываемыми статьями бухгалтерского баланса на основе их сопоставимости. Эти данные необходимы пользователям для реальной оценки имущественного и финансового положения организации.