Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:26, курсовая работа
Налоговый учёт имеет относительно недавнюю историю. Он возник в начале ХХ века, когда расходы во время Первой мировой войны заставили правительства стран-участниц военных действий искать дополнительные источники финансирования и вводить налоги на доходы предприятий. С этого момента государство в лице налоговых органов, начало интересоваться источником информации о финансах предприятия, то есть бухгалтерским учётом. Таким образом, бухгалтерский учёт, изначально не предназначенный для целей налогообложения, стал выполнять несвойственные ему функции.
Бухгалтерский
и налоговый учет: опыт российских
организаций и требования мировой
практики.
ВВЕДЕНИЕ
Налоговый учёт имеет относительно недавнюю историю. Он возник в начале ХХ века, когда расходы во время Первой мировой войны заставили правительства стран-участниц военных действий искать дополнительные источники финансирования и вводить налоги на доходы предприятий.
С этого момента государство в лице налоговых органов, начало интересоваться источником информации о финансах предприятия, то есть бухгалтерским учётом. Таким образом, бухгалтерский учёт, изначально не предназначенный для целей налогообложения, стал выполнять несвойственные ему функции.
В этой связи встали следующие вопросы:
- следует
ли довольствоваться
- следует
ли вводить новую концепцию
учёта или ограничиться
Стремление государства возложить на бухгалтерский учет фискальные функции, подчинить его фискальным целям казалось логичным. Для государственных органов весьма желательно иметь возможность корректировать налоговые поступления в бюджет за счет изменения налогооблагаемой базы. Инструментом таких изменений вполне может быть налоговый учет. На практике налоговый учёт, действующий наряду с бухгалтерским, зачастую начинает в определённой степени подменять бухгалтерский учёт.
Бухгалтерский учёт осуществляется хозяйствующими субъектами всего мира. Главной его функцией является аккумуляция финансовой информации. При этом бухгалтерский учёт позволяет стандартизировать отражение операций компании, независимо от её типа, а также от того, кто является пользователем информации.
Бухгалтерская информация используется большим количеством людей: инвесторами и кредиторами (внешние пользователи), менеджерами компании (внутренние пользователи), служащими государственных органов, конкурентами и др.
Основными целями и задачами финансовой отчётности является предоставление информации, которая была бы полезной для принятия решений об инвестициях и предоставлении кредитов, помогала бы пользователям оценивать будущее движение денежных средств, отражала бы рекламации изменения в экономических ресурсах.
Среди факторов, влияющих на содержание учётной практики в той или иной стране, можно выделить следующие:
• тип
кредиторов и инвесторов как основных
пользователей учётной
• число физических и юридических лиц, вовлечённых в процесс инвестирования капитала;
• участие инвесторов в управлении бизнесом;
• степень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг;
• степень
участия в международном
В мире сложились
два направления правового
Общее понятие национальной системы бухгалтерского учёта вытекает из определения учётной системы и конкретизируется
рядом критериев:
• историческое место учётной системы;
• методы учёта и оценки производственных запасов (стоимость приобретения, реализационная и средневзвешенная
стоимость, плановая себестоимость, методы ЛИФО, ФИФО и т.п.);
• используемые методы начисления амортизации и её отображение в учёте;
• отчётные формы и показатели, их регламентация;
• внешние формы контроля деятельности фирм.
Количество классификаций зависит от того, какой признак положен в основу классификационного группирования.
Рассмотрим
бухгалтерский и налоговый учет
в следующих странах: Италия, США,
Япония и Россия.
Глава 1. Опыт зарубежных стран
1.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ В ИТАЛИИ
История бухгалтерского учёта науки начинается в Италии. Здесь возник и получил распространение метод двойной записи: в 1494 г. францисканский ионах и математик Лука Пачоли (1445 – 1517 гг.) опубликовал трактат «Сумма арифметики», с которого начинается бухгалтерский учёт. Однако наукой учёт стал лишь после 1861 г. Именно тогда в стране возникли
три большие школы бухгалтерского учёта (ломбардийская, тосканская и венецианская), отличающиеся теоретическими концепциями и подходами к их практической реализации.
В 1808 г. Наполеон ввёл в Италии Коммерческий кодекс. И до сих пор, несмотря на последующие редакции Кодекса и политические перемены, влияние французского законодательства в области регулирования бизнеса вообще и бухгалтерского учёта в частности остаётся достаточно сильным. При этом следует учесть, что единое экономическое пространство начало формироваться в Италии лишь с момента её объединения в 1861 г.
Ещё первый Коммерческий кодекс обязывал всех торговцев вести журнал хозяйственных операций. Все страницы журнала должны были быть пронумерованы, прошиты и опечатаны коммерческими судебными органами. Однако никаких единых требований относительно правил учёта и форм отчётности тогда не существовало. Лишь вторая редакция Коммерческого кодекса, принятая в 1865 г., сделала обязательным заполнение и публикацию периодической бухгалтерской отчётности.
Второй Коммерческий кодекс Италии (1882 г.) впервые провозгласил, что основным принципом бухгалтерского учёта в этой стране является прямое и правдивое отражение финансового состояния и результатов деятельности компании.
В третьем Коммерческом кодексе (1942 г.) бухгалтерскому учёту было уделено гораздо больше внимания, чем в двух предыдущих.
В нём было декларировано, что основное назначение учёта и отчётности – давать пользователю ясную и точную картину с остояния компании. Третий Кодекс впервые содержал требования к представлению данных и оценке статей отчётности.
Был установлен минимальный объём сведений, которые должны быть представлены в бухгалтерском балансе. Однако никаких требований и ограничений относительно объёма и содержания отчёта о прибылях и убытках ещё не было.
В основу оценки внеоборотных активов был положен принцип себестоимости, а для оборотных активов была предусмотрена оценка по минимальной из двух цен: приобретения и реализации.
Отступления от официальных правил учёта были возможны, если того требовал особый характер активов или самой компании.
В 1974 г. в ходе реформы, касающейся регулирования деятельности публичных компаний, был введён ряд документов, в которых основной целью составления финансовых отчётов провозглашалось представление объективной информации о компании. Тогда же были определены форматы основных бухгалтерских документов, обязательной частью отчётности стал доклад совета директоров компании, а право надзора за процессом их представления было передано Национальной комиссии по компаниям и биржам (НККБ). За прошедшую четверть века власть и влияние этой организации постоянно возрастали.
Принципиальным нововведением реформы 1974 г. стал обязательный независимый аудит компаний, чьи акции продаются на открытом рынке. В задачи аудиторов входит установление факта соответствия отчётности компании как законодательным нормам, так и бухгалтерским стандартам. Впоследствии требование обязательного аудита было распространено на другие категории компаний, в числе которых медиа-концерны, страховые компании, банки и компании, находящиеся в государственной собственности.
Очень сильно влияние на бухгалтерский учёт в Италии налогового законодательства. Системой своих актов оно охватывает гораздо больший круг проблем бухгалтерской практики, нежели профессиональные стандарты. Поэтому итальянские бухгалтеры, как и наши, в своей работе ориентируются, прежде всего, на налоговое законодательство. Особую роль играет соблюдение законодательных требований при формировании отчёта о финансовых результатах, поскольку именно по его данным определяются налоги, взимаемые с итальянских компаний.
Основной причиной итальянской реформы 1990-х гг. стала необходимость следовать требованиям Директив Европейского Союза, в частности, касающихся форм и принципов составления бухгалтерской отчётности компаний и финансовых институтов, формирования консолидированных отчётов и внедрения профессиональных бухгалтерских и аудиторских стандартов.
Подавляющее
большинство компаний закрыто для
потенциальных внешних
Поскольку большинство компаний небольшого размера и управляются самими собственниками, спрос на независимый внешний аудит и детальную бухгалтерскую информацию в целом весьма ограничен. Он исходит лишь от налоговых органов и банков. Однако для банков, что особенно важно подчеркнуть, бухгалтерская отчётность не является серьёзным фактором при принятии решений о кредитовании. Таким образом, главными пользователями отчётных данных до сих пор остаются фискальные органы.
Поскольку итальянские компании составляют отчётность в основном исходя из налоговых требований, для бухгалтеров и менеджеров важно отразить в ней минимальную прибыль, чтобы уменьшить налоговое бремя. Подавляющее большинство малых и средних компаний ведут бухгалтерский учёт и представляют отчётность (по крайней мере, в соответствии с официальными правилами) скорее для удовлетворения требований законодательства, чем для управления деятельностью фирмы.
Профессиональное сообщество в Италии – второе по численности в Европе после британского. Однако низкое качество и информативность официальных отчётов, подаваемых в налоговые органы, и то небольшое значение, которое придаётся этим отчётам на самих предприятиях, не отражают истинного состояния бухгалтерского учёта в Италии, где многие предприятия используют множественные системы счетов, позволяющие достаточно эффективно собирать, обобщать и использовать бухгалтерскую информацию для принятия управленческих решений в интересах самих фирм, а не официальных органов.
Два профессиональных звания позволяют в Италии заниматься бухгалтерским учётом – это звания бухгалтера и доктора коммерции. Различия между ними носят скорее исторический характер, нежели содержательный. Чтобы получить звание доктора коммерции, нужно дольше учиться и сдать более серьёзные экзамены, чем для получения звания бухгалтера. Но права и обязанности и тех, и других при ведении профессиональной бухгалтерской деятельности одинаковы. И те, и другие должны официально зарегистрироваться в государственных органах и получить право вести профессиональную практику.
Однако бухгалтеры и доктора коммерции объединены в разные профессиональные организации. В Италии учётные работники обычно не входят в штат компаний, а осуществляют свою деятельность как независимые эксперты, несущие личную ответственность за результаты своей работы. Кроме того, практикующие бухгалтеры не имеют права заниматься другими видами деятельности, например, такими как налоговое консультирование и аудит. Аудиторы же, в свою очередь, не могут заниматься бухгалтерской практикой. Таким образом, в стране существуют две самостоятельные профессии, и итальянским профессионалам приходится выбирать между деятельностью независимого бухгалтера и работой в крупных аудиторских фирмах, имеющих регистрацию в Национальной комиссии по компаниям и биржам (НККБ).
Формы и содержание бухгалтерской отчётности. Со вступлением в Европейский Союз Италия ввела в свое законодательство общеевропейские требования к бухгалтерскому учёту и отчётности. В соответствии с 4 и 7 Директивами ЕС все итальянские компании обязаны представлять отчётность, соответствующую требованиям международных стандартов. Годовая отчётность итальянских компаний может включать:
• бухгалтерский баланс;
• отчёт о прибылях и убытках;
• пояснительную записку;
• операционный
отчёт (отчёт о текущей деятельности)
• отчёт внутренних аудиторов;
• отчёт о движении капитала;
• отчёт о движении денежных средств;
• отчёт президента компании;
• доклад совета директоров;
• аудиторское заключение.
Лишь первые 5 из этого списка обязательны для представления всеми без исключения открытыми акционерными обществами. Аудиторское заключение обязательно для некоторых категорий компаний – финансовых, страховых, медиа-холдингов и т.д. Компании, акции которых котируются на биржах, должны представлять, помимо итогового годового, отчёты за полугодие.
Все данные в итальянской отчётности приводятся на начало и конец периода. Малые предприятия могут представлять бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и пояснительную записку в сокращённом по сравнению с обычным варианте. Отчётность составляют исходя из общепринятых бухгалтерских принципов – осмотрительности, сравнимости, начислений, постоянно действующего предприятия.