Бухгалтерский учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является овладение методикой оценки основных средств и нематериальных активов в учете и отчетности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик переделанный.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Поскольку период времени, в течение которого нематериальный актив будет приносить доход, определить весьма сложно, прогнозы доходности пересматриваются значительно чаще, чем в случаях амортизации зданий и оборудования. Исходя из этого, в случае изменения ожидаемого полезного срока службы нематериального объекта остаточная стоимость последнего должна быть распределена на пересмотренный срок службы, но не более чем на 40 лет. Если же произошло значительное снижение стоимости объекта, то величина его уценки должна быть отражена в отчете о прибылях и убытках как внереализационные экстраординарные потери.

Повышение балансовой стоимости нематериальных активов запрещено. Однако невозможность дооценки объекта до его рыночной стоимости может привести к искажению прибыли. Например, если в первые годы эксплуатации актива имела место завышенная амортизация, то в дальнейшем ее нельзя компенсировать дооценкой актива. Вместо этого приходится в последующем снижать суммы амортизации, чтобы компенсировать их перерасход, что приводит к существенному снижению издержек и соответственно к завышению прибыли. Такая ситуация демонстрирует непоследовательность традиционной учетной структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Бухгалтерский учет операций с  основными средствами и нематериальными  активами, отражение их в отчетности 

3.1 Бухгалтерский  учет движения основных средств

 

В ходе финансово-хозяйственной  деятельности на предприятие поступают  основные средства. Пути поступления основных средств на предприятие могут быть следующие:

-осуществление капитального  строительства;

-покупка;

-безвозмездное получение;

-взнос учредителями в  качестве вклада в уставный  капитал.

Операции по оприходованию поступивших на предприятие основных средств оформляются в соответствии с типовыми формами первичной учетной документации.

Для оприходования основных средств на предприятии создается комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Этой комиссией составляется акт приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1).

В акте указываются: наименование приходуемого объекта основных средств, год выпуска заводом-изготовителем, краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный инвентарный  номер и другие сведения, необходимые  для ведения аналитического учета. Акт утверждается руководителем предприятия.

На основании акта приемки  в бухгалтерии открывается инвентарная  карточка учета основных средств  по ф. ОС-6, составляются проводки по оприходованию основных средств на баланс и отражению произведенных расчетов по ее получению. Схема корреспонденции счетов по учету приобретения основных средств представлена в таблице 1 (Приложение 1)

Безвозмездно полученные основные средства, приходуются на основании соответствующим образом оформленных первичных документов, которыми являются договор дарения (безвозмездной передачи). Получение такого имущества контролируется записями по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные поступления". Следует отметить, что операция получения основных средств безвозмездно облагается налогом на прибыль (при начислении амортизации в ее сумме счет 98 дебетуется в корреспонденции со счетом 91, субсчет "Прочие доходы"). После определения стоимости данного имущества составляется акт по форме ОС-1. Схема корреспонденции счетов по учету безвозмездного получения основных средств представлена в таблице 2 (Приложение 1).

Поступление основных средств  на предприятие может состояться и при получении их от учредителей в счет их вкладов в уставный капитал.

Основные средства, получаемые от учредителей для погашения  их взноса в уставный капитал в  размере, оговоренном учредительными документами предприятия, приходуются  бухгалтерией предприятия на основании  договора или оценочного акта, подписанного учредителями. В нем должна быть отражена согласованная оценочная стоимость приходуемого имущества.

Основные средства, приобретенные в обмен на другое имущество, кроме денежных средств, приходуются по первоначальной стоимости, в качестве которой выступает балансовая стоимость обмениваемого имущества. Согласно п.1 ст.567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. В том случае, если в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения обязанности передать товар. Корреспонденция счетов по учету приобретения основных средств в обмен на другое имущество представлена в таблице 3 (Приложение 1).

Объекты основных средств  могут быть получены организацией в  хозяйственное ведение или доверительное  управление от государственных или  муниципальных органов. В этом случае между организациями (доверителем  и доверительным управляющим) заключается договор доверительного управления в письменной форме. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Корреспонденция счетов при получении объектов основных средств в хозяйственное ведение представлена в таблице 4 (Приложение 1).

Поступление основных средств на предприятие может  осуществляться также в связи  с арендой. Порядок отражения  арендных операций в учете зависит  от формы аренды. Взаимоотношения  арендатора и арендодателя по договору аренды регулируются Гражданским кодексом РФ (гл. 34). В зависимости от условий аренду можно разделить на два вида: долгосрочная и текущая.

Текущая аренда представляет собой аренду имущества  на следующий условиях:

-срок аренды  определяется договором; после  окончания срока аренды объект  основных средств возвращается  арендодателю;

-цель аренды  состоит в удовлетворении временных  потребностей арендатора;

-сумма арендной  платы включает в себя амортизацию  объекта основных средств и процент от прибыли;

-объект основных  средств является собственностью  арендодателя;

-риск потери  и порчи основного средства  определяется условиями договора;

-арендодатель  за свой счет производит капитальный  ремонт имущества, а арендатор  - текущий ремонт, а также несет расходы по содержанию имущества (если иное не оговорено договором).

Полученные в текущую  аренду основные средства арендатор  учитывают за балансом на счете 001 "Арендованные основные средства.

Капитальные вложения, произведенные  за счет арендатора, отражаются в учете как принятые основные средства, на которые в процессе эксплуатации может начисляться амортизация.

Суммы капитальных вложений безвозмездно передаются арендодателю.

Особенностью долгосрочной аренды является то, что арендодатель приобретает определенное имущество для арендатора и предоставляет его во временное пользование на длительное время; при этом срок аренды близок к сроку службы объектов основных средств. Вместе с тем в случае долгосрочной аренды:

-сумма платежа включает в себя стоимость объекта основных средств, проценты за кредит, комиссионные платежи;

-риск, связанный с порчей  и гибелью, принимает на себя  арендатор;

-объект основных средств  является собственностью арендодателя, после окончания срока аренды  и выкупа в соответствии с договором аренды переходит в собственность арендатора.

Отражение лизинговых операций в бухгалтерском учете осуществляется на основании правил, установленных  Приказом Минфина РФ от 17.02.97 № 15 (в  ред. от 23.01.2001), а также ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ от 30.03.2001№ 26н), которое несколько изменило порядок учета имущества, переданного по договору лизинга; при этом следует также руководствоваться и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Приобретенное по договору лизинга имущество может числиться  либо на балансе у лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя  в зависимости от условий договора.

Передача имущества по договору лизинга при условии его учета на балансе лизингополучателя в бухгалтерском учете лизингодателя отражается с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы". По кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" отражается вся сумма задолженности лизингополучателя по лизинговым платежам. По дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" отражается стоимость лизингового имущества в корреспонденции с кредитом счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Разница между суммой лизинговых платежей согласно договору лизинга и стоимостью лизингового имущества отражается по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов".

В бухгалтерском  учете лизингодателя при условии  перевода предмета лизинга на баланс лизингополучателя будут сделаны  проводки, представленные в таблице 5 (Приложение 1).

В бухгалтерском  учете лизингодателя при условии  учета лизингового имущества  на балансе лизингодателя будут  сделаны записи, представленные в  таблице 6 (Приложение 1).

Причины выбытия  основных средств могут быть различны: реализация, списание (например, ликвидация), безвозмездная передача, передача в уставный капитал других предприятий.

Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно  не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При этом выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайны) ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

Основополагающими документами по учету движения основных средств являются наряду с Планом счетов бухгалтерского учета также ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и соответствующие Методические указания.

Реализация  основных средств подразумевает  изменение собственника; поэтому  эта операция проводится на основании  договора купли-продажи (п. 2 ст. 218 ГК РФ), в котором предусматривается согласованная участниками сделки цена (ст. 424 ГК РФ). На основании договора в соответствии с достигнутым соглашением о стоимости сделки и приказа по предприятию бухгалтерией заполняется акт приема-передачи (ф. ОС-1) в трех экземплярах (1-й экз. - для ГАИ, 2-й экз. - для продавца, 3-й экз. - для покупателя), выписываются расходные документы (счет-фактура, накладная). При передаче основных средств покупателю делается отметка в инвентарной карточке (ф. ОС-6) о выбытии. Бухгалтерский учет реализации основных средств представлен в таблице 7 (Приложение 2).

Ликвидация  и списание основных средств производится в случае нерентабельности ее дальнейшего использования из-за длительного срока работы, аварийного состояния и т. д.

Первичным документом для списания основных средств с баланса предприятия служит приказ по предприятию и акт по ф. ОС-4а, который заполняется комиссией в результате тщательного ее осмотра.

Основные средства снимаются с баланса предприятия при списании в случае морального или физического износа, ликвидации в результате стихийных бедствий, неиспользования основного средства для производства продукции (работ, услуг) или для управленческих нужд. При этом полностью амортизированные основные средства (имущество) продолжают числиться на балансе предприятия до момента наступления указанных обстоятельств или реализации в рамках договоров. Вместе с тем после полной амортизации основных средств амортизация более не начисляется.

В соответствии с п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств 2003 года для определения непригодности основных средств, а также оформления необходимой документации на предприятии приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят:

-главный инженер  (или заместитель руководителя);

-начальники  соответствующих структурных подразделений  предприятия;

-главный бухгалтер;

-лица, ответственные  за сохранность основных средств.

Комиссия помимо непосредственного осмотра объекта, установления конкретных причин списания (износ, реконструкция, авария и т.п.), определения возможности использования отдельных узлов, агрегатов, деталей и материалов списываемого автомобиля (одновременно с оценкой) составляет акт списания (ф. № ОС-4а). Комиссия призвана также осуществлять контроль за изъятием основных средств и их сдачей на соответствующий склад. В акте о ликвидации основного средства следует указать год изготовления, дату его поступления на предприятие, время ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость объекта (для переоцененных - восстановительную), сумму начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов. Акт утверждается директором предприятия.

На основании  акта (ф. ОС-4а) выписывается накладная  на приход материальных ценностей от ликвидации.

В процессе ликвидации бухгалтер составляет проводки, представленные в таблице 8 (Приложение 2).

Безвозмездная передача основного средства, осуществляемая по договору дарения, и передача их организацией в собственность другого  юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляются также актом (накладной) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1).

Информация о работе Бухгалтерский учет