Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:23, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является подвергнуть анализу содержание бухгалтерского баланса, выявить современную сущность его содержания, положение в системе бухгалтерского учета; рассмотреть особенности составления баланса в страховой сфере.
Для достижения этих целей необходимо:
дать характеристику понятия бухгалтерский баланс;
разобрать его строение;
рассмотреть различные классификации баланса;
проанализировать его типовые изменения;
рассмотреть содержание статей баланса;
исследовать особенности построения бухгалтерского баланса в сфере страхования.
Объектом для исследования разработки и составления бухгалтерского баланса выбрана одна из фирм, занимающаяся страховой деятельностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский баланс.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский баланс

Введение

    Такой важный элемент бухгалтерской отчетности, как баланс в разное время изучался различными авторами и специалистами. Значение бухгалтерского баланса настолько  велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу. Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. «Так, по свидетельству Рувера, слово «баланс» было впервые применено к финансовым отчетам 1427 г. Независимо от того, были эти ответы на самом деле балансы в современном понимании этого термина или нет (Соколов, 1985, с.53-54).»(5, с.15) Бухгалтерский баланс отличается многогранностью и емкостью содержания. Эта тема привлекает внимание в связи с тем, что он в современном бухгалтерском учете занимает, по мнению многих специалистов и рядовых работников бухгалтерской сферы, центральное место в отчетности. Если раньше в России весь бухгалтерский учет был строго регламентирован, то в настоящее время ведение отчетности получило более свободную основу. Это представляет дополнительный интерес для разработки данной темы.

    Целью курсовой работы является подвергнуть  анализу содержание бухгалтерского баланса, выявить современную сущность его содержания, положение в системе  бухгалтерского учета; рассмотреть  особенности составления баланса  в страховой сфере.

    Для достижения этих целей необходимо:

    дать  характеристику понятия бухгалтерский  баланс;

    разобрать его строение;

    рассмотреть различные классификации баланса;

    проанализировать  его типовые изменения;

    рассмотреть содержание статей баланса;

    исследовать особенности построения бухгалтерского баланса в сфере страхования.

    Объектом  для исследования разработки и составления  бухгалтерского баланса выбрана  одна из фирм, занимающаяся страховой  деятельностью.

1. Понятие бухгалтерского  баланса.

    «Термин «баланс» происходит от латинских слов bis – дважды и lanx – чаша весов, буквально означает двучашее и употребляется как символ равновесия, равенства.»(5, с.14) Этот термин применяется в экономической науке для обозначения интервальных показателей, характеризующих источники образования каких либо ресурсов и направление их использования за определенный период времени. Метод построения баланса как совокупность данных в виде двусторонней таблицы широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.

    В систему плановых балансов входят материальные, денежные и трудовые. При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Балансы используются при сравнительном изучении планового и отчетного товарных балансов. При сравнительном изучении выявляется влияние на изменение реализации товаров таких факторов, как запасы на конец и начало анализируемого периода, объем поступления товара, величина недокументируемого расхода.

    В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения:

    1) равенство итогов, когда равны  итоги записей по дебету и  кредиту счетов, итоги записей  по аналитическим счетам и  соответствующему синтетическому  счету, итоги актива и пассива  бухгалтерского баланса и т.  д.;

    2) самая важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.

    В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский  баланс представляет собой систему  моментных показателей, характеризующих состояние средств предприятия на определенную дату. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу. Дополнением к балансу служит совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности, роль которых состоит в расшифровке данных, содержащихся в балансе. В балансе отражается состояние всех средств организации.

    Основа  построения баланса это классификация  хозяйственных средств. В бухгалтерском  балансе показывается состояние  средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и прочим признакам.

    Наиболее  важные в бухгалтерском учете  классификационные признаки хозяйственных средств:

    1)состав (вид);

    2)источники  формирования.

    Хозяйственные средства по составу подразделяются на внеоборотные и оборотные. По источникам формирования хозяйственные средства подразделяются на собственные и  привлеченные. Привлеченные средства не находятся в собственности организации; используют их временно в течение определенного срока, по окончании которого они возвращаются собственникам.

2. Строение бухгалтерского  баланса.

    Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу, а в другой по источникам формирования.

    Первая  часть баланса называется активом, а вторая пассивом. «Актив от латинского activus – деятельный, действующий; пассив от латинского passivus – страдательный, недеятельный.»(5, с.17)

    Самой важной особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, потому что и в активе и в пассиве отражается одно и тоже – хозяйственные средства организации, но с разных сторон. В активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы. Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса, которые сгруппированы в разделы. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.

    Лучше всего заполнять несколько форм баланса для различных категорий пользователей. Структура бухгалтерской отчетности не регламентируется. «В ученых стандартах описываются лишь перечень и экономическое содержание основных статей; степень детализации определяется бухгалтером организации самостоятельно.»(5,с.18) В настоящее время в нашей стране существует тенденция на упрощение структуры баланса. За последние тридцать лет число статей баланса уменьшилось в два раза.

    Источник  информации для составления баланса  – бухгалтерские счета. Название счета обычно совпадает с названием объекта учета. Любой счет состоит из двух частей: левой – дебета и правой – кредита. Деление счета на две части объясняется движением хозяйственных средств – их увеличением или уменьшением. На каждом бухгалтерском счете отражается начальный остаток – сальдо того или иного объекта учета, а затем его увеличение или уменьшение. Таким образом, на любой момент времени можно определить конечное сальдо по учитываемому объекту. Для этого к начальному остатку средств прибавляют сумму их увеличения и из полученной величины вычитают сумму уменьшения.

    Сальдо, записанное в левой части счета, называется дебетовым, а в правой части – кредитовым. Каждый бухгалтерский  счет имеет дебетовый и кредитовый обороты.

    «Дебетовый оборот – итог сумм, записанных по дебету, без начального сальдо. Кредитовый оборот – итог сумм, записанных по кредиту, без начального сальдо.»(5, с.20)

    Бухгалтерские счета, на которых учитываются хозяйственные  средства, делятся на три группы. Активные счета – это счета, на которых отражаются виды хозяйственных средств. Сальдо активных счетов может быть только дебетовым, так как уменьшение средств ограничено их размерами. Пассивные счета – это счета, на которых учитываются источники формирования хозяйственных средств. В отличие от активных счетов, где на дебете отражается сальдо и увеличение средств, а на кредите – их уменьшение, в пассивных счетах на дебете отражается уменьшение средств, а на кредите – их уменьшение. Сальдо пассивных счетов может быть только кредитовым, так как уменьшение источников средств ограничивается их размерами. Активно-пассивные счета – это счета, на которых учитываются как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования. К ним относятся счета расчетов с юридическими лицами. В процессе расчетов эти лица могут выступать в роли должников организации и в роли ее кредиторов. В первом случае активно-пассивные счета имеют структуру активного счета, а во втором случае – пассивного.

    Сальдо  активно-пассивного счета может  быть:

    1)дебетовым;

    2)кредитовым;

    3)одновременно  и дебетовым и кредитовым.

    Сальдо  может быть и дебетовым и кредитовым по тем счетам, на которых учитываются  расчеты с несколькими контрагентами; одни из них должники предприятия, а  другие – ее кредиторы. Содержание оборотов активно-пассивных счетов зависит от того функцию, какого счета в данный момент они выполняют.

    Для получения различных по степени  детализации показателей существуют два вида счетов. Синтетические счета  дают обобщенные показатели, характеризующие хозяйственные средства. Аналитические счета служат для более подробной характеристики объекта учета. При помощи аналитических счетов детализируются данные, учтенные на синтетических счетах. Аналитические счета, на которых учитываются товароматериальные ценности, содержат не только денежные, но и натуральные показатели. Отражение фактов хозяйственной жизни на синтетических счетах называется синтетическим, а на аналитических счетах – аналитическим учетом. Одни и те же факты хозяйственной жизни отражаются, и на синтетических и на аналитических счетах. Поэтому итоги записей на синтетических счетах должны совпадать с итогами записей на аналитических счетах.

    Помимо  синтетических и аналитических  счетов в бухгалтерском учете  применяются субсчета. «Субсчета  – промежуточное звено между синтетическим счетом и аналитическими счетами.»(5, с.22) При помощи субсчетов осуществляется промежуточная группировка данных аналитического учета с целью получения дополнительной информации об учитываемых объектах.

2.1 Требования, предъявляемые к балансу

    В балансе статьи актива и пассива  делятся в зависимости от срока  их погашения на долгосрочные и краткосрочные. Числовое значение каждой статьи актива и пассива показывается на начало и конец отчетного периода.

    В графе баланса №3 приводятся данные на начало года по вступительному балансу. «Для сопоставимости данных баланса на начало и конец года номенклатура статей баланса на начало года должна быть приведена в соответствие с номенклатурой баланса на конец года.»(5, с.29)

    Остатки по счетам, которые отражают расчеты в балансе, показываются в развернутом виде: в активе – дебетовое сальдо, в пассиве – кредитовое сальдо.

    К бухгалтерскому балансу предъявляются  такие требования как: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность.

    Правдивым баланс является тогда, когда он составлен  на основе записей, сделанных на основе всех документов, отражающим факты  хозяйственной жизни организации  за отчетный период. Баланс должен быть подтвержден документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.

    Документальная  обоснованность показателей баланса. Информационной базой баланса служат документы, регистрирующие факты хозяйственной  жизни организации. Правдивость  баланса определяется полнотой и  качеством документов. Запоздалое или неполное оформление фактов хозяйственной деятельности организации приводит к искажению данных.

    Обоснованность  баланса бухгалтерскими записями на счетах. «Заключительный баланс (на конец года) представляет собой синтез начального баланса (на начало года) и записей по счетам бухгалтерского учета за год.»(5, с.30) При проверке заключительного баланса всегда проверяется соответствие его данных на начало года с данными утвержденного баланса на эту же дату, поскольку вносить изменения в утвержденный начальный баланс организация не имеет права.

    Все фаты хозяйственной жизни организации  отражаются на бухгалтерских счетах. По окончании отчетного периода  по каждому счету подсчитываются обороты за данный период и сальдо на конец отчетного периода. «Конечное сальдо по счету выводится по формуле: начальное сальдо + увеличение – уменьшение.»(5, с.30) Для составления правдивого баланса необходимо сверять записи по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением. Необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчетного периода, составить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счету.

Информация о работе Бухгалтерский баланс