Бухгалтерский учет расчетных операций и выявление путей его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетных операций и выявление путей его совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть экономическую сущность расчетов между организациями;
2. изучить формы и процедуры расчётов, выявить их роль в рациональной организации расчетных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами;
3. сформировать цель, задачи и принципы организации расчетных операций;
4. рассмотреть и проанализировать документальное оформление, организацию и методику учета расчетных операций;
5. изучить налоговый учет покупок;
6. рассмотреть и проанализировать документальное оформление, организацию и методику учета расчетов по нетоварным операциям
7. изучить порядок инвентаризации расчетов и проанализировать её результаты;
8. изучить отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности и проанализировать её использование в управлении хозяйственной деятельностью организации;
9. выявить пути совершенствования бухгалтерского учёта расчётных операций и отчётности о задолженности организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….3
1. Экономическая сущность расчетов между организациями. Формы и процедуры расчетов, их роль в рациональной организации расчетных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.………………………….6
2. Цель, задачи и принципы организации расчетных операций……….14
3. Документальное оформление, организация и методика учета расчетов с поставщиками и покупателями. Налоговый учет покупок……………..18
4. Документальное оформление, организация и методика учета расчетов по нетоварным операциям………………………………………………….
5. Инвентаризация расчетов и учет ее результатов. Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности, ее использование в управлении хозяйственной деятельностью организации………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая5.docx

— 85.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….….3

  1. Экономическая сущность расчетов между организациями. Формы и процедуры расчетов, их роль в рациональной организации расчетных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.………………………….6
  2. Цель, задачи и принципы организации расчетных операций……….14
  3. Документальное оформление, организация и методика учета расчетов с поставщиками и покупателями. Налоговый учет покупок……………..18
  4. Документальное  оформление, организация и методика учета расчетов по нетоварным операциям………………………………………………….
  5. Инвентаризация расчетов и учет ее результатов. Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности, ее использование в управлении хозяйственной деятельностью организации………..
  6. Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетных операций и отчетности о задолженности организации……………………………….

Заключение  ……………………………………………………………..

Список использованной литературы  ………………………………….

Приложения ………………………………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предприятия и организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики  риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская задолженность  и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета  и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетных операций и выявление путей его совершенствования.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть экономическую сущность расчетов между организациями;
  2. изучить формы и процедуры расчётов, выявить их роль в рациональной организации расчетных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами;
  3. сформировать цель, задачи и принципы организации расчетных операций;
  4. рассмотреть и проанализировать документальное оформление, организацию и методику учета расчетных операций;
  5. изучить налоговый учет покупок;
  6. рассмотреть и проанализировать документальное оформление, организацию и методику учета расчетов по нетоварным операциям
  7. изучить порядок инвентаризации расчетов и проанализировать её результаты;
  8. изучить отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности и проанализировать её использование в управлении хозяйственной деятельностью организации;
  9. выявить пути совершенствования бухгалтерского учёта расчётных операций и отчётности о задолженности организации.

Объектом исследования в данной курсовой работе является открытое акционерное общество “ завод Диапроектор” г. Рогачёв.

Предмет исследования - расчетные операции “завода Диапроектора” с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами.

Теоретической основой для исследования организации бухгалтерского учета  расчетных операций послужили нормативные  правовые акты, действующие в Республике Беларусь. Следует отметить, что вопросы методологии, методики организации бухгалтерского учета расчетных операций посвящены работы таких ведущих ученых- экономистов, как Ладутько Н. И., Медведев А.В., Попов Е.М., Телеш Е.Ю., Уханова О.В. и другие.

Исследование проводилось на основе методологии диалектического познания, предполагающего системное и  всестороннее изучение организации и осуществления бухгалтерского учета расчетных операций в их развитии и взаимосвязи. В курсовой работе использовались формально- логические (сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция) и диалектические (исторический, абстрактный, конкретные подходы) методы познания. Кроме того, применялись специальные способы: -группировка, сравнение, а также элементы метода бухгалтерского учета: документального отражения операций, система счетов и двойной записи и другие.

Исследование проводилось с  использованием документов и бухгалтерских регистров завода «Диапроектор» за 2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ. ФОРМЫ ИПРОЦЕДУРЫ РАСЧЕТОВ, ИХ РОЛЬ В РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ

 

В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают расчеты с другими субъектами хозяйствования при совершенствовании сделок купли-продажи продукции, товаров и оказания услуг. Они являются необходимым условием процесса кругооборота средств организации. Кругооборот средств совершается эластично до тех пор, пока его различные фазы без задержек переходят одна в другую. Каждый цикл оборота средств заканчивается реализацией продукции (товаров) и поступлением денежной выручки, которая возмещает средства. Вложенные в реализованную продукцию (товары), обеспечивая тем самым источники средств для очередных затрат и инвестиций.

Расчеты являются начальным и завершающим  звеном кругооборота средств. Непрерывное  возобновление циклов оборота средств  организации обеспечивается современными платежами и поступлением денег  на счета в банке. Время кругооборота средств зависит от организации  расчетных операций, применяемых форм и процедур расчетов.

Количественные и качественные характеристики многих оценочных показателей  деятельности организации (объем реализации товаров, прибыль, платежеспособность, оборачиваемость средств и другие) обуславливаются состоянием расчетов. Поэтому рациональная организация расчетов, наиболее полно отвечающая интересам всех участников,- необходимое условие для обеспечения их нормальной работы.

Расчеты совершаются как в форме безналичных платежей, так и наличными деньгами. Расчеты между субъектами хозяйствования за товары и услуги производятся в основном в безналичном порядке через банки путем списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя. Применение безналичных расчетов позволяет государству контролировать кругооборот денежных средств. Кроме того, безналичные расчеты способствуют ускорению процесса реализации товаров, распределению и перераспределению совокупного продукта и национального дохода, сокращению потребности в наличных деньгах, обеспечивают накопление в банках ресурсов для кредитования, ускоряют денежный оборот. По экономическому содержанию безналичные расчеты могут быть товарного и нетоварного характера. К товарным относятся расчеты между предприятиями и организациями за реализуемые товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а к нетоварным – расчеты с бюджетом по налогам и сборам, по погашению банковских ссуд и уплате процентов, перечислению страховых взносов, с учредителями и т.п.

Наличный и безналичный денежные обороты органически связаны  между собой, так как являются частями единого денежного оборота организации. Взаимосвязь их реализуется через  механизм перехода одной формы денежного оборота в другую. Так, денежные средства организации, поступившие на ее счет в банке в результате безналичных расчетов за реализованные товары (продукцию), могут превратиться в наличные деньги для выдачи заработной платы, аванса подотчетным лицам на хозяйственные и командировочные расходы и т.д. И наоборот, поступившие наличные деньги в форме выручки за проданные населению товары, поступившие на расчетный счет, превращаются в безналичные денежные средства и используются для расчетов с другими субъектами хозяйствования.

Кругооборот наличных денег и безналичные  платежи контролирует банк путем  проведения кассовых и расчетных  операций. Выполнение банком функции  расчетного центра позволяет планировать  денежный оборот и вести контроль за его осуществлением.

Наличный и безналичный оборот денег субъекта хозяйствования банк осуществляет при соблюдении следующих  правил:

  • банк хранит денежные средства организаций на счетах, а также выполняет распоряжения их владельцев о перечислении безналичных и выдаче наличных денег со счетов;
  • средства со счета организации списываются по распоряжению и с согласия владельца счета, за исключением списаний средств по исполнительным документам судебных органов;
  • все платежи со счетов организации осуществляются в очередности, предусмотренной в законодательном порядке;
  • формы и условия расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором;
  • взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений;
  • претензии по выполненным банковским операциям организация направляет в банк, допустивший нарушения;
  • продажа жалобы и предъявление иска не приостанавливают операции по счету, за исключением распоряжений инспекции МНС
  • расчетно-платежные документы на списание средств должны соответствовать требованиям, установленным Национальным банком Республики Беларусь.

Развитие и интернационализация  банковской системы вызвали обновление нормативной базы, связанной с регулированием безналичных расчетов. С принятием банковского кодекса Республики Беларусь, вступившего в действие с 1 января 2001 г., Нацбанком Республики Беларусь утверждена Инструкция о банковском переводе (Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь № 66 от 29 марта 2001 г.(в редакции от 26 июня 2009г.№87).

Указанными нормативными документами  в основу правового регулирования безналичных расчетов были положены не наименования первичных документов (платежных инструкций), а содержание банковских операций на осуществление платежей. К ним относятся кредитовые и дебетовые банковские переводы.

Банковский перевод означает последовательность операций,  начинающуюся с выдачи инициатором платежа инструкций, в соответствии с которым один банк (отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях.

Кредитовым считается банковский перевод, инициатором которого является плательщик – должник по обязательству, лежащему в основании платежа.

Кредитовый банковский перевод  производится по следующей схеме:

  1. Бенефициар (получатель денег) и плательщик заключают договор (купли-продажи, производства работ, оказания услуг и др.), на основании которого осуществляются расчеты.
  2. Плательщик представляет в банк-отправитель платежный документ, оформленный в соответствии с законодательством. На всех экземплярах принятого к исполнению платежного документа ответственный исполнитель банка проставляет дату его приема, свою подпись, на втором экземпляре дополнительно - штамп банка-отправителя. Первый экземпляр является основанием для списания средств со счета клиента. Второй экземпляр выдается плательщику.
  3. Банк-отправитель осуществляет банковский перевод банку-отправителю, обслуживающему бенефициара. При наличии договора банка с клиентом на прием к исполнению платежных инструкций в случае отсутствия (недостаточности) средств на текущем счете плательщика платежный документ в неоплаченной сумме помещается в картотеку. Для частичной оплаты банком оформляется мемориальный ордер.
  4. Банк-отправитель высылает плательщику дебетовые авизо - сообщение о перечислении денежных средств, т.е. представляет выписку со счета клиента.
  5. Банк-получатель представляет бенефициару кредитовое авизо об оплате, т.е. зачислении денежных средств в его пользу.

Кредитовые переводы осуществляются на основании следующих расчетных документов:

  • платежных поручений;
  • платежных требований-поручений;
      • мемориальных ордеров (в случае, когда банк осуществляет перевод за счет собственных средств, а также, если законодательством или договором предоставлено банку право самостоятельно дебетовать клиентский счет).

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетных операций и выявление путей его совершенствования