Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и раскрытие методики составления бухгалтерского баланса в теории и на практике.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотреть роль и назначение бухгалтерских балансов;
охарактеризовать классификацию бухгалтерских балансов;
раскрыть структуру и строение бухгалтерских балансов;
описать практику заполнения годового бухгалтерского баланса организации ПСХК «Хадабулак».

Содержание

Введение 1
1. Бухгалтерская отчетность организаций. 3
1.1. Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности. 3
1.1.1 Состав бухгалтерской отчетности. 3
1.1.2 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. 5
1.1.3 Порядок составления и предоставления бухгалтерской отчетности. 7
2. Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности. 10
2.1 Сущность и назначение бухгалтерского баланса. 10
2.2 Классификация бухгалтерских балансов. 11
2.3 Техника составления бухгалтерского баланса организаций. 14
3. Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления годового бухгалтерского баланса в ПСХК «Хадабулак». 38
3.1 Краткая экономическая характеристика ПСХК «Хадабулак». 38
3.2 Строение и содержание бухгалтерского баланса ПСХК «Хадабулак». 41
Заключение. 48
Список используемой литературы. 50
Приложения 1 – Бухгалтерский баланс
Приложение 2 - Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2010г. ПСХК «Хадабулак» (форма № 1).

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности..doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Отчетный год для  всех организаций охватывает период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Первым для создаваемых  организаций считается отчетный год с даты их государственной  регистрации по 31 декабря; для организаций, созданных после 1 октября, - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Государственные и муниципальные  унитарные организации представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным  имуществом. Организации обязаны  представлять бухгалтерскую отчетность в указанные адреса бесплатно  по одному экземпляру. Все организации, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней после окончания отчетного года. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность до представления в выше указанные адреса рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами.

При наличии технических  возможностей бухгалтерская отчетность может быть представлена на дискете  или ином машинном носителе отчетной информации. Бюджетные организации  представляют месячную, квартальную  и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки. Датой представления бухгалтерской отчетности для одногородней организации считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородней - дата ее почтового управления. В тех случаях, когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день.

Организации публикуют  бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством России. Публикация производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий. Организации, включая дочерние и зависимые общества, составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, устанавливаемом Минфином РФ, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Сроки представления  отчетности установлены п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете и п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

За непредставление  в налоговый орган в установленные  сроки любой составляющей бухгалтерской  отчетности налогоплательщик привлекается к ответственности, установленной  ст. 126 НК РФ.

 

2. Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности.

2.1 Сущность и назначение бухгалтерского баланса.

Термин «баланс» происходит от латинских слов bis – дважды и lanx – чаша весов, буквально означает двучашие и употребляется как  символ равновесия, равенства.

В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения: 

1) равенство итогов, когда  равны итоги записей по дебету  и кредиту счетов, итоги записей  по аналитическим счетам и  соответствующему синтетическому  счету, итоги актива и пассива  бухгалтерского баланса и т.  д.;

2) самая важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.

Бухгалтерский баланс рассматривается  как один из элементов метода бухгалтерского учета. Имущество предприятия непрерывно участвует в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и дать ему экономическую оценку за отчетный период и оперативно руководить финансово-хозяйственной деятельностью, каждое предприятие должно иметь обобщенные данные об имуществе. Такое обобщение осуществляется путем составления бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки  и обобщения имущества по составу  и размещению и по источником его  формирования, выраженных в денежной оценке и составленных на определенную дату.

Бухгалтерский баланс составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец  периода, взятых из Главной книги.

При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту  каждого счета записывают в Главную книгу только из журналов ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.

2.2 Классификация бухгалтерских  балансов.

В зависимости от назначения содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.

Сальдовый баланс в денежной оценки характеризует имущество  хозяйствующего субъекта и источники  образования имущества по состоянию  на определенную дату.

Оборотный баланс, помимо остатков средств и источников образования имущества на начало и конец периода, содержит данные об их движении за отчетный период.

Балансы классифицируются по следующим признакам:

1. время составления;

2. объем информации;

3. объект отражения;

4. объем регулирующих  статей;

5. характер деятельности.

1. По времени составления  балансы делятся на:

· вступительный баланс - составляют в момент образования  предприятия. Вступительные балансы  вновь создаваемых организаций  отражают уставный капитал организации  и внесенное учредителями имущество; вступительные балансы хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемности ранее действующих, могут соответствовать ликвидационным балансам организаций, правопреемником которых выступает вновь созданная организация. В активе баланса отражается состав имущества полученного предприятием при организации, в пассиве - источники образования этого имущества. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем все последующие балансы;

· текущий баланс - составляют в течении всего времени функционирования организации и подразделяется на начальный, промежуточный и заключительный. Начальные и заключительные балансы составляются на начало и конец отчетного года, промежуточные - ежемесячно, а также итоговыми показателями за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев. Заключительные балансы наиболее полно и достоверно отражают имущественное и финансовое состояние организации, поскольку перед их составлением организации осуществляют ряд мер по уточнению показателей учетных данных (проводят инвентаризацию имущества и обязательств, создают резервы по некоторым видам имущества;

· разделительный баланс - составляют во время разделения организации  на несколько самостоятельных предприятий. Его составляют и тогда, когда  в организации выделяется структурная  единица и передается в подчинение другому предприятию. В таком случае баланс называется передаточным.

· объединительный баланс - составляют при слиянии нескольких самостоятельных предприятий в  одно или при присоединении одной  или нескольких структурных единиц одной организации к другой;

· санируемый баланс (санация - оздоровление) - это система мер, проводимых для повышения конкурентоспособности  или предотвращения банкротства  организации.

Процедура банкротства  процесс длительный. В течение  этого времени проводится анализ финансового состояния организации, оценивается возможность продления ее существования при определенных дополнительных вложениях или отсрочках платежей. Для объективной экономической оценки приглашаются независимые аудиторы. На основании данных бухгалтерского учета и инвентаризации имущества и расчетов они составляют специальный баланс, который называется санируемым;

· ликвидационный баланс - составляют при ликвидации организации  как юридического лица (на начало периода  ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы, заключительные ликвидационные балансы). В ликвидационном балансе имущество организации отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.

2. По объему содержащейся  информации балансы можно разделить на индивидуальные и консолидируемые (сводные):

· индивидуальный баланс отражает деятельность только одной  организации;

· консолидируемый (сводный) баланс составляют по данным нескольких предприятий, объединенных между собой  на организационной или юридической основе. Такие балансы делают в целом по ведомству или отрасли путем суммирования одноименных показателей.

3. По объекту отражения  балансы делятся на самостоятельные  и внутренние:

· самостоятельный баланс составляют предприятия являющиеся юридическими лицами;

· внутренний баланс составляют в подразделениях организации (цехах).

5. По объему регулирующих  статей выделяют балансы-брутто, балансы-нетто:

· баланс-брутто - это  бухгалтерский баланс, который включает регулирующие статьи. Данный вид баланса используется для анализов активов и пассивов организации и носит информационный характер. К регулирующим относятся статьи баланса, отражающие амортизацию активов, а также статьи, показывающие накопление и использование прибыли;

· баланс-нетто - это бухгалтерский баланс, который не содержит регулирующих статей (счета 02, 05 и др.). Баланс-нетто является действующей формой бухгалтерской отчетности в России. Объекты в балансе указываются только по остаточной стоимости, т.е. уже отрегулированной.

6. По характеру деятельности балансы делятся:

· по основной деятельности, т.е. уставной деятельности организации: для торговых предприятий - торговля, для промышленных - промышленность;

· балансы не по основной деятельности.

Все остальные виды деятельности являются неосновными.

К бухгалтерскому балансу  предъявляются следующие требования:

1). Равенство актива и пассива  (принцип двойной записи);

2). Достоверность (правдивость показателей  баланса подтверждается документированием  всех хозяйственных операций, записями на бухгалтерских счетах и в учетных регистрах, проведением инвентаризации);

3). Реальность (соответствие оценок  статей баланса объективной действительности);

4). Преемственность (единство методов  оценки и правил составления);

5). Ясность (доступность учетно-экономической информации для внутренних и внешних пользователей, унифицированная форма);

6). Нейтральность (не создавать  приоритетов для тех или иных  групп пользователей, информация  должна быть нейтральной);

7). Сопоставимость показателей  (все данные об имущественном и финансовом положении предприятия приводятся в сопоставимых показателях на начало и конец отчетного периода).

При составлении годового отчета бухгалтеры должны руководствоваться действующими правилами, стандартами бухгалтерского учета.

 

2.3 Техника составления бухгалтерского баланса организаций.

Действующим законодательством  России установлены единые основополагающие принципы и правила составления  бухгалтерского баланса для всех субъектов. Принятая в настоящее  время структура баланса в  значительной мере приближена к мировой практике.

Под техникой составления  бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных  процедур. Это трудоемкий процесс, который  под силу только специалистам в области  бухгалтерского учета. Он включает следующие основные этапы:

  • проведение ежегодной инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса;
  • формирование оборотных ведомостей или Главной книги при 
    журнально-ордерной системе счетоводства;
  • изучение особенностей формирования статей баланса и годовой 
    бухгалтерской отчетности за отчетный период;
  • формирование статей бухгалтерского баланса.

В целях обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации  обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

При проведении инвентаризации следует руководствоваться:

      1. Законом  РФ от 21.11.1996 №129ФЗ «О бухгалтерском  учете».

      2. Приказом  МФ РФ от 26.07.1998 №170 «Положение  о бухгалтерском учете и отчетности  в РФ». 

      3. Приказом  МФ РФ от 13.06.1995 №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки  их проведения, а также состав инвентаризируемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно. Инвентаризационная комиссия, изучив результаты инвентаризации, решает, за счет кого должны быть отнесены выявленные недостачи или как оприходованы излишки. Решения комиссии протоколируются. Протоколы утверждаются руководителем организации или вышестоящей организацией по ходатайству руководства организации в зависимости от размера и характера недостач. На основании утвержденных протоколов бухгалтерия делает записи по счетам, приводя тем самым данные текущего учета в соответствие данным инвентаризации.

Информация о работе Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности