Бухгалтерский баланс в МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия, значения, экономического содержания и техники составления баланса как основной формы бухгалтерской отчетности. Важной частью моей работы также является классификация бухгалтерских балансов по различным признакам (по времени составления, источникам составления, объему и т.д.), что позволяет показать степень охвата бухгалтерской информации и широкий спектр его применения.
В 3 части работы приведен порядок составления бухгалтерского баланса исходя из международных стандартов финансовой отчетности, отражены наиболее важные отличия и, проведенные с целью сближения стандартов, изменения российской системы бухгалтерского учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ БАЛАНСА 3
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС 3
1.1. Роль и назначение бухгалтерских балансов 3
1.2. Классификация бухгалтерских балансов 4
1.2.1. классификация баланса по времени составления 5
1.2.2.Классификация по источникам составления. 7
1.2.3.Классификация по объему информации: 7
1.2.4.По способу очистки. 8
1.3. Требования к составлению и представлению бухгалтерской отчетности 9
1.4 Структура баланса 11
2. ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ БАЛАНСА 30
3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС В МСФО . 36
НОВАЯ ФОРМА БАЛАНСА В РОССИИ. 36
3.1. МСФО 1. 36
3.1.1 Рассмотрим основные отличия РСБУ и МСФО при составлении и представлении бухгалтерской отчетности. 39
3.2. Новая форма бухгалтерского баланса в РФ. 39
3.3 Обнаружение и исправление существенных ошибок в бухгалтерском балансе в соответствии с ПБУ22/2010 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

бухгалтерски й баланс.doc

— 526.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Бухгалтерский баланс - одна из составляющих бухгалтерской отчетности, формируемой организацией и являющаяся методом бухгалтерского учета. Формирование баланса - сложный и ответственный этап работы бухгалтерской службы каждой организации.

Сегодня одним из важнейших условий выхода предприятия на международные финансовые рынки и привлечения инвестиций, является обеспечение прозрачности собственной финансовой информации. Годовой отчет и бухгалтерская отчетность предприятия - важная составляющая такой информации.

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения. Уметь читать баланс - это значит знать содержание каждой его статьи, способ ее оценки, роль в деятельности предприятия, связь с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия, что дает возможность: получить значительный объем информации о предприятии; определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств; оценить общее финансовое состояние предприятия.

Эта тема привлекает внимание в связи с тем, что бухгалтерский баланс в современном бухгалтерском учете занимает, по мнению многих специалистов и рядовых работников бухгалтерской сферы, центральное место в отчетности. Если раньше в России весь бухгалтерский учет был строго регламентирован, то в настоящее время ведение отчетности получило более свободную основу. Это представляет дополнительный интерес и актуальность рассмотрения данной темы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия, значения, экономического содержания и техники составления баланса как основной формы бухгалтерской отчетности. Важной частью моей работы также является классификация бухгалтерских балансов по различным признакам (по времени составления, источникам составления, объему и т.д.), что позволяет показать степень охвата бухгалтерской информации и широкий спектр его применения.

В 3 части работы приведен порядок составления бухгалтерского баланса исходя из международных стандартов финансовой отчетности, отражены наиболее важные отличия и, проведенные с целью сближения стандартов, изменения российской системы бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ БАЛАНСА

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС* — способ группировки и обобщенного отражения в денежном выражении состояния средств предприятия по их видам и источникам образования на определенную дату. Бухгалтерский баланс составляется, как правило, на первое число месяца (квартала, года) в виде таблицы определенной формы и состоит из двух взаимосвязанных частей: актива и пассива. В активе отражаются средства по их видам, составу и размещению, а в пассиве — источники образования этих средств и их целевое назначение. Итоги актива и пассива баланса всегда равны между собой. Это равенство обусловлено тем, что в активе и пассиве отражается один и тот же объем средств, только в разных группировках. Актив и пассив баланса подразделяются на разделы, а разделы — на статьи. Статьями баланса называются отдельные показатели актива или пассива, характеризующие виды средств или источники их образования. Бухгалтерский баланс является основным источником анализа финансового состояния фирмы.

 

1.1. Роль и назначение бухгалтерских балансов

Термин “баланс” широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в значении равновесия. В экономике применяются различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный; межотраслевой баланс и др.

Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.

Первый опыт построения балансов принадлежит бухгалтерскому учету. Балансовое обобщение информации позволяет выявить финансово-имущественное положение экономического субъекта. Это достигается за счет двойственной группировки объектов бухгалтерского наблюдения:

по их функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

по источникам образования имущества хозяйственной единицы.

Бухгалтерские балансы предназначены для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: на дату создания организации (регистрации Устава); начало и конец отчетного периода (финансового года); даты составления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев); в случаях санации, банкротства, ликвидации, реорганизации или др.

Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета венчает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель финансового состояния экономического субъекта. Информация этой модели, представленная в виде отчетных показателей балансовых строк основной формы финансовой отчетности, выступает несравнимым источником при оценке (анализе) функционирования хозяйственной единицы, ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленной на совершенствование или развитие всей системы управления предприятием. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость организаций и удовлетворять таким образом свои информационные потребности.

 

1.2. Классификация бухгалтерских балансов

В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от их составления. В работе предлагается классифицировать бухгалтерские балансы по следующим признакам:

1) Время составления; 2) источник  составления; 3) объем информации;

4) характер деятельности; 5) объект  отражения; 6) способ очистки.

Воспользуемся предложенной схемой классификации для выработки более четкого представления о видах балансов. Первая классификация (по времени составления) представляется основополагающей.

 

1.2.1. классификация баланса по времени составления 

Вступительные балансы составляют в момент организации предприятий (регистрация Устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйствующих единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в Уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесенного имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал. Пример такого баланса находится в приложении (Таблица 1).

Во втором случае (создаваемое предприятие организовано на базе ранее действовавшего) вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятие выступает, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса.

 И, наконец, когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретенного на аукционе по  цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс положительный или отрицательный гудвилл (цену фирмы или стоимость ее репутации).

Текущие балансы. В отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года. При этом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года.

Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими итогами за девять месяцев.

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой - источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса - основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств при расчетах предприятия). Показатели заключительных балансов наиболее точно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Санируемые балансы. Потребность в такой разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства (несостоятельности выплачивать долги) и необходимо определиться: принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путем объявления о банкротстве или попытаться показать кредиторам целесообразность отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до срока составления заключительного баланса (т.е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчетных балансов, составленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы зачастую подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующие реальности.

Ликвидационные балансы. Эти балансы составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:

на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы)- их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);

на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В соответствии с принципом действующего предприятия при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

Рассмотренные характеристики относятся к классификации бухгалтерских балансов по времени их составления.

В табл. 1 приведена классификация балансов по пяти остальным признакам.

Таблица 1.

Классификация бухгалтерских балансов

Признаки классификации

Источник составления

Объем информации

Характер деятельности

Объект отражения

Способ очистки

Инвентарные

Самостоятельный

Основная

Самостоятельные

Баланс-брутто

Книжные

Отдельный

Не основная

Отдельные

Баланс-нетто

Генеральные

Сводный

 

 

 

 

 

 
 

Консолидированный 

     

 

 

1.2.2.Классификация по источникам составления.

При изучении текущих балансов упоминались балансы, составленные по данным текущего бухгалтерского учета и по результатам, зафиксированным в инвентарях (описях). По признаку источника составления выделяются инвентарные, книжные и генеральные балансы.

Инвентарные балансы составляются только на основании  инвентаризационной описи имущества, средств в расчетах, обязательств.

Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.

Генеральный баланс считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учетные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

 

1.2.3.Классификация по объему информации:

Самостоятельные балансы характеризуют деятельность только одного предприятия.

Отдельный баланс. Баланс любого хозяйствующего субъекта внутри юридического лица (филиала, представительства). При составлении отдельного баланса финансовый результат каждым подразделением не выводится.

Сводные балансы. Сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путем простого построчного суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.

Информация о работе Бухгалтерский баланс в МСФО