Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:30, курсовая работа
Целью данной работы является оценка постановки учета и отчетности дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
Основными задачами, подлежащими раскрытию в данной работе, являются:
определение понятия дебиторской и кредиторской задолженности;
отражение её движения в бухгалтерском учете;
отражение дебиторской и кредиторской задолженности в финансовой отчетности предприятия;
выявление недостатков и направлений совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 5
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2 Договорные отношения между контрагентами и типовые формы расчетов с дебиторами и кредиторами 10
1.3 Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности 15
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ДВИЖЕНИЕМ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО«МЯСОПРОДУКТ» 20
2.1 Первичный учет дебиторской и кредиторской задолженности 20
2.2 Синтетический и аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженности 22
2.3 Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами 28
2.4 Создание резервов по сомнительным долгам и их учет 31
2.5 Совершенствование учета дебиторской и кредиторской задолженности на ООО«МЯСОПРОДУКТ» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Аналогичные задолженности перед бюджетом возникают и у других партнеров по сделке. При этом на сумму НДС, причитающегося в бюджет, сделана корреспонденция:
Дебет 76/8 Кредит 68,
Дебет 68 Кредит 19 – 19 220 руб. - зачет в бюджет НДС по оплаченному поставщику (СПК «Новая жизнь») сырья после зачетов взаимных требований.
Приведенные проводки представлены в журнале хозяйственных операций (табл.2).
Таблица 2
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
1 | Отражена отгрузка и реализация Мясопродуктов | 62/1 Расчеты с ООО «Пищепродукт» | 91/1 | 126000 |
2 | Начислен НДС к уплате в бюджет | 90/3 | 76/1 | 19220 |
3 | Списана себестоимость проданного товара | 90/2 | 43 | 85000 |
4 | Отражена прибыль от продажи | 90/9 | 99 | 41000 |
5 | Приобретение сырья (свинины) | 10 | 60/1 | 111864 |
6 | Начислен НДС к уплате в бюджет | 19 | 60/1 | 20136 |
7 | Зачет взаимных платежей | 60 | 62/2 Расчеты с СПК «Новая жизнь» | 126000 |
8 | Начислен НДС по оплаченному поставщику (СПК «Новая жизнь») сырья после зачетов взаимных требований | 76/8 | 68 | 19220 |
9 | Зачет НДС по оплаченному поставщику (СПК «Новая жизнь») сырья после зачетов взаимных требований | 68 | 19 | 19220 |
Основанием для проведения взаимозачета может служить проводимая в организации инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами.
Одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, является инвентаризация. Статьей 12 Закона N 129-ФЗ установлено, что порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены в п. 2 ст. 12 указанного Закона. В частности, инвентаризация расчетов обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее – Методические указания), определен порядок проведения инвентаризации. В частности, порядок проведения инвентаризации расчетов регламентируется п. п. 3.44 - 3.48 Методических указаний.
Для проведения инвентаризации расчетов согласно п. 2.2 Методических указаний создается инвентаризационная комиссия, состав которой согласно п. 2.3 Методических указаний утверждает руководитель организации. О проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами издается приказ. Унифицированная форма такого приказа N ИНВ-22 утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Инвентаризация расчетов проводится с целью документального подтверждения наличия дебиторской задолженности и обязательств, установления сроков их возникновения и погашения, уточнения оценки. При инвентаризации проверяется правильность осуществления расчетов с другими хозяйствующими субъектами, кредитными организациями, органами государственной и законодательной власти, с физическими лицами, а также обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
В ООО «Мясопродукт» регулярно проводится инвентаризация расчетов. Согласно учетной политике, она осуществляется 1 раз в год. Результаты инвентаризации отражают в Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами (кредиторами) по форме № ИНВ-17 (Приложение 6).
На предприятии также составляются налоговый регистр4, посвященный дебиторской и кредиторской задолженности (табл.3).
Таблица 3
| N | Показатели задолженности |Источник информации |
|———|—————————————————————————
| 1 |Дата проведения инвентаризации | |
|———|—————————————————————————
| 2 |Вид задолженности:
|———|—————————————————————————
| 3 |Со сроком погашения более 45 | |
| |дней, но менее 90 дней | |
|———|—————————————————————————
| 4 |Со сроком погашения более 90 | |
| |дней
|———|—————————————————————————
| 5 |Сумма безнадежных долгов | |
|———|—————————————————————————
| 6 |По каждому виду задолженности |Регистр дебиторской |
| |итоговая сумма, а также сумма по |задолженности |
| |каждой задолженности, формирующей | |
| |указанные группы | |
|———|—————————————————————————
| 7 |Основание возникновения
| |задолженности |задолженности |
Поскольку форма регистров налогового учета не носит унифицированного характера, для предприятия возможно внести во внешнюю форму рекомендованного ИФНС регистра, поскольку в первоисточнике зачем-то выведено в отдельную графу объединяющее наименование "Виды задолженности". Будет нагляднее, если дать его расшифровку по видам задолженности, а сама графа, таким образом, останется пустой. В следующем пункте будет отражен акт инвентаризации, разработанный мною, с помощью которого будут наглядно отражаться необходимые показатели сомнительной и безнадежной задолженности для усовершенствования контроля за движением дебиторской задолженности.
Кроме того, ООО «Мясопродукт» ведет одновременно расчет с сотнями поставщиками. Поэтому контролировать динамику расчетов с контрагентами и планировать ее совсем не просто. Однако справиться с этой задачей – значит, обеспечить необходимые средства как для погашения текущих долгов, так и для осуществления важных стратегических планов.
Поэтому другим недостатком учета расчетов с дебиторами-кредиторами на предприятии является отсутствие учета кредиторской задолженности. В следующих пунктах также будут предложены регистры, разработанные для данного предприятия.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга (полностью или частично).
Правила формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения, устанавливаемые главой 25 НК РФ, имеют определенные отличия от предписаний бухгалтерского законодательства.
В соответствии с правилами, установленными пунктом 4 статьи 266 НК РФ, сумма резерва по сомнительным долгам, аналогично порядку, устанавливаемому нормативными документами по бухгалтерскому учету, определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.
Суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, предусмотренном в п.5 ст. 266 НК РФ:
«Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде».
Если организацией принимается решение о создании резерва по сомнительным долгам, то списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со статьей 266 НК РФ, осуществляется за счет сумм созданных резервов. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежного долга, подлежащего списанию, разница (убыток) включается в состав внереализационных расходов.
Резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.
Рассмотрим
акт инвентаризации дебиторской
задолженности, (табл.4)составленный на
28.12.2008 года на предприятии ООО«Мясопродукт».
Таблица 4.
Дата проведения инвентаризации | Вид задолженности (руб.) | Сумма безнадежных долгов (руб.) | Основания возникновения задолженностей, приведенных в графах 2 и 3 | ||
Со сроком погашения более 45 и менее 90 дней | Со сроком погашения более 90 дней | Со сроком погашения более 45 и менее 90 дней | Со сроком погашения более 90 дней | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
28.12.2008 | 50000 | 18000 | 15000 | Договор N 24 | Договор N 8 |
100000 | 42000 | 5000 | Договор N 20 | Договор N 3 | |
45000 | 30000 | Договор N 17 | Договор N 2 | ||
55000 | 30000 | Договор N 26 | Договор N 6 | ||
Итого (руб.) | 250000 | 180000 | 20000 |
Информация о работе Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности